Жаки Экелярт о дебюте Райкконена в Монако в 2001 году

Кими Райкконен, 2001 год

Всем известно, что Монако – сложная трасса. Каждый гонщик, кому довелось там выступать, может многое рассказать и о её коварных поворотах, и о близком знакомстве с отбойниками, практически неизбежном, если ты допустил хотя бы малейшую оплошность. Разумеется, сложнее всего приходится дебютантам Формулы 1, если до этого им не доводилось гоняться по улицам средиземноморского княжества в младших формулах.

В 2001 году Кими Райкконен, дебютировавший в том сезоне в составе Sauber, оказался именно в такой ситуации. Его тогдашний напарник, Ник Хайдфельд, неплохо выступал в Монако и в Формуле 3, и в Ф3000, и за рулем машины команды Prost, поскольку немец пришел в Формулу 1 годом ранее. Поэтому он трассу знал отлично, а Кими предстояло быстро на ней освоиться.

Вот что вспоминает Жаки Экелярт, в то время гоночный инженер Райкконена в Sauber.

«Несколько кругов мы проехали вместе с Кими на скутере, и я объяснял ему, где надо было ехать, где не надо, – начинает свой рассказ Жаки. – Но это происходило еще в день, когда все улицы открыты для городского движения, везде были пробки, поэтому получить точное представление о гоночной траектории было невозможно».

Однако в четверг молодой финский гонщик во время довольно напряженных тренировок впервые начал знакомиться с трассой. Жаки его предупредил, что сцепление с асфальтом будет очень плохим, что от барьеров надо держаться подальше и вообще работать за рулем поспокойнее.

«Состояние трассы в Монако очень быстро улучшается по мере того, как асфальт покрывается отработанной резиной, и прирост скорости связан скорее с этим, чем с изменениями настроек или мастерством гонщика, – объясняет Экелярт. – Поэтому Райкконену предстояло познакомиться с трассой, найти оптимальное давление в шинах, разобраться с настройками тормозов и двигателя, определиться с оптимальным дорожным просветом для максимальных скоростей и прочей рутиной, которой приходится заниматься командам. С тех пор многое поменялось, и сейчас подготовка к уик-энду идет по более сложной программе.

Также, когда мы еще ездили на скутере, я ему сказал, что туннель надо проезжать на полном газу: педаль в пол, тормоза не трогать.

После нескольких кругов Кими вернулся в боксы, доложил, что все нормально, а потом спросил, уверен ли я, что поворот в туннеле надо проходить на полном газу? Я подтвердил».

Инженеры кое-что изменили в настройках, подрегулировали давление в шинах, и, посмотрев данные телеметрии, Кими вновь сел за руль. На пит-уолл все были удивлены, что финн уже на круге выезда из боксов проехал туннель на полном газу.

«Это было проявление того, что я называю доверием между гонщиком и инженером, но еще в большей степени – признак уверенности в себе, – продолжает Экелярт. – Правда, в том заезде Кими не смог добиться большего, возникли проблемы с суппортом тормозов, и сессия закончилась раньше времени, поскольку пришлось заняться ремонтом машины».

В квалификации Кими смог показать 15 результат, опередив Хайдфельда на 0,18 секунды. Так что в первом в жизни Гран При Монако он стартовал с более высокой позиции, чем напарник, что уже было впечатляющим достижением.

Однако в гонке всё пошло не по сценарию.

После 25 кругов Кими сообщил о проблемах в двигателе. Мотор работал с перебоями, поэтому пришлось вернуться в боксы. Финн вылез из машины, вместе с инженерами проверил телеметрию. Оказалось, что неисправный датчик сигнализировал об избыточной пробуксовке колес, и электроника перевела мотор в щадящий режим. Не стоит забывать, что в те времена системы трэкшн-контроля были вполне легальными.

«Я сказал Кими, что замена датчика займет много времени, однако попросил его снова сесть за руль, – вспоминает бельгийский инженер. – Я вообще выключил систему трэкшн-контроля, чтоб он мог проехать еще 40 кругов до финиша, просто набираясь опыта на будущее. В этот момент Кими уже проигрывал лидеру 4 круга.

Разумеется, я его предупредил, что с выключенной электроникой риск вылететь с трассы намного выше, поскольку тогдашние моторы V10 регулировались в расчете на системы трэкшн-контроля и отличались очень агрессивной динамикой.

“Окей”, – сказал Кими и выехал на трассу. Он не допустил ни единой ошибки и финишировал последним. Такие гонщики, как Хайнц-Харальд Френтцен (Jordan), Хуан-Пабло Монтойя (Williams) и Ник Хайдфельд, напарник Райкконена, сошли с дистанции по разным причинам. Но если посмотреть на протокол самых быстрых кругов той гонки, то Кими в нем занимает 6 строчку, и свое лучшее время финн показал на 60 круге Гран При Монако, хотя на его машине уже был отключен трэкшн-контроль!»

Текст: . Источник: MTV3
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё