Сэм Майкл о хитростях "выдувного" диффузора Red Bull

Red Bull RB6

В нынешнем сезоне, по всеобщему мнению, лучшей машиной по сумме качеств является Red Bull RB6. Эдриану Ньюи в который раз удалось добиться большего, причём если в гонках соперникам нередко удается отобрать у Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера победу, то в квалификации такое пока случилось лишь раз за прошедшие четыре месяца.

В чем же секрет столь успешных выступлений гонщиков RBR в субботу? Поначалу команду подозревали в использовании не вполне законных систем регулировки дорожного просвета. Теперь это в прошлом, а в настоящем – «выдувной» диффузор. На бумаге его идея кажется понятной и даже не очень сложной, но на практике обуздать поток выхлопных газов и направить его на повышение прижимной силы оказалось непросто.

Mercedes в Валенсии и McLaren в Сильверстоуне смогли убедиться в этом на собственном примере. У Red Bull система работает гораздо эффективнее, позволяя гонщикам ехать особенно быстро в скоростных поворотах – данные из Барселоны красноречивы: в девятом повороте RBR на 15 км/ч опережала всех.

Хитрость «выдувного» диффузора в том, что он работает, лишь пока пилот нажимает на педаль акселератора. Как только машина начинает замедляться, прижимная сила падает, и поведение задней части становится крайне нестабильным. Оба гонщика McLaren отмечали это в Сильверстоуне.

Одной из команд, которой оказалось по силам совладать с «выдувным» диффузором, стала Williams. Вот что думает об этом устройстве технический директор Сэм Майкл: «Системы у всех разные. Если смотреть на выхлопные трубы, то наша по конструкции больше всего напоминает решение Red Bull, а у Mercedes, Ferrari и – из того, что можно было увидеть за один день – у McLaren, всё иначе.

У команд выбрана разная точка выхода выхлопных газов в диффузор. У вас есть определенная энергия, и использовать её полностью не получится. Потому надо выбирать, где именно «выдувать» диффузор. Очевидно, что в Red Bull этот момент полностью оптимизирован – и всем очень хочется поближе взглянуть на их решение».

Майкл признал, что во многих командах наверняка не раз просматривали видеозапись аварии Марка Уэббера с Хейкки Ковалайненом в Валенсии – там так хорошо видно днище RB6. Также конструктор уверен, что у Red Bull есть электронная система, позволяющая контролировать выхлоп и добиться большей стабильности при преобразовании энергии газов в прижимную силу.

«Это несложно с точки зрения шасси, но важно не повредить двигатель. Если опережение зажигания будет слишком значительным, то топливо догорит уже в выхлопной трубе, что повысит энергию исходящих газов, но уменьшит крутящий момент двигателя, - считает инженер. - Кроме того, повышенная нагрузка может привести к повреждению выхлопной системы.

Мы работаем в этом направлении, но в Сильверстоуне ничего такого не испытывали. Работа идет совместно с Cosworth на динамическом стенде, но никаких конкретных результатов пока нет. Если отталкиваться от скорости, то можно говорить, что такой системой пока располагает только Red Bull – хотя такой же мотор и у Renault, потому у них почти наверняка есть определенные наработки.

Система, помимо прочего, увеличивает расход топлива, потому в гонке пользоваться ей не стоит – только в квалификации. Но и там она действует лишь секунду или две, когда гонщик нажимает на тормоз. Это вполне реализуемая схема – но мы её ещё не сделали».

Похоже, соперникам вновь есть, что перенимать у Red Bull - гонка технологий продолжается…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё