Стратегический обзор: Гран При Великобритании

Старт Гран При Великобритании

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Великобритании…

Британская гонка получилась непредсказуемой, а фактор случайности играл большую роль – автомобиль безопасности или неудачный пит-стоп с легкостью могли вывести вас из борьбы. Перед стартом прошел ливень, так что гонка началась за сейфти-каром, а вскоре после рестарта был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности.

Льюис Хэмилтон в четвёртый раз выиграл Гран При Великобритании – сомнений в этом не было после старта, но борьба за второе место и другие позиции оказалась весьма плотной, а стратегия сыграла важную роль в определении результатов.

Мы увидели, что машины Red Bull Racing в дождевых условиях быстрее Mercedes – позже по ходу сезона это преимущество может стать для них основой победы. У Williams вновь возникли серьёзные проблемы на влажной трассе – после старта с 6 и 12 позиций команде не удалось заработать очков.

Ожидания перед гонкой

В пятницу на тренировках обошлось без дождя и команды проехали приличную дистанцию, пытаясь найти какое-то применение самому жесткому составу Hard, который уступал в скорости двум остальным, а дистанцию из-за гранулирования выдерживал даже меньшую, чем Medium. На некоторых машинах шины Hard обеспечивали большую стабильность в скоростных поворотах, но всем было понятно, что использования этого состава лучше избегать.

Оптимальной стратегией в гонке на сухой трассе многие считали один отрезок на Soft и два на Medium. У гонщиков Ferrari оставался лишь один комплект новых шин Medium на гонку, так что у них могли возникнуть серьёзные сложности, но ливень перед стартом изменил ситуацию.

Переход с дождевых шин на промежуточные

Многие считают, что в начале гонки автомобиль безопасности слишком долго оставался на трассе, но после этого команды и гонщики принимали разные решения по поводу перехода с дождевых шин на промежуточные, а потом и на слики. И в ряде случаев эти решения повлияли на итоги гонки. При этом, схема смены шин была одинаковой: дождевые - промежуточные - слики Medium.

Себастьян Феттель потерял пять мест на старте из-за замены коробки передач и вынужден был рисковать, чтобы отыграться, но не смог использовать в своих интересах ранний переход с дождевых шин на промежуточные.

После рестарта на пятом круге Феттель ехал позади Переса – они занимали 10 и 11 место. Феттель сразу свернул на пит-лейн, чтобы сменить шины, а Перес оставался на дождевых ещё два круга – как и тройка лидеров – Хэмилтон, Росберг и Ферстаппен.

Их решение было верным. Один из тех, кто первым свернул в боксы – Паскаль Верляйн – вылетел на скользкой трассе на промежуточных шинах, став причиной объявления режима виртуальной машины безопасности. Это позволило тем, кто ещё не поменял резину, сделать это позже и с меньшей потерей времени. В итоге, тройка лучших сохранила позиции, а Перес оказался четвёртым.

Сейчас у команд есть очень сложные и весьма совершенные инструменты, оценивающие скорость и расположение машин на трассе, а любые решения проверяются в разных вариантах несколькими инженерами отдела стратегии, анализирующими состояние трассы на всех секторах по скорости машин.

Те, кто не стал сразу переходить на промежуточные шины, учли эти данные и расчёты. В тот момент состояние трассы ещё не вполне подходило промежуточным шинам, но были и другие факторы. В частности – фактор водяных брызг, ведь чем их меньше, тем быстрее может ехать гонщик, поскольку лучше контролирует состояние трассы. Но никакой необходимости для немедленной смены шин в тот момент не было, поэтому в Mercedes и Red Bull Racing не позвали своих пилотов в боксы сразу после рестарта.

Те же, кто сменил шины сразу, скоро поняли, что допустили ошибку. Рискованные решения порой действительно приносят успех, но странно, что в Ferrari решили рискнуть сразу с двумя машинами, сменив шины Феттелю и Райкконену на пятом круге. В большинстве команд провели пит-стопы своих гонщиков на разных кругах, чтобы уменьшить риски.

Сразу после ухода автомобиля безопасности никто не мог точно представить состояние трассы на реальных гоночных скоростях, нужно было подождать хотя бы круг, а решение о немедленной смене шин было очень рискованным. В Ferrari решили рискнуть с обоими пилотами и проиграли. Перес и Масса отыграли на более позднем пит-стопе шесть и пять позиций соответственно, а у Ferrari Феттель остался 11-м, а Райкконен потерял одну позицию.

Переход с промежуточных шин на слики

К 15 кругу траектория высохла достаточно для перехода на слики. Феттель первым отправился в боксы, а на трёх следующих кругах и все остальные сменили резину.

Феттеля развернуло, что говорит о том, что менять шины на том круге ещё было рано, а Ферстаппен пытался использовать феноменальную скорость Red Bull Racing на изношенных промежуточных шинах, чтобы проехать ещё несколько кругов, сократив отставание от Хэмилтона, свернувшего в боксы на 17-м круге. Он эффектно обогнал Росберга по внешнему радиусу в Becketts, имея там отличное сцепление с асфальтом, которого не было у гонщика Mercedes.

В Mercedes поставили слики обоим гонщикам на 17 круге, Хэмилтон сразу поехал в темпе 1:40, а Росбергу понадобилось несколько кругов, чтобы адаптироваться к сликам – в итоге он уступил пять секунд Ферстаппену, который тоже сразу поехал в темпе Хэмилтона.

По мере подсыхания трассы скорость Росберга росла, он сократил отставание от Макса и вышел вперёд.

Весь пелотон выбрал состав Medium при переходе на слики – за 34 круга до финиша это был лучший компромисс между скоростью и износом. Шины Soft гранулировались, так что понадобился бы ещё один пит-стоп, а шины Hard были медленнее на полсекунды на круге и выдерживали на два круга меньше, чем Medium.

Были определённые сомнения в том, что все смогут добраться до финиша на этом комплекте Medium, и тут Макс Ферстаппен вновь отлично справился, что было непросто, ведь износ шин у Red Bull Racing выше, чем у Mercedes.

Специалисты по стратегии следили за износом шин, за 15 кругов до финиша стало понятно, что дополнительный пит-стоп не понадобится.

Финиш Переса на шестом месте стал возможен, благодаря верному решению отложить первый пит-стоп, а вот Нико Хюлкенберг сначала на первом пит-стопе откатился с восьмой позиции на десятую, а на более позднем втором отыграл несколько мест, сменив шины позже Массы и Квята.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё