Формула-1 : Частный сайт о больших гонках

Биографии Чемпионов : Мика Хаккинен
Биография : 1 часть2 часть 3 часть 4 частьСтатистика

 
БИОГРАФИЯ : 4-я часть

3 февраля 2000 года в испанском Хересе была представлена новая машина команды "Макларен" MP4-15. Машину представляли оба основных пилота, новый тест-пилот - Оливье Панис, руководство команды и "Мерседес". Традиционная в последнее годы расцветка, разработанная совместно со спонсорами была сохранена. Машина укомплектована совершенно новым, компактным и легким мотором Mercedes-Benz FO110J V10, новой коробкой передач и системой гидравлики. Претерпела изменение часть аэродинамических элементов, программное обеспечение машины и система связи с боксами.

«Мика Хаккинен: "В прошлом году было много гонок, в которых мы просто не смогли финишировать и это - одна из причин, по которой мы упустили Кубок Конструкторов. Я уверен в предстоящем сезоне и подхожу к нему гораздо спокойнее, чем в прошлом или позапрошлом году. Я начну сезон спокойным - надо посмотреть на первую гонку, сделать выводы и выиграть чемпионат. Будет неплохо, если мы в воскресенье доберемся до финиша. Если нет, значит надо работать с двойной силой. Но я не буду об этом думать в пятницу, субботу или воскресенье. Я просто хочу выиграть этот чемпионат."».

Первая настоящая проверка новой машины в квалификации показала, что инженеры "Макларен" потрудился на славу. Конечно былого преимущества не было, соперники тоже не тратили время зря. На последних минутах квалификации Михаэль Шумахер рванулся на трассу, пытаясь бороться за лучшую стартовую позицию, но круг был испорчен из-за аварии Култхарда. Через пару минут комментаторы подбежали к немцу, тот коротко ответил: "Ерунда это все, завтра все будет нормально..." Мика Хаккинен спешивший на пресс-конференцию, заметил: "Сегодня у нас дубль. Могли ли мы желать лучшего?"

Однако прошлогодние стартовые проблемы к сожалению абсолютно точно повторились в новом сезоне. На 11 круге "Гран-при Австралии" сошел Дэвид Култхард, а на 18-м - Мика Хаккинен. Через пару минут финн сказал в интервью: "Я пока не знаю, в чем причина схода наших машин, сильно упала мощность и появился дым. Нам надо еще поработать..." Как и в прошлом году обе машины "Макларен" не смогли добраться до финиша дебютной гонки. На этот раз подвели моторы. Норберт Хауг, "Мерседес": "Та же самая проблема с пневматикой клапана, что была у нас субботу, помешала закончить гонку. Мы постараемся быстро устранить этот дефект, для победы мало иметь хорошую скорость - надо еще доезжать до финиша."

"Гран-при Бразилии" закончился для пилотов "Макларен" точно так же - дубль в квалификации и двойной сход в гонке. Соперники тем временем не дремали - Михаэль Шумахер дважды привел "Феррари" к финишу первой, обеспечив себя очень солидным для старта отрывом в 20 очков.

8 апреля 2000 года Мика Хаккинен завоевал 24-ю в своей карьере "поул-позишн" на "Гран-при Сан-Марино". Чемпионат переехал в Европу, оставив болельщиков в полном неведении относительно реальной силы новых машин "Макларен" - отличные результаты в квалификации и полный провал в гонках. Еще в пятницу было заметно, что спустя месяц после старта чемпионата количество проблем не убавилось. Инженеры команды трудились не покладая рук. Этап предстоял архиважный не только в "зачетном" плане - для всей команды было очень важно увидеть реальное воплощение своей работы на трассе в условиях гонки.
 

Вопрос: После квалификации вы показывали "большой палец" рядом с надписью "Мерседес" на вашей машине. Это специально для прессы?
Мика Хаккинен: (смеется) Я думаю, что им это нужно. Было очень тяжелое время, когда мы боролись с техническими проблемами. В принципе подобные проблемы в нашем спорте не редкость. Я думаю, что команда справится.

Гонка получилась очень красивой, первые пилоты "Феррари" и "Макларен" сцепились не на шутку, стоит вспомнить первые строчки финишного протокола:

1. М.Шумахер    Ferrari  1.31'39"776 200.043 км/ч
2. М.Хаккинен   McLaren  +  0'01"168 200.001 км/ч
3. Д.Култхард   McLaren  +  0'51"008 198.205 км/ч
4. Р.Баррикелло Ferrari  +  1'29"276 196.848 км/ч
 

"У меня было два происшествия на трассе, из-за которых было потеряно несколько секунд. После первой дозаправки, я начал было отрываться, но столкнулся с чем-то на трассе, что сильно разбило мне "передок". Не знаю, может это был кусок металла, может что-то еще, но после этого резко ухудшилась аэродинамика, и машиной стало труднее управлять. Второй случай произошел перед моей второй остановкой в боксах, когда машина практически остановилась в конце главной прямой. Она просто не хотела ехать. Я потерял как минимум три секунды и этого было достаточно, чтобы потерять и гонку. Именно по этим причинам я не могу сказать, что очень разочарован проделанной мной работой и работой, которую проделали механики. Все хорошо поработали."

Ситуация перестала быть критической, обе машины финишировали и в следующей гонке, но многочисленная армия поклонников Мики ждала победы. И ждать пришлось недолго. "Гран-при Испании" закончился вторым дублем "Макларен" подряд и если в дождливом Сильверстоуне  первым до финиша добрался Дэвид Култхард, то в жаркой Испании победу праздновал Хаккинен.


Финиш "Гран-при Испании" 7 мая 2000 года.

"Да. Я не знаю даже как объяснить, насколько я доволен. Я как будто ... на луне. Хочу сказать кое-что о моей команде. Эти парни сделали фантастическую работу.  Они блестяще провели оба пит-стопа и справились с огромной нагрузкой во время второй остановки, когда мы с Михаэлем одновременно заехали в боксы. Сегодня была невероятная победа благодаря невероятной работе команды."

К сожалению второй победы пришлось ждать долго. Относительное равенство лидирующих команд порой превращалось в абсолютное и часто исход гонки решался верным выбором тактики, а в этой области руководство "Макларен" привычно уступало коллегам из "Феррари". Июльский этап "Гран-при Австрии" закончился победой Мики Хаккинена, однако чемпионат уже перевалил за экватор и преимущество Михаэля Шумахера в борьбе за чемпионат было достаточно серьезным, а "Феррари" с определенной долей уверенности можно было назвать лучшей машиной чемпионата. Стартовая борьба за надежность машины вынудила команду принять несколько невыгодных, с точки зрения скорости и управляемости, решений, тогда как итальянская команда двигалась вперед.

Положение в чемпионате после "Гран-при Австрии":
 
01.  М.Шумахер     56 очков
02.  Д.Култхард    50 очков
03.  М.Хаккинен    48 очков
04.  Р.Баррикелло  36 очков
 

То, что продемонстрировал Мика на старте "Гран-при Германии" и "Гран-при Венгрии" можно смело вносить в учебники мастерства пилотов. И если в Венгрии неодолимая сила в лице манифестанта, выбежавшего на трассу с экономическими требованиями, полностью поломала течение гонки, то в Венгрии помешать уже ничего не могло. Да и инженеры все таки решили задачу с несколькими неизвестными, найдя компромисс между скоростью, надежностью и управляемостью.
 
"В Хоккенхайме я говорил, что такой старт удается, наверное только раз в год. Это оказалось неправдой. Я смог сделать это второй раз. Снова я смог обойти Шумахера перед первым поворотом, хотя мы ехали довольно близко друг к другу. От первого поворота иногда многое зависит, это объясняет типичные столкновения на старте. Нужно, чтобы два пилота понимали действия друг друга. Мы нашли взаимопонимание и чисто начали гонку. Победа в Венгрии была результатом фантастического взаимодействия между конструктором шасси и моими инженерами. Мы сделали кое-какие изменения и они привели к нужному для нас результату. Хорошая была гонка, ну а детали того, что мы сделали с машиной я, к сожалению, сообщить не смогу."


После финиша. "Гран-при Венгрии". 13.08.2000.

Следующий этап, "Гран-при Бельгии" тоже можно смело отнести к разряду красивейших гонок сезона из-за великолепной борьбы Михаэля и Мики и потрясающего обгона. Рикардо Зонта комментирует это событие: "Я видел Мику Хаккинена и Михаэля Шумахера в зеркалах, перед "Eau Rouge". Пришлось немного притормозить и держаться посреди трассы, чтобы дать им возможность вырваться вперед. В таком маневре я еще не участвовал."

Из пресс-конференции после "Гран-при Бельгии"

Вопрос: Вы смогли избежать вылета и красивым маневром обошли Михаэля в "Les Combes". Расскажите об этом...
Мика Хаккинен: Необычный маневр... пытаться обойти кого-нибудь на прямой, когда в этом участвует один из круговых. Очевидно Майкл не пропустил бы меня в конце прямой. Так ведь?
Михаэль Шумахер: Думаю, что так.
Мика Хаккинен: Поэтому я поступил иначе. Догнал сразу двоих - Михаэля и кругового пилота, и прошел обоих. Мне это доставило удовольствие, хотя я не знал, как поступит Шумахер.

Вопрос: Мы только что обсуждали с Микой его маневр при обгоне. Каким его увидели вы?
Михаэль Шумахер: Очевидно я был рад, тому что передо мной появился "круговой", потому что команда сообщила о том, что Мика едет быстрее. Я был в воздушном мешке передней машины и надеялся, что Мика не будет иметь значительного преимущества в скорости. Но как только представилась возможность он совершил действительно интересный маневр, обойдя меня внутри поворота.

Две победы подряд - в Венгрии и Бельгии позволили Мике впервые в чемпионате вырваться вперед. До финиша оставалось всего четыре этапа и можно сказать, что чемпионат начинался сначала.

Положение в чемпионате после "Гран-при Бельгии":
 
01. М.Хаккинен   McLaren   74
02. М.Шумахер    Ferrari   68
03. Д.Култхард   McLaren   61
04. Р.Баррикелло Ferrari   49

В Италии Михаэль приехал первым, а Мика вторым. Многое зависело от дебютной гонки в Индианаполисе. Но снова, уже в третий раз за сезон, подвел мотор. Надежда на титул оборвалась за 48 кругов до финиша "Гран-при США". Движок задымился и гонку пришлось закончить досрочно. Последние два этапа почти ничего не решали - перед Сузукой Шумахер был впереди на 8 очков. В "Феррари" слишком долго стремились к этому титулу и упустить его уже просто не могли. Мика Хаккинен закончил сезон вторым.

Уже тогда итоги "чемпионата проигранного "Мерседес" скорее всего не были главной заботой финна - супруга Эрья ждала ребенка и через несколько месяцев Мика должен был принять на себя отцовские обязанности.

Утром в понедельник, 11 декабря 2000 года Мика Хаккинен стал отцом. Эрья Хаккинен родила немного раньше запланированного супругами срока - супруги планировали роды на рождество, но по словам медиков у Эрьи и Мики родился абсолютно здоровый мальчик, весом немного более четырех килограмм. "Я даже не знаю, что сказать вам. - голова идет кругом. Я сначала даже забыл поинтересоваться ростом ребенка" - сказал Мика журналистам. Через несколько дней было объявлено, что нового гражданина земли назвали Хьюго.


Эрья, Хьюго и Мика Хаккинен. Декабрь 2000.
 

Мы встретим Новый год дома, в Монако. Боимся за здоровье малыша. Да и праздник это семейный. Раньше мы всегда ездили в Финляндию к родителям - с ними было как-то веселее. Но теперь нас трое, и мы полноценная семья. На Новый год планируем собрать родственников, чтобы представить им нашего крошечного "босса".