Гран При Монако: Стратегический обзор

Старт Гран При Монако

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен анализирует влияние тактики и стратегии команд на результаты Гран При Монако…

Гран При Монако был во многих отношениях похож на прошлогоднюю гонку, и его участники явно дозировали скорость, что привело к интересным последствиям.

При этом мы увидели примеры разных тактических схем, которых, прежде всего, придерживались претенденты на титул. Если анализировать их подход к проведению гонки, выясняется, что они, скорее, думали о чемпионате, чем боролись за победу в этой гонке.

Главным героем уик-энда стал Нико Росберг, который был быстрее всех на тренировках и в квалификации, но его позиции в личном зачете не слишком сильны, и по ходу гонки никто его особо не атаковал, хотя тактика Mercedes изначально состояла в том, чтобы тормозить пелотон, следовательно, соперники отставали не так уж сильно.

Поскольку Росберг всех сдерживал, по ходу гонки было немало обгонов и попыток совершить эти маневры, что привело к многочисленным авариям. В результате ход Гран При дважды прерывался появлением автомобиля безопасности, плюс на 46 круге гонка была приостановлена красными флагами. Это позволило всем командам перед рестартом поставить на свои машины свежую резину, так что никому из гонщиков не пришлось столкнуться с проблемой износа шин.

Предгоночные ожидания

На совещаниях, предшествовавших Гран При, команды с уверенностью говорили, что дистанцию можно проехать с одним пит-стопом. Вариант с двумя пит-стопами теоретически позволял добраться до финиша на 15 секунд быстрее, но его сочли рискованным из-за медленного трафика и высокой вероятности появления автомобиля безопасности (80%), что могло свести на нет преимущество, которое давал более высокий темп.

Ожидалось, что Mercedes будут сдерживать темп, учитывая их проблемы с шинами, проявившиеся в предыдущих гонках, но в итоге скорости оказались еще ниже, чем могли предполагать стратеги команд-соперниц.

В сдержанном темпе

Тактика Mercedes заключалась в том, чтобы контролировать темп и проходить круги с определенной заданной скоростью. Год назад так же поступили в Red Bull Racing в случае с Марком Уэббером.

Это было сделано для того, чтобы гарантировать, что первый комплект шин позволит продержаться хотя бы до 30 круга, после чего открывалось “окно” для проведения единственного пит-стопа. В Mercedes решили, что вариант с двумя пит-стопами, хотя и сулил более высокие скорости, делал их уязвимыми – особенно в случае с появлением сейфти-кара – перед Red Bull или Lotus, планировавшими ограничиться единственной остановкой в боксах.

На первом отрезке темп был крайне медленным – на 10 секунд хуже, чем в квалификации. Нико Росберг после рестарта гонки, последовавшего за первым появлением автомобиля безопасности, на свежей резине проходил круги на пять секунд медленнее, чем на изношенных шинах SuperSoft непосредственно перед своим пит-стопом.

Эффект от этого был двойной: во-первых, никто из соперников Росберга не попытался опередить его за счет более раннего пит-стопа, поскольку на трассе почти не было просветов, которые позволили бы избежать трафика после выезда из боксов. Во-вторых, пелотон был довольно плотным, поэтому гонщики пытались совершать обгоны, часть которых закончилась авариями – отсюда два появления автомобиля безопасности и красные флаги.

Автомобиль безопасности испортил гонку Хэмилтону

Так получилось, что первый сейфти-кар испортил гонку Льюису Хэмилтону, напарнику Нико Росберга, лишив команду победного дубля, хотя виноват в этом был сам гонщик, а не стратеги его команды.

На первом отрезке Хэмилтон ехал вторым, но затем, когда из-за аварии Фелипе Массы на трассе в первый раз появился автомобиль безопасности, в Mercedes слишком медленно на это отреагировали. Когда все это произошло, гонщикам команды до конца круга оставалось преодолеть три поворота. Но в тот момент, когда выехал сейфти-кар, Росберг и Хэмилтон уже пересекли линию старта и начали новый круг.

Им пришлось проехать его с установленной скоростью (примерно 40% от нормальной), тогда как гонщики Red Bull сразу отправились на пит-стоп. Само по себе это не проблема, поскольку всем приходится ехать с предписанной скоростью, и в любом случае машины Red Bull должны были занять свое место позади сейфти-кара. Проблема в том, что Хэмилтон потерял лишние 8 секунд на круге, предшествовавшем пит-стопу. Если бы он ехал с той же скоростью, что и Росберг, т.е. преодолел круг за 1 мин. 54 секунды, то оказался бы в боксах через три секунды после напарника.

Механики со вторым комплектом резины были наготове задолго до того, как Льюис появился в боксах, а когда он вернулся на трассу, то был уже позади дуэта Red Bull.

Претенденты на титул не боролись за победу

В велогонке Tour de France, когда в отрыв уходят участники, не претендующие на победу, лидеры, как правило, на это не реагируют. В Монако мы увидели нечто подобное. До уик-энда в Монте-Карло Росберг занимал только 9-е место в личном зачете, поэтому казалось, что претенденты на титул больше стремились заработать очки, чем соперничать с ним.

Удивительно, что Феттель, после ошибки Хэмилтона переместившись на вторую позицию, когда до финиша оставалось 47 кругов (причем, у Mercedes в последней фазе гонки могли начаться проблемы с шинам) ни разу не попытался побороться с Росбергом за победу. Как и остальные претенденты на титул, он думал об очках, а не о славе. Второе место позволяло ему увеличить отрыв от Райкконена и Алонсо, а Росберг все равно оставался в 60 очках позади.

Алонсо в воскресенье также старался не рисковать. Старт с 6-й позиции мало что обещал, однако испанцу пришлось уступить еще одну позицию, чтобы избежать столкновения с Серхио Пересом. Потом его застали врасплох Адриан Сутил и Дженсон Баттон. На мягких шинах Ferrari смотрелась лучше, чем на SuperSoft, однако на последнем отрезке дистанции после возобновления гонки команда решила поставить на его машину именно SuperSoft. Странное решение: как раз в тот период Алонсо обогнали Сутил и Баттон.

Кими Райкконен совершил ранний пит-стоп на 26 круге, надеясь, что это заставит кого-то из соперников отреагировать, последовать его примеру и, тем самым, пойти на риск, поскольку на одном комплекте шин надо будет проехать отрезок из 50 кругов. Но никто не отреагировал, зато потом все без проблем поменяли шины, когда на трассу выехал автомобиль безопасности. Кими мог рассчитывать на 5-е место, пока Серхио Перес не спровоцировал инцидент, в результате которого были повреждены обе машины. В итоге финн финишировал 10-м.

Force India преподнесла сюрприз

Неудачный уик-энд Ferrari стал неожиданностью, но в воскресенье не менее удивительным было уверенное выступление гонщиков Force India. Адриан Сутил финишировал 5-м (благодаря столкновению Райкконена и Переса), однако в целом провел гонку очень сильно, хотя первые 45 кругов проехал с поврежденным передним крылом. Крыло заменили, когда гонка была остановлена красными флагами, после чего немец смог обогнать Дженсона Баттона и Фернандо Алонсо. Force India в настоящий момент опережает McLaren в зачете Кубка конструкторов, и хотя в Монако серебристые машины были несколько быстрее, команда Виджея Мальи заработала 12 очков, а McLaren – только 8.

Свой вклад в этот успех внес и Пол ди Реста. Квалификация для него сложилась крайне неудачно, поскольку в критический момент команда допустила ошибку в выборе резины, и в итоге шотландец оказался лишь 17-м. Поэтому в воскресенье он избрал иную тактику, проведя очень ранний пит-стоп на 9 круге. Команда воспользовалась тем, что в целом гонка проходила в весьма сдержанном темпе, и постаралась, чтобы перед ди Рестой по возможности была свободная трасса. В тот момент команда просто импровизировала, надеясь на появление автомобиля безопасности или красные флаги. Поскольку без них не обошлось, то ди Ресте удалось здорово продвинуться вперед и финишировать девятым.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё