Этап "Формулы-1 в России" Возможно ли это?

Россия вовсе не так далека от автогонок, как кажется, ведь первые автомобильные гонки были проведены в далеком 1898 году, а первый чемпионат СССР стартовал на Минском шоссе, практически одновременно с первым чемпионатом "Формулы-1" - в 1950-м году.

При советской власти автогонки курировал тогдашний ДОСААФ, вместе с подотчетной ему Федерацией автомобильного спорта, в недрах которого были воспитаны многие знаменитые чемпионы. На чемпионате мира по мотогонкам на льду, проходивший в Ассене в 1981 году, весь подиум был занят нашими пилотами - Любичем, Суховым и Гладышевым. Десять чемпионатов подряд наши спортсмены занимали первые места - или в личном, или в командном зачете, а Габдрахман Кадыров стал шестикратным чемпионом мира. Мастер спорта СССР Геннадий Моисеев трижды был чемпионом мира по мотокроссу. С 1957 года проводились чемпионаты страны по ралли и трижды наши возвращались победителями с крупных международных раллийных соревнований.

Это не фотомонтаж. Старт этапа шоссейно-кольцевых гонок в Эстонии. 60-е годы. Фото из архива РОСТО.

Планы строительства трассы для проведения международных соревнований высшего "формульного класса" тоже появились довольно давно. Еще при Брежневе было разработано несколько проектов, но к сожалению ни одному из них не удалось перешагнуть порога проектных институтов. Самым, пожалуй, проработанным и реальным был проект строительства трассы в Калининграде (бывший Кенигсберг). Но увы. Это требовало очень серьезных финансовых и вливаний и не гарантировало быстрого получения прибыли. Впрочем о прибыли тогда мало заботились, а "руководящая и направляющая" больше волновалась о поддержке Олимпийских видов спорта, где мы были "впереди планеты всей". А виды спорта, не вошедшие в число Олимпийских, отдавались на откуп небогатым федерациям. Впрочем удалось разыскать фрагмент постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года: "… признать целесообразным: … строительство в 1967 - 1970 годах, … за счет средств общества (ДОСААФ СССР)… шоссейно-кольцевых трасс для участия в международных этапах автомотогонок." Так что проекты были, постановления были. Казалось, что не хватало только одного - денег. На самом деле не было еще одного фактора - личной заинтересованности. Для того чтобы воплотить в нашей стране любое серьезное начинание, нужна просто личная заинтересованность и инициатива чиновника очень высокого ранга.

О ВЛИЯНИИ ЛИЧНОСТИ НА ИСТОРИЮ...

Тема не нова. Тематика спортивных, да и не только спортивных, трансляции на наших экранах всегда была связана с личными пристрастиями стоящих у власти. При советской власти было у нас фигурное катание и хоккей, при "рыночных отношениях" появился большой теннис и "Формула-1". Сменится власть снова - будем смотреть что-то другое. И никакие письма в адрес телекомпании ничего никогда не решали и не решат. К сожалению. Пока у нас не будет большого выборы независимых каналов, серьезно конкурирующих между собой, мы будем зависеть от любых перемен на политическом фронте.

Впрочем мы и так от них зависим. Начало трансляции гонок на Россию принято связывать с появлением во власти Шамиля Тарпищева - члена международного Олимпийского комитета, бывшего советника по спорту президента России, а ныне - советника мэра Москвы. И переменчивая история трансляций практически совпадает с политической карьерой Шамиля Анваровича. Был он советником президента - смотрели по РТР, попал в опалу - трансляции прекратились, стал советником мэра Москвы - трансляции возобновились на московском канале "ТВ-Центр". Кстати Тарпищев на сегодняшний день, пожалуй, единственный политик, всерьез пропагандирующий спорт на телевидении и в обществе. За что ему, конечно, спасибо. И, в основном благодаря ему мы познакомились с "Формулой-1" и теперь не можем оторваться от экрана. И пока он будет рядом с властью, гонки будут на телеэкране. Ну если только Экклстоун и ФИА не назначат уж совсем драконовских цен на право трансляции. Что-то я отвлекся…

В интервью по окончании "Кубка Кремля" Тарпищев сказал (это транслировалось по телевидению): "Теперь моя главная задача - привезти "Формулу-1" в Россию".

СТРОИТЬ, ТАК СТРОИТЬ

В начале 1998 года сообщения о возможности строительства автодрома мирового уровня в России появились в периодической и сетевой печати. Причем практически одновременно фигурировали три проекта - Москва, Тула и Санкт-Петербург. Строить, так строить.

МОСКВА

Самым "правильным", со всех точек зрения, вариантом был, конечно московский. Трассу планировалось строить на площадке между аэродромами "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2", решив таким образов сразу несколько очень важных проблем. Во-первых Москва имеет громадный опыт проведения крупнейших международных соревнований, а во-вторых сразу была бы обеспечена необходимая инфраструктура - гостиницы, хорошие дороги, близость аэропорта, наличие телекоммуникаций и прочее. И самое важное, пожалуй - официальная встреча в мае 1998 года между Шамилем Тарпищевым (в качестве официального представителя вице-мэра Москвы Валерия Шанцева) и Берни Экклстоуном. В некоторых газетах прошла информация о заключении предварительного соглашения о проведении в Москве этапа чемпионата мира 2001 года, хотя сейчас понятно, что этот срок не очень реален. Впрочем...

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 20 июля 1999 г. N 652-ПП

"О строительстве в Москве автодрома трассы "Формула-1" и
гольф-поля с инфраструктурой"

В целях организации в Москве международных соревнований по
автомобильным гонкам "Формула-1" и гольфу Правительство Москвы постановляет: 

1. Согласиться с предложением Комитета физической культуры и
спорта Правительства Москвы о строительстве в Москве автодрома трассы "Формула-1" и гольф-поля с инфраструктурой. 

2. Принять предложенный Москомархитектурой вариант размещения трассы "Формула-1" и гольф-поля с инфраструктурой на территории района Молжаниновский Северного административного округа г.Москвы.

3. Советнику Мэра по спорту Тарпищеву Ш.А. подготовить в месячный
срок предложения по созданию Дирекции по реализации проекта
строительства автодрома трассы "Формула-1" и гольф-поля с
инфраструктурой с возложением на нее функций заказчика. 

4. Москомархитектуре: 

4.1. Разработать в соответствии с техническим заданием в месячный
срок проектные предложения на застройку района Молжаниновский с учетом размещения автодрома трассы "Формула-1" и гольф-поля с инфраструктурой с последующим представлением в установленном порядке.

4.2. По заказу дирекции (п.3) разработать в Ш квартале 1999 года
исходно-разрешительную документацию на проектирование и строительство указанных объектов. 

5. Москомзему:

5.1. Расторгнуть в установленном порядке действующие
земельно-правовые отношения с землепользователями участков, входящих в состав территории, предусмотренной для строительства автодрома и гольф-поля с инфраструктурой.

5.2. После завершения строительства автодрома и гольфполя с
инфраструктурой и в соответствии с оформленными имущественными правами на возведенные объекты оформить в установленном порядке дирекции (п.3) земельно-правовые отношения для эксплуатации объектов.

6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы: 

6.1. По предложению Москомархитектуры предусмотреть включение в городскую инвестиционную программу проектно-изыскательских работ, корректировку проекта детальной планировки территории Новоподрезково в пределах лимитов капитальных вложений, предусмотренных на соответствующий период Москомархитектуре. 

6.2. По предложению Управления бюджетного планирования городского заказа предусмотреть в инвестиционной программе 1999 года затраты на проектно-изыскательские работы по строительству автодрома трассы "Формула-1" и гольф-поля с инфраструктурой за счет средств целевого источника финансирования по льготному налогообложению. 

7. Префекту Северного административного округа совместно с
Москомархитектурой в месячный срок подготовить проект постановления Правительства Москвы "О мерах по развитию района Молжаниновский в период 1999-2005 гг. и улучшению обслуживания проживающего населения".

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков

Так что вот. Что из этого получится - неизвестно, но пока у Лужкова все получалось...

САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

Не пожелала остаться в стороне и "вторая столица". В Санкт-Петербурге распоряжением губернатора Владимира Яковлева от 5 января 1999 года была создана рабочая группа по разработке проекта кольцевой автомобильной трассы для проведения этапов чемпионата мира по автоспорту в классе "Формула-1". Не больше и не меньше. Группу возглавил вице-губернатор Санкт-Петербурга Валерий Малышев. В состав вошли представители спортивных ассоциаций и ВУЗов города, ОАО "Телерадиокомпания "Петербург" и администрация Санкт-Петербурга. План мероприятий по разработке проекта кольцевой автомобильной трассы должен был быть представлен до 1 июня 1999 года. Но пока никакой информации по этому поводу не поступало. Поэтому этот проект в дальнейшем мы рассматривать не будем.

ТУЛА

За основу тульского проекта были приняты как раз Калининградские наработки брежневской эпохи. Туле повезло больше всех - их поддержало правительство России:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 1998 года N << 1798-р >>

[О разработке и реализации в 1998-2002 годах инвестиционного проекта по созданию комплекса сооружений и объектов для проведения международных автомобильных соревнований "Формула - 1" за счет средств российских и иностранных инвесторов, возврат которых гарантируется указанным субъектом Российской Федерации]

Поддержать решение органов исполнительной власти Тульской области и управы г. Тулы о разработке и реализации в 1998-2002 годах инвестиционного проекта по созданию комплекса сооружений и объектов для проведения международных автомобильных соревнований "Формула 1" за счет средств российских и иностранных инвесторов, возврат которых гарантируется указанным субъектом Российской Федерации.

Согласиться с предложением органов исполнительной власти Тульской области и управы г. Тулы, поддержанным ГКФТ России, об образовании на общественных началах совета содействия администрации области в строительстве указанного комплекса, в том числе в выработке и реализации мер для привлечения инвестиций.

ГКФТ России совместно с администрацией Тульской области подготовить согласованные предложения о составе совета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков

Но несмотря на столь громкую поддержку и уверенность чиновников мэрии города Тулы, мало кто верит в правдоподобность этого проекта. Все те преимущества, которые есть у Москвы, в Туле надо будет строить - международный аэропорт, гостиницы, инфраструктуру. А пока между Москвой и Тулой нет даже приличной дороги (вернее она есть, но кончается сразу за Серпуховом). Так что Постановление Правительства "1798-р", скорее всего, так и останется постановлением. Тем более, что того правительства уже нет. Непостоянные они у нас.

ДЕНЬГИ

На строительство подобной трассы нужно много денег. Очень много. Порядок называемых сумм колеблется от 540 миллионов до 1,5 миллиарда долларов. Ясно, что найти такие деньги в России очень тяжело. Впрочем ходили разговоры, что генеральным спонсором московской трассы хотел выступить концерн "Газпром", а на тульскую трассу хотели выделить деньги некие ближневосточные частные инвесторы. Но вкладывать деньги они не торопятся. Впереди выборы, на которые нужны немалые средства, да и что будет после них - совершенно неизвестно. А иностранцы, после многочисленных финансовых кризисов вкладывать деньги в Россию явно не торопятся. Впрочем, если Государственная Дума все же примет закон о праве частной собственности на землю, то действительно можно ждать этих денег.

Кстати, хоть трассу пока и не построили, но прибыль уже подсчитали. Дело оказалось довольно выгодным. Получилось, что трасса окупится за 3-4 года. А это совсем недолго. Но если эти деньги вложат иностранцы, то и основной доход будут получать они. Так что основной вопрос строительства трассы будет решаться именно финансами и, скорее всего после выборов. Так что через год все прояснится.

МАЛО ПОСТРОИТЬ, НУЖНО ПРОВЕСТИ

Трасс для проведения этапов "Ф-1" в мире вполне достаточно. И за попадание в календарь идет серьезная борьба. Так что само наличие трассы отнюдь не гарантирует проведения на ней соревнований. Тут у Москвы есть некоторые преимущества. Шамиль Тарпищев, будучи членом международного Олимпийского комитета, заручился поддержкой президента МОК Хуана Антонио Самаранча, который одновременно является почетным президентом "Формулы-1". Самаранча впечатлила подготовка Всемирных юношеских игр и он обещал поддержать кандидатуру Москвы.

Несмотря на заявленную поддержку тульского проекта президентом Британского автомобильного клуба Майклом Кентским (который славится поддержкой всевозможных проектов, не оказывая на них никакого влияния), шансов у Тулы немного. Впрочем если все спортивные силы России бросятся на поддержку именно этого автодрома, то результат вполне достижим. Ну а пока Берни Экклстоун, в официальном ответе "тульской группе" сообщил: "К сожалению, должен сообщить, что в настоящий момент мы еще не рассматривали вопрос о проведении соревнований под эгидой чемпионата мира Формула-1 в России. Однако я принял решение рассмотреть все предложения снова и после анализа ситуации сообщить Вам о своих выводах письмом".

Еще одна помеха строительству - затянувшийся конфликт между Федеpацией автомобильного cпоpта и туpизма Роccии (ФАСТ) - общеcтвенной оpганизацией, пpедcедателем которой был избpан Владимиp Иванович Коновалов, котоpый около деcяти лет pуководил Федеpацией автомобильного cпоpта СССР и занимал поcт вице-пpезидента FIA и Роccийcкой автомобильной федеpацией (РАФ). Российская автомобильная федерация является членом FIA и ведает международными аспектами российского автоспорта, в частности выдает российским спортсменам международные лицензии и организует мероприятия под патронажем FIA на территории России.

Однако ФАСТ подписала договор о партнерстве и сотрудничестве с РОСТО (Российской оборонной спортивно-технической организацией) от 30 января 1999 года, по которому новой федерации делегируются "права управления автомобильным спортом на территории Российской Федерации", а РАФ имеет договор с ГКФиТ (Государственным комитетом по физической культуре и туризму) России от 28 декабря 1998 года о передаче федерации "права на организацию автоспортивных соревнований на территории России". По словам ответственного секретаря РАФ Сергея Ушакова, смысл договора состоит в том, что ГКФиТ признает РАФ органом, руководящим автоспортом в нашей стране.
Однако этот документ противоречит договору ГКФиТ с РОСТО от 31 марта 1997 года, согласно которому технические виды спорта (в том числе и автоспорт) передаются в ведение РОСТО. Уф...

Подобное юридическое (и не только) противостояние может нанести непоправимый урон автоспорту, но несмотря на постоянно публикуемые заявления о готовности к сотрудничеству, обе стороны пока не сделали никаких реальных шагов по сближению.

ИТОГИ

Самым важным фактором в строительстве трассы конечно явится итог президентских выборов и принятие некоторых законов. Если Госдума все же доведет до ума закон "О запрете табачной рекламы", то появится еще один барьер на пути к гонкам. Впрочем вполне вероятно, что гонимые всеми табачные спонсоры могут покинуть "Формулу-1" (или Ф-1 совсем уйдет из Европы). Вторым важным фактором является решение проблемы финансирования. Пожалуй тут у Москвы есть важные козыри.

Пока каждый претендент на строительство трассы "тянет одеяло" в свою сторону, то вряд ли получится что-либо путное. Это еще баснописец Крылов разъяснил. Но если взяться всем миром за реальный проект, выпустить в продажу акции (поддержанные правительством), то строительство настоящего национального автодрома может стать столь желанной для нас реальностью. Очень бы хотелось !

Использованы материалы периодической печати, архивы документов ДОСААФ и публиковавшиеся постановления правительства. 

Дмитрий Бухаров. 1999.

Посещений :

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё