Британский журналист Джеймс Аллен анализирует влияние тактики команд на результаты Гран При Германии, где мы стали свидетелями противостояния Red Bull Racing и Lotus.
Борьба этих двух команд была связана с тем, что технические новинки позволили Lotus приблизиться по скорости к Red Bull Racing, а Pirelli привезла на Нюрбургринг новые шины, что способствовало экспериментам с тактикой. Интрига гонки не была бы столь захватывающей, если бы не автомобиль безопасности, выехавший на трассу после 24 кругов, но, тем не менее, Гран При Германии стал одной из самых интересных гонок сезона.
Предгоночные ожидания
Пятничные тренировки сопровождались хорошей погодой, что позволило командам оценить особенности новой версии шин, которую Pirelli привезла на Нюрбургринг, реагируя на проблемы, возникшие в Сильверстоуне.
Тренировка показала, что шины Soft позволяют проходить круги на 1,5 секунды быстрее, чем Medium, но и деградируют намного быстрее. Команды прикидывали, что первый отрезок гонки продлится не более 6 – 8 кругов, после чего резину надо будет менять.
В Ferrari избрали другой подход к квалификации, выбрав для ее финальной сессии – и, соответственно, для старта гонки – шины Medium, решив, что машине F138 не хватает скорости, чтобы бороться с более быстрыми соперниками.
Гонка обещала быть интересной, поскольку стратегам команд предстояло решить сложную задачу: правильно определиться с моментами пит-стопов и очередностью использования шин двух составов.
Lotus бросает вызов Red Bull Racing
Борьба за победу развернулась между Себастьяном Феттелем и дуэтом гонщиков Lotus.
Все трое стартовали на мягких шинах, а погода стояла жаркая, что было на руку Lotus: Роману Грожану удалось проехать на комплекте Soft 13 кругов, и он был готов вступить в сражение с Феттелем.
В Lotus планировали опередить Себастьяна за счет пит-стопа, вынудив лидера Red Bull Racing свернуть в боксы раньше, чем обычно, чтобы на втором отрезке гонки ему пришлось бы проехать больше кругов – расчет был на то, что под конец этого отрезка шины на RB9 начнут терять эффективность. Как известно, машина Lotus позволяет проезжать без потери скорости больше кругов, особенно в условиях высоких температур.
Но этот план провалился, поскольку на 24 круге на трассе появился автомобиль безопасности, когда Marussia Жюля Бьянки, стоявшая на обочине после отказа мотора, вдруг самопроизвольно покатилась и пересекла трассу - гонщика за рулем уже не было.
В этой ситуации все сразу ринулись в боксы: как только на трассе появляется автомобиль безопасности, гонщику приходится ехать на пит-стоп (если он не сменил резину только что), последовав примеру остальных, поскольку от соперника, который едет на свежей резине, оторваться практически нереально.
После этого Феттелю удалось действовать по своему плану, избежав проблем с шинами. Следующий пит-стоп Грожан провел на 40 круге (за круг до Себастьяна), но, к сожалению, к тому моменту он уступал чемпиону мира уже секунду, поэтому не смог оказаться на трассе впереди Себастьяна.
Тем временем, Кими Райкконен вместе с Lotus действовал по другому плану. Финн провел пит-стоп до напарника, на 8 круге, поскольку команда решила, что шины теряют скорость, и дорого за это заплатил, застряв позади Mercedes Нико Росберга. По ходу второго отрезка Кими уступал Феттелю уже 13 секунд. Однако автомобиль безопасности дал ему второй шанс, и отрыв сократился. В Lotus решили позволить Райкконену доехать до финиша на третьем комплекте резины. За 12 кругов до конца гонки он опережал Себастьяна на 15 секунд, уже после того как немец провел свой третий пит-стоп. Но к моменту пит-стопа соперника (41 круг) шины на Lotus проехали 16 кругов, а до финиша оставалось еще 19. 35 кругов на одном комплекте – это уже перебор.
В Lotus не забыли болезненную ситуацию в Шанхае в прошлом году, когда резина на машине финна окончательно сдала на заключительных кругах, и он не смог заработать очки, поэтому решили не рисковать, чтобы не пропустить вперед еще и Алонсо.
После пит-стопа Феттеля Кими проехал еще 8 кругов, чтобы дотянуть до момента, когда можно будет ставить мягкую резину и атаковать в заключительной фазе гонки. В Lotus чувствовали, что это единственная возможность побороться за победу, поскольку шины Soft позволяли ехать намного быстрее, чем Medium. Но ставить эту резину раньше, чем за 11 кругов до финиша, было рискованно, учитывая, что на тренировках на машине Кими шины деградировали более интенсивно, чем у Грожана.
Райкконен потерял какое-то время, обгоняя напарника, который в итоге его пропустил, понимая, что у них разные тактики. Но, все-таки, даже на резине Soft Кими не хватило скорости, чтобы опередить Феттеля.
Планы Lotus разрушил автомобиль безопасности
Хотя появление автомобиля безопасности сыграло на руку Райкконену, позволив ему отыграть время, потерянное позади Росберга, фактически его планы, как и планы напарника, были нарушены. Стратеги Lotus предполагали, что финн преодолеет дистанцию с двумя пит-стопами и вступит в борьбу в заключительной фазе гонки.
Автомобиль безопасности лишил команды возможности гибко принимать решения, заставив большинство гонщиков избрать одну и ту же тактику и исключив фактор неожиданности, ставку на который сделали в Lotus.
В Ferrari избрали альтернативную тактику
Оценивая свои шансы в квалификации не слишком высоко, в Ferrari решили избрать иную тактику.
Их идея состояла в том, чтобы провести финал квалификации, а затем и стартовать на шинах Medium, проехать более длинный отрезок, чем соперники на резине Soft, которым пришлось бы раньше провести пит-стоп и столкнуться с трафиком. Пока гонщики Red Bull, Mercedes и Lotus пробивались бы через трафик, Алонсо и Масса попытались бы создать некий отрыв, а затем опередить кого-то из соперников во время своего первого пит-стопа. Эта тактика была построена на теории, что мягкие шины долго не выдержат, и в итоге по ходу более длинного отрезка пилоты Скудерии на резине Medium окажутся быстрее.
Однако план не сработал, поскольку после старта Фернандо долго не удавалось прогреть шины, и на первом отрезке он откатился на 8 позицию. Масса был в более выгодном положении, поскольку ехал 6-м, но на 4 круге вылетел с трассы и сошел с дистанции. Алонсо провел пит-стоп на 12 круге, всего за круг до Грожана, ехавшего на резине Soft, поэтому практически с самого начала все пошло не по сценарию.
Фернандо был быстр на заключительном отрезке на свежем комплекте Soft, однако, тактика Ferrari оказалась более эффективной, чем была на самом деле, лишь благодаря автомобилю безопасности. До того, как он появился на трассе, Алонсо проигрывал Феттелю почти 20 секунд.
Когда машине не хватает скорости, тактические ухищрения обычно не срабатывают. В Red Bull попытались применить что-то подобное в Китае, где Феттель был недостаточно быстр, но у них тогда тоже ничего не получилось.
Немного о Williams
В Германию Williams приехала без единого очка, и это после 8 этапов чемпионата – беспрецедентная ситуация в истории команды. Хотя на Нюрбургринге машине тоже не хватало скорости, из-за чего в квалификации Мальдонадо и Боттас показали лишь 17-й и 18 результаты, для обоих была избрана тактика двух пит-стопов. Гонщикам нужно было беречь шины, поддерживая при этом хороший ритм прохождения кругов, и Мальдонадо перед своим вторым пит-стопом даже пробился в первую десятку. Увы, именно из-за пит-стопов план реализовать не удалось: в случае с обоими гонщиками в боксах произошли заминки из-за проблем с гайковертами, и время было потеряно.
В отличие от Алонсо, после старта пилотам Williams удалось проехать на шинах Medium более 20 кругов. Но Боттас потерял в боксах 13 секунд, после чего оказался в трафике, а Мальдонадо, хоть и ехал на 7 позиции перед своим заключительным визитом в боксы, тоже потерял целых 16 секунд из-за того же заклинившего гайковерта.
Не будь этого, он смог бы побороться с Хюлкенбергом, ди Рестой и Риккардо за очки, поскольку ехал на более свежей резине.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com