Гран При Бахрейна: Стратегический обзор

Старт Гран При Бахрейна

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Бахрейна…

Этап в Бахрейне позволил нам оценить обновлённую Формулу 1 на трассе, где легко обгонять, и мы увидели, что стратегия вновь сыграла ключевую роль из-за выбора составов и износа шин.

Расстановка сил в борьбе Mercedes и Ferrari в этом году зависит от нескольких факторов, включая очень высокий темп Себастьяна Феттеля на шинах SuperSoft – и относительной слабости Mercedes на этом составе. Подобным образом ситуация складывалась и в Мельбурне. Ferrari удалось лучше разобраться с новыми широкими шинами Pirelli, чем их главным соперникам.

В Ferrari вновь использовали агрессивную стратегию, опередив Mercedes за счёт «подрезки» – более раннего пит-стопа. Выездом автомобиля безопасности, разрушившим стратегию Ferrari в Шанхае, в Mercedes воспользоваться не смогли из-за заминки на пит-стопе, а потом Хэмилтон получил пятисекундный штраф.

В средней группе мы увидели несколько сильных выступлений, особенно хорош был Серхио Перес, финишировавший седьмым после старта с 18 позиции. Мы проанализируем основные стратегические решения прошедшей гонки.

Ожидания перед стартом

В этом году этап в Бахрейне перенесли на более поздний срок, и по ходу уик-энда было очень жарко – лишь в воскресенье жара чуть спала. Ветер сменил направление – в день гонки на главной прямой он был встречным и очень сильным.

В результате настройки, сделанные по итогам второй пятничной тренировки, работали не вполне корректно. В пятницу машины Mercedes были очень быстры, а в воскресенье Ferrari оказались быстрее на этом составе – и из-за этого в Mercedes проиграли гонку.

В Force India не сомневались в том, что сценарий уик-энда будет традиционным – с серьёзным уменьшением деградации шин от пятницы до воскресенья. Серхио Перес отлично умеет беречь резину на дистанции, поддерживая при этом хороший темп, поэтому в гонке они реализовали свой первоначальный план с двумя первыми отрезками на SuperSoft. Серхио немного помог выезд автомобиля безопасности.

В прошлом году гонка в Бахрейне оказалась не вполне традиционной – многие гонщики, включая тех, кто поднялся на подиум, изменили стратегию по ходу гонки. Обычно это приводит к негативным последствиям, что произошло и в этом году – изменившие стратегию в итоге проиграли тем, кто придерживался первоначального плана.

Успех Феттеля и неприятности Хэмилтона

В прошлом году Льюис Хэмилтон проиграл одну позицию на старте Нико Росбергу, который в итоге финишировал первым. В этом году, стартовав вторым, он проиграл старт Себастьяну Феттелю, выигравшему гонку. В Бахрейне нечётная сторона стартового поля имеет явное преимущество над чётной. Хэмилтон стартовал с её грязной половины, а Феттель – с чистой.

Босс Ferrari Маурицио Арривабене призвал свою команду действовать смело, и стратег Иньяки Руэда вновь использовал «подрезку», чтобы за счёт раннего пит-стопа на десятом круге опередить Боттаса.

В Mercedes следили за действиями соперников и могли ответить сразу, позвав Валттери в боксы на том же круге, но в команде посчитали, что Феттель после пит-стопа может попасть в трафик, поэтому отложили смену шин у Валттери. Это стало ошибкой. В итоге в Mercedes решили разделить стратегию своих пилотов, поставив Боттасу SuperSoft, а Хэмилтону – Soft на второй отрезок.

Когда выехал автомобиль безопасности, у Mercedes был шанс сменить Боттасу шины без потери времени, вернув ему лидерство – Феттель в итоге пропустил бы и его, и Риккардо, а возможно и Хэмилтона, но этого не произошло. Боттас потерял время на круге заезда в боксы и по ходу пит-стопа из-за заминки, а Риккардо при въезде на пит-лейн заблокировал Хэмилтон, получив пятисекундный штраф. Всё это сыграло на руку Феттелю, сохранившему лидерство за автомобилем безопасности. Он отлично провёл второй отрезок гонки и одержал победу.

На втором отрезке Боттас порой уступал до секунды на круге на шинах того же состава, что продемонстрировало скорость Ferrari и проблемы Mercedes на шинах SuperSoft.

Хэмилтон на шинах Soft десять кругов подбирался к Боттасу. Обогнав напарника, он быстро отрывался, выигрывая у Валттери по восемь десятых на круге. Это заставило стратега Mercedes Джеймса Воулза изменить стратегию Хэмилтона, поставив ему ещё один комплект Soft на последнем отрезке, а не планируемый SuperSoft.

Это был ещё один компромисс – вдобавок к неудачному старту, пятисекундному штрафу и медленным пит-стопам. К счастью, они сэкономили этот комплект прикатанных шин Soft для гонки, тогда как у многих команд, включая Red Bull Racing, такого резерва не было.

На заключительном отрезке Хэмилтон был очень быстр. Боттаса попросили его пропустить, и Льюис бросился в погоню за Феттелем, серьёзно сократив отставание. Примерно за шесть кругов до финиша немец увеличил мощность силовой установки, чтобы не позволить Хэмилтону приблизиться. Он сохранил позицию и выиграл гонку, благодаря нескольким факторам и усилиям команды – поэтому он был так счастлив после финиша. Это напомнило «старую» Ferrari, времён Михаэля Шумахера и Росса Брауна: смелая стратегия, отличное пилотирование и безупречная работа команды.

Прорыв Серхио Переса

Одним из факторов зрелищности гонки стало решение Pirelli привезти в Бахрейн шины SuperSoft, которые всё же ощутимо изнашиваются на дистанции. В результате командам пришлось тщательно обдумать стратегию – и в гонке мы увидели разные варианты, когда на втором и третьем отрезке гонщики использовали Soft и SuperSoft примерно в равной пропорции.

Именно это мы и хотим видеть по ходу сезона, а не консервативный выбор шин, при котором износа почти нет, а гонщики проезжают дистанцию с одним пит-стопом и финишируют почти в том же порядке, что и стартовали. В Бахрейне оптимальным был состав Soft, с SuperSoft у Mercedes возникли сложности, но некоторые команды построили свой план именно на этом составе.

Стартовав 18-м, Серхио Перес финишировал седьмым, используя SuperSoft на двух первых отрезках. Данные, собранные в пятницу, говорили о потере из-за износа 0,18 секунды на круге, но в воскресенье состояние асфальта традиционно улучшилось – он очистился от песка и покрылся слоем отработанной резины.

Перес – один из лучших, когда речь идёт об умении контролировать состояние шин, не теряя в темпе. Как и Феттель, он проехал 23 круга на SuperSoft, но в отличие от Феттеля он ехал не на свободной трассе, а в трафике – отличная работа.

Серхио хорошо стартовал, поднявшись на 13-е место, а потом обогнал Палмера в борьбе за 12-е. Выезд автомобиля безопасности позволил ему провести пит-стоп с потерей только девяти секунд против 21-й, когда гонка идёт в обычном темпе. Это позволило ему опередить Грожана, а у Сайнса и Ферстаппена возникли проблемы. На рестарте Перес был уже девятым, позади Эриксона, выбравшего один пит-стоп, и Хюлкенберга.

В Renault за автомобилем безопасности поставили Хюлкенбергу шины Soft, обеспечив ему возможность выбора стратегии одного пит-стопа, но Перес имел преимущество в скорости за счёт более мягких шин – он смог выйти вперёд и оторваться на длинном отрезке из 23 кругов.

Вероятно, в Williams были удивлены тем, как близко к ним подобрался Перес в конце гонки. В Williams использовали два новых комплекта Soft на дистанции, а как мы уже заметили, этот состав был лучшим в Бахрейне, а в Force India испытывали явный дефицит скорости в квалификации – никто не ждал от них такой конкурентоспособности в гонке.

На среднем отрезке Масса уступил Райкконену и Риккардо, а в конце отрезка его темп упал, даже несмотря на относительно низкий износ Soft.

Не так давно ходили слухи о возможном переходе Переса в Ferrari – тогда сделка не была совершена, но подобные гонки наверняка возродят интерес Скудерии к мексиканцу.

Альтернативный план Паскаля Верляйна

Паскаль Верляйн отметил своё возвращение в Формулу 1 отличной гонкой, которую он закончил 11-м за рулём Sauber – самой медленной машины этого года. Это стало возможно благодаря стратегии одного пит-стопа – он стартовал на Soft, а второй отрезок из 45 кругов проехал на SuperSoft.

Он сменил резину на 11-м круге, ничего не выиграл от выезда автомобиля безопасности, но отказ от второго пит-стопа позволил ему сэкономить 24 секунды. На медленной машине он всё больше отставал от лидеров с каждым кругом, но смог опередить многих из тех, кто отправился на второй пит-стоп: Квята, Алонсо, Палмера, Окона и Хюлкенберга. Двое последних его потом обогнали на трассе, но ему удалось остаться впереди Квята и Палмера, у которых более быстрые машины.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё