Гран При Бельгии: Стратегический обзор

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Спа...

Гран При Бельгии 2014 года запомнится столкновением двух главных претендентов на титул, Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона, но в гонке было принято немало интересных стратегических решений, в частности – в попытке Росберга и Алонсо отыграться, а Кими Райкконен впервые оказался в шаге от подиума после возвращения в Ferrari. Мог ли финн финишировать в тройке? Всё это мы проанализируем.

Ожидания перед гонкой

После дождевой квалификации все комплекты сликов у команд были новыми, они могли выбрать более продолжительный первый отрезок, ведь стартовые комплекты резины в субботу не использовались.

В Спа это бывает не так часто, но в пятницу трасса оставалась сухой по ходу двух сессий свободных заездов, на которых команды собрали достаточно информации о работе резины. Состав Soft был примерно на 1.6 секунды быстрее Medium на одном круге, поэтому оптимальной казалась стратегия двух пит-стопов с использованием Medium на финальном отрезке. В итоге не все использовали такой сценарий, и в некоторых случаях смена стратегии окупилась.

Два варианта стратегии Ferrari

В дождевой квалификации гонщики Ferrari выглядели лучше, чем в последнее время – четвёртое место на старте стало лучшим результатом Фернандо Алонсо по ходу сезона.

В команде выбрали настройки на несколько больший уровень прижимной силы, что помогло в квалификации, но помешало в гонке. Алонсо застрял в трафике позади Кевина Магнуссена после штрафа за то, что его механики задержались на стартовом поле. Ferrari повезло, что стюарды ограничились самым мягким наказанием – его могли наказать стартом с пит-лейн или проездом по пит-лейн.

После короткой борьбы с Риккардо, Алонсо занимал четвёртую позицию на первом отрезке и отбыл штраф на первом пит-стопе, на 12-м круге, откатившись на седьмую позицию, позади Магнуссена, которого не смог обогнать.

Непонятно, почему второй пит-стоп Фернандо в Ferrari провели на 25-м круге, всего через два круга после пит-стопа Магнуссена? Если они хотели дать ему шанс атаковать на последнем отрезке, стоило сменить шины на два-три круга позже, но в итоге испанец проехал лишь 13 кругов на втором комплекте более мягких шин.

В этой фазе гонки Магнуссен после второго пит-стопа ехал за Хюлкенбергом. В Ferrari рассчитывали, что Кевин на свежей резине быстро опередит немца, но этого не произошло. Сейчас понятно, что Алонсо нужно было оставить на трассе ещё на несколько кругов, чтобы на финальном отрезке, на более свежей резине, Алонсо имел преимущество примерно в две десятых на круге и мог атаковать, как это произошло в борьбе Боттаса с Райкконеном.

Борьба Боттаса с Райкконеном

В случае с Кими Ferrari совсем немного не хватило до подиума, но удержать Боттаса позади было очень сложно, ведь Williams имела преимущество в скорости.

Для Райкконена в Ferrari выбрали очень агрессивную стратегию, сменив шины уже на восьмом круге. Это сработало – он отыграл несколько позиций, когда соперники перед ним начали заезжать в боксы, и на среднем отрезке оказался между двумя гонщиками Red Bull Racing.

Но есть вопрос по поводу второго пит-стопа – Кими заехал в боксы на 21-м круге, получив комплект более жестких шин. По информации, собранной в пятницу, для большинства команд это был оптимальный выбор для продолжительного отрезка, но в Ferrari не смогли проехать большую дистанцию с Medium на тренировках, у них не было уверенности, а в воскресенье выяснилось, что более жесткий состав теряет эффективность быстрее, чем ожидалось.

В Williams воспользовались этим, переключив Боттаса на Medium на семь кругов позже, что позволило ему легко опередить Райкконена за пять кругов до финиша.

Почему в Ferrari сменили резину Райкконену всего после 13-ти кругов на втором отрезке? Мог ли он проехать большую дистанцию на втором комплекте, чтобы добиться большего на третьем? На самом деле, это маловероятно. У Боттаса была более быстрая машина и более эффективная стратегия, так что в Ferrari немногое могли сделать, чтобы оказать сопротивление.

Они рано сменили шины Райкконену, чтобы попытаться сохранить преимущество над Росбергом, который в этот момент прорывался вперёд – других существенных угроз для Кими со стороны гонщиков, ехавших позади, не было. Но Росберг был явно быстрее, так что в итоге и Нико, и Валттери на финише оказались впереди финна.

Риккардо и Росберг сражаются за победу

Несмотря на столкновение с напарником, потерю времени на замену носового обтекателя и необходимость использования компромиссной стратегии, Росберг уступил Риккардо на финише совсем немного, что ещё раз говорит о форме Mercedes и о том, как много потеряла команда из-за столкновения напарников на первом круге – они могли уверенно рассчитывать на дубль.

Риккардо реализовал классическую стратегию с двумя отрезками на Soft и одним на Medium, не имея необходимости отыгрывать позиции за счёт пит-стопов – он использовал сценарий, позволявший максимально быстро проехать дистанцию гонки.

Риккардо рано опередил Алонсо и Феттеля, а столкновение гонщиков Mercedes позволило ему перехватить инициативу – после этого оставалось контролировать ситуацию и поддерживать высокий темп, с чем Даниэль отлично справился.

Что касается Росберга, то даже после вынужденной замены носового обтекателя на восьмом круге, занявшей девять секунд, он мог легко провести гонку с двумя пит-стопами и одержать победу, если бы не допустил ошибок.

Первой была блокировка передней левой шины в шикане Bus Stop на 17-м круге. Возникла вибрация, и на 19-м круге ему пришлось сменить резину. Команда, как показалось, была к этому не готова, поставив ему в панике комплект Medium. В итоге, пришлось перейти на три пит-стопа, поскольку он не смог бы проехать на этом комплекте 25 кругов. Нико не смог реализовать преимущество в скорости на более мягкой резине и потерял какое-то время, пропуская Баттона, которого опередил с нарушением правил.

Росберг провёл третий пит-стоп на 34-м круге, получил комплект более мягких шин и надеялся отыграть отставание от Риккардо, у которого шины на последних кругах были изношены после продолжительного отрезка. Но Нико потерял время как в борьбе с Боттасом, так и при небольшом вылете с трассы. В итоге, он финишировал в трёх секундах позади Риккардо – для атаки не хватило пары кругов.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё