Сезон 2013: Российские гонщики на международной арене

Даниил Квят - чемпион GP3 2013 года

Накануне Нового года F1News.Ru традиционно подводит итоги выступлений российских гонщиков на международной арене в прошедшем сезоне. Безусловно, не может не радовать тот факт, что с каждым годом российское представительство в мировом автоспорте растёт, и 2013 год стал едва ли не рекордным в этом отношении, превзойдя даже весьма яркий прошлый сезон.

Круг российских гонщиков теперь настолько широк, что отразить выступления всех в одном материале попросту не представляется возможным. Поэтому мы решили отказаться от освещения результатов россиян в кузовных сериях, сосредоточившись только на гонках формул. Единственное исключение мы сделали для Романа Русинова, чьи успехи в чемпионате мира FIA WEC слишком заметны.

1(1*). Даниил Квят (19 лет)

* здесь и далее – место в рейтинге F1News.Ru по итогам 2012 года. Возраст приведён по состоянию на 01.01.2014

Даниил Квят на подиуме финального этапа сезона

Сезон Результаты
2013

Чемпион GP3 (16 гонок, 3 победы, 5 подиумов, 2 поула, 4 лучших круга)
EuroF3. Вне зачёта (21 гонка, 1 победа, 7 подиумов, 5 поулов, 1 лучший круг)

2012 Еврокубок Формулы Renault 2.0. 2 место (14 гонок, 7 побед, 3 поула, 5 лучших кругов, 9 подиумов)
Чемпион альпийского Кубка Формулы Renault 2.0, (14 гонок, 7 побед, 3 поула, 4 лучших круга, 8 подиумов)

Первое место Даниила Квята – едва ли не единственная позиция, по поводу которой при формировании рейтинга у нас не возникало ни малейших сомнений. За прошедший год молодой уфимец превратился в главную надежду российского автоспорта.

Его выступления в GP3 оказались более чем убедительными не только для болельщиков, но и для руководителя молодёжной программы Red Bull Хельмута Марко – россиянин получил место в команде Формулы 1 Toro Rosso. Уже после этого заявления Квят приехал на финальный этап GP3 и выступил блестяще, завоевав титул.

Параллельно Квят проехал несколько этапов в весьма конкурентоспособном европейском чемпионате Формулы 3. И хотя россиянин дебютировал в этом классе практически без подготовки, он сумел навязать борьбу лидерам, каждый из которых провёл в Формуле 3 не один год. В итоге Даниил завоевал пять поулов и семь подиумов, в том числе выиграв одну гонку. Столь убедительные выступления на новой для Квята технике дают основания полагать, что и в Формуле 1 он освоится достаточно быстро.

Даниил Квят для F1News.Ru: «Этим сезоном я удовлетворён на 100%, он прошёл просто отлично. Сначала было нелегко, но потом вместе с командой нам удалось отлично поработать, провести несколько очень хороших гонок в GP3. Я проехал и несколько этапов в Формуле 3, где тоже очень доволен своими выступлениями.

В итоге руководство Red Bull приняло решение пригласить меня в Toro Rosso – для меня это, конечно, ключевой момент года. Теперь я с нетерпением жду следующего сезона. Я попал в чемпионат именно тогда, когда и у инженеров, и у пилотов будет много работы, ведь очень давно регламент не менялся так сильно. Это будет очень интересно, и я надеюсь, что хорошие результаты тоже не заставят себя долго ждать».

2(-). Роман Русинов (32 года)

Роман Русинов на подиуме в Бахрейне

Сезон Результаты
2013

FIA WEC (LMP2) 3 место (8 гонок, 4 победы, 5 подиумов, 3 поула)
"24 часа Нюрбургринга", (GT3), (5-й)

2012 FIA WEC (LMP2) 21 место (7 гонок, лучший результат - 4 место)

Сезон 2013 года Русинов провёл во второй по престижности категории чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC – LMP2. Роман продолжил сотрудничество с компанией «Газпром нефть», и потому его экипаж, в который входили также Майк Конвей и Джон Мартин, выступал под названием G-Drive Racing и с российской лицензией.

Начало сезона выдалось не слишком удачным – первую гонку они завершили только на шестом месте в своём классе, но затем представители G-Drive набрали ход, завоевав третье место в Спа, и ещё одно третье – на знаменитом марафоне в Ле-Мане. Однако после финиша этот результат был аннулирован из-за превышения допустимого объема топливного бака. Так как за гонку в Ле-Мане, которая продолжается не 6, а 24 часа, участникам начисляют двойные очки, то потери G-Drive оказались весьма ощутимыми.

Из оставшихся пяти этапов чемпионата российский экипаж выиграл четыре. Единственным исключением стала гонка в Фудзи, которой на самом деле не было – из-за сильнейшего дождя она была остановлена после 16-и кругов, и участники были классифицированы по положению на тот момент, получив половину очков. Однако все эти круги гонщики проехали позади машины безопасности, так что никакой борьбы вести не могли. Потому стартовавший с поула экипаж OAK Racing так и остался первым, а G-Drive – вторым. Это, разумеется, тоже не помогло россиянину в борьбе за титул.

По итогам сезона Русинов со своими напарниками стал третьим, проиграв лидерам всего 9,5 очков. Учитывая, что третье место в Ле-Мане должно было принести 30 очков, становится очевидным, что решение судей в итоге и определило судьбу чемпионата.

Роман Русинов для F1News.Ru: «Лично для меня сезон был полон событий, очень насыщенным. В 2013 наши выступления определённо можно назвать удачным – по итогам чемпионата в общем зачете мы заняли третье место. В последних пяти гонках мы не просто показали себя уверенными лидерами: в Бахрейне, на финальной гонке, мы сумели подняться на новую высоту, на подиум класса LMP1, где несколько сезонов подряд традиционным лидером является команда Audi.

Да, фактически, мы могли стать и чемпионами, если бы не спорная и странная санкция в Ле-Мане, важнейшей гонке Чемпионата. И да, такая мелочь, как «полетевшая» в ходе той же гонки, где мы шли на первое место, подсветка номера (а вы обязаны ее отремонтировать ценой драгоценных минут), способна решить исход 24-часового марафона, но все мы знаем – это спорт. И как пилот я всегда следую одному принципу: не оглядывайся назад, ведь движешься ты вперед. Поэтому уже сегодня я смотрю в будущее и готовлюсь к следующему сезону, едва отпраздновав наше триумфальное выступление с командой G-Drive Racing в Париже на итоговом награждении FIA WEC.

Помимо Ле-Мана и чемпионата WEC, мне есть, что вспомнить и отметить в 2013: хорошее выступление в гонке "24 часа Нюрбургринга" и второе место на том же треке уже в рамках "6 часов Нюрбургринга" на Audi R8LMS, Нордшляйфе был благосклонен к моей команде в этом сезоне, так что год в целом получился очень удачным».

3(4). Артём Маркелов (19 лет)

Артём Маркелов

Сезон Результаты
2013 немецкая F3, 2 место (26 гонок, 2 победы, 2 лучших круга, 21 подиум)
2012 немецкая F3, 7 место (27 гонок, 2 победы, 1 лучший круг, 3 подиума)

В нынешнем сезоне Артём продолжил выступления в немецкой Формуле 3, добившись серьёзных успехов. Ключевым фактором стала стабильность: как и год назад, россиянин одержал две победы, но при этом в 26-и гонках 21 раз (!) поднялся на подиум. Побороться с восходящей звездой немецкого автоспорта Марвином Кирхгофером шансов у него не было, но битву с Эмилем Бернсторффом он выиграл, став вице-чемпионом серии.

В конце года Артём отработал три дня на тестах GP3 за Russian Time и принял участие в двух тестовых сериях AutoGP за Zele Racing. Наиболее вероятным продолжением карьеры для Артёма выглядит выступление в Russian Time в GP2 или GP3, ведь руководитель команды Игорь Мазепа – менеджер пилота. В то же время Игорь утверждает, что окончательное решение ещё не принято.

Артём Маркелов для F1News.Ru: «Я очень доволен своим прошедшим сезоном – это был великолепный и очень интересный год. Уже в середине сезона конкуренция внутри команды обострилась очень сильно. Сразу несколько пилотов набрали практически одинаковое количество очков, а под конец последнего уик-энда соперничество с моим напарником по команде, Эмилем Бернсторфом, достигло максимума – в какой-то момент у нас с ним даже оказалось равное количество очков и борьба шла на пределе возможного.

Команда выступала на высшем уровне, сделала максимум, именно поэтому мы выиграли командный зачет и топ-3 в зачете пилотов, так что я очень доволен командой и своими результатами в этом году. В следующем году я планирую выступать в GP2, и постараюсь выдать максимальный результат в новой для меня серии. Я буду продолжать строить карьеру в том же духе, как и в прошедшем гоночном сезоне».

4(2). Сергей Сироткин (18 лет)

Сергей Сироткин на примерке сидения Sauber

Сезон Результаты
2013 Формула Renault 3.5 9 место (16 гонок, лучший результат – 2-й)
2012 Auto GP: 3 место (14 гонок, 2 победы, 1 поул, 5 лучших кругов, 9 подиумов)
итальянская Формула 3: 5 место (24 гонки, 2 победы, 1 лучший круг, 6 подиумов)
Формула Renault 3.5. 35 место (2 гонки, лучший результат – 20-й)

Для Сироткина этот сезон чередовал подъёмы и спады, жаль только, что подъёмы преимущественно пришлись на начало сезона, а спады – на конец. В отличие от двух предыдущих лет, на этот раз Сергей не распылялся на несколько серий, сосредоточившись на Формуле Renault 3.5, где был самым юным участником – занимавший по этому показателю второе место Николай Марценко на два (!) года старше Сироткина.

Уже на предсезонных тестах Сергей обратил на себя внимание впечатляющими результатами. Завершил подготовку к сезону Сироткин лучшим временем в финальный день тестов в Монце, а спустя пару дней в квалификации первого этапа, который проходил там же, завоевал второе место! Гонка, правда, продолжалась для него недолго – уже в первом повороте Сергей столкнулся с Даниилом Мове. Во второй гонке Сироткин стартовал четвёртым, но вновь сошёл – на этот раз по техническим причинам. Зато на втором этапе, который проходил в испанском Альканисе, сильные стартовые позиции, наконец, удалось превратить в очки. В субботу Сергей стартовал вторым и финишировал четвёртым, а в воскресенье начинал гонку третьим, а закончил – вторым.

Казалось, в чемпионате зреет сенсация – темп россиянина делал его одним из фаворитов, но в дальнейшем, к сожалению, результаты такого уровня Сергей не показывал. Ему удалось финишировать четвёртым в Австрии и третьим – в Венгрии (что лучше, чем результаты любого из россиян в Формуле Renault 3.5 в прошедшем сезоне), но и только. Чемпионат Сироткин закончил лишь на девятом месте.

Сергей Сироткин на показательных выступлениях Sauber в Сочи

Отдельной строкой прошла новость о контракте Сироткина с командой Sauber. С самого начала эта история выглядела достаточно странно, но вовсе не из-за возраста Сироткина (его результаты в первых гонках чемпионата давали основания надеяться, что и в Формуле 1 он не затеряется), а по финансовым соображениям. В конечном счёте, Сергей провёл несколько тестов на машине Формулы 1 двухлетней давности, что, безусловно, полезно.

Однако к концу года фамилия Сергея всё реже мелькала в числе кандидатов на место в швейцарской команде в 2014 году, а 21 декабря было объявлено, что следующий сезон Сироткин проведёт в качестве тест-пилота команды, параллельно продолжив выступления в Мировой серии. Отчасти это, может, и к лучшему, так как если с точки зрения скорости, физических кондиций и психологической устойчивости россиянин способен дать фору даже некоторым действующим пилотам Формулы 1, то в технической подготовке пока уступает даже соперникам по Мировой серии. Решить эту проблему можно только одним способом – работая с командой и проведя ещё один или несколько сезонов в младших сериях.

Сергей Сироткин для F1News.Ru: «Наверное, это самый неудачный сезон в моей карьере. Многое пошло совершенно не так, как мы планировали. Не хочу никого винить, но было много не зависящих от меня обстоятельств, из-за которых не получилось добиться хороших результатов. Были и подъёмы и спады, но, к сожалению, сезон получился не самым ярким.

Конечно, есть отдельные выступления, которые можно выделить, и которым я очень рад - они добавили мне уверенности, но в целом сезон прошёл неудачно. К позитивным моментам можно отнести и переговоры с Sauber, но дела в Мировой серии складывались не лучшим образом».

5(8). Егор Оруджев (18 лет)

Егор Оруджев

Сезон Результаты
2013 Еврокубок Формулы Renault 2.0, 7 место (14 гонок, 1 подиум)
Альпийский Кубок Формулы Renault 2.0, 5 место (14 гонок, 2 подиума)
2012 Формула 4, 10 место (12 гонок, 2 подиума)
Еврокубок Формулы Renault 2.0, (2 гонки)
Альпийский Кубок Формулы Renault 2.0, 45 место (2 гонки, лучший результат – 26-й)

В прошлом году Егор только дебютировал в «формулах», проведя сезон во французской Формуле 4, а также по одному этапу в альпийской и европейской сериях Формулы Renault 2.0. В этом году он сосредоточился именно на младшей категории WSR, и сумел добиться неплохих результатов. В Еврокубке он завершил чемпионат на 7-м месте, став лучшим новичком, а в Альпийской серии оказался 5-м. В обеих сериях он несколько раз поднимался на подиум.

Новый сезон для Егора начнётся уже в январе – он отправится в Новую Зеландию, где выступит в серии Toyota Racing. Когда-то в этой же серии выступал и Даниил Квят – будем надеяться, что карьера Егора после этого сложится не хуже.

Егор Оруджев для F1News.Ru: «В целом я доволен сезоном. Поначалу не хватало опыта выступлений в серии подобного уровня, отсюда и отсутствие стабильности, но уже во второй половине сезона я добился неплохого прогресса. Это касается и скорости, мне удалось прибавить. Я очень доволен командой Tech 1 Racing, вместе мы проделали огромную работу. Кроме того, хочу поблагодарить программу SMP Racing за поддержку».

6(5). Николай Марценко (20 лет)

Николай Марценко в машине команды Pons Racing

Сезон Результаты
2013 Формула Renault 3.5. 20 место (17 гонок, лучший результат – 6-й)
2012 Формула Renault 3.5. 20 место (17 гонок, лучший результат – 5-й)

В 2012 году молодой россиянин выступал в одной из худших команд чемпионата – BVM-Target. Ниже неё в итоговой таблице оказалась лишь Pons Racing. Парадоксально, но именно в Pons Николай перешёл в 2013 году. Разумеется, рассчитывать на борьбу в лидирующей группе Марценко не приходилось, однако перед началом чемпионата он ставил перед собой достаточно амбициозные цели. Выполнить их не удалось, хотя вины россиянина в этом немного – лишь благодаря его усилиям Pons Racing всё же сумела подняться с последней строчки.

Николай завершил чемпионат на 20-м месте – том же, что и год назад, а его команда, как и в прошлом году, стала предпоследней. К сожалению, 2012-й год с нынешним связывало не только это. Как и в предыдущем сезоне, Николай блестяще стартовал и стал лидером по отыгранным на первых кругах позициях. Но, как и год назад, настоящей проблемой для Марценко стали квалификации. В большинстве случаев Николай начинал гонку из конца второго десятка, так что его блестящие старты, как правило, не приносили реальных дивидендов.

Тем не менее, стоит отметить, что в гонках Марценко порой выглядел очень здорово. К тому же, несмотря на юный возраст, он неплохо подкован технически и продолжает быстро прогрессировать. Постоянная практика работы на тестах WSR за разные команды, а также тесты в других сериях, этому тоже способствуют, и мы вправе ожидать от Николая в следующем году серьёзного прогресса.

Николай Марценко

Николай Марценко для F1News.Ru: «На самом деле в прошедшем году было немало позитивных моментов. Учитывая то, что в начале сезона у нас не было никаких наработок и на всех этапах приходилось искать настройки с нуля, что осложнило мою задачу. Но в то же время я многому научился за этот год, глубже разобрался c тем, как работает машина, её детали и узлы, и как их нужно настраивать.

Теперь у меня есть набор настроек, которые мне подходят – с ними я могу прийти в любую команду Мировой серии и работать с машиной, опираясь на собственную базу. Остался, конечно, некоторый осадок – мне ни разу не удалось привезти Pons на подиум, хотя сделать это мне очень хотелось. Эта команда мне очень дорога, она стала моей семьёй, и я там приобрёл немало друзей.

Мы пока не до конца определились, где я проведу следующий сезон – возможно, это будет команда WSR, но мы не закрываем глаза и на серию GP2, где происходит много всего интересного. Конечно, Мировую серию я знаю намного лучше, и у меня есть желание сказать там своё слово, показать, на что я способен. Мы общаемся со многими командами, ищем наиболее выгодное финансовое предложение, ищем команду, где я смогу работать с сильным напарником, где хороший инженерный состав.

В идеале хотелось бы попасть в какую-то программу поддержки молодых пилотов команд Формулы 1, или найти спонсора, благодаря которому я смогу попасть на высший уровень профессионального автоспорта, будь это Формула 1, "Ле-Ман" или DTM. Моя цель – стать профессиональным гонщиком, и заниматься любимым делом, зарабатывать на этом деньги».

7(3). Михаил Алёшин (26 лет)

Михаил Алешин

Сезон Результаты
2013 Формула Renault 3.5. 12 место (17 гонок, лучший результат - 5 место)
2012 Формула Renault 3.5. 13 место (17 гонок, 1 поул, 1 лучший круг, 1 подиум)

Для Михаила прошедший год оказался полон разочарований, но завершился на мажорной ноте. Чемпион Формулы Renault 3.5 2010 года прошлой зимой получил поддержку программы SMP Racing и подписал контракт с одной из лучших команд Мировой серии – Tech 1. Казалось бы, у Михаила появилась прекрасная возможность ещё раз заявить о себе, но, к сожалению, использовать её не удалось.

Бесконечные технические проблемы, а иногда и банальное невезение, не позволили Алёшину раскрыть свой потенциал, чемпионат Михаил закончил лишь на 12-м месте, набрав 33 очка. Более того – Алёшин оказался единственным из четырёх россиян в FR3.5, который уступил своему напарнику. Второй пилот Tech 1 Найджел Мелькер набрал 136 очков и занял шестое место.

Тем не менее, в конце года Алёшин, наконец, нашёл выход из того тупика, в который попал после завоевания титула в WSR – продолжать выступления в этом чемпионате было бессмысленно, а денег на то, чтобы сделать шаг наверх, не было.

Благодаря поддержке SMP Racing, Михаил подписал контракт с командой Schmidt Peterson Motorsports американской серии IndyCar и в следующем году станет первым россиянином в этом чемпионате. Конечно, в этой совершенно новой среде Алёшину придётся многому научиться, но первые тесты в Америке прошли более чем обнадёживающе.

Михаил Алёшин для F1News.Ru: «Сезон получился очень непростым. Команда здорово выступила в прошлом году, не было никаких предпосылок к такому количеству технических проблем – с двигателем и электрикой – с которыми мы столкнулись в 2013-м... Такие ситуации хорошо закаляют. Самым приятным моментом сезона, конечно, был московский этап и общение с болельщиками!»

8(6). Даниил Мове (28 лет)

Даниил Мове

Сезон Результаты
2013 Формула Renault 3.5. 22 место (17 гонок, лучший результат - 8 место)
2012 Формула Renault 3.5. 17 место (17 гонок, 1 подиум)

Накануне начала сезона самый опытный гонщик Мировой серии Renault при поддержке SMP Racing получил место в команде Comtec и был настроен весьма оптимистично. Увы, прошедший сезон стал одним из худших – как для Comtec, так и для Мове. Первую задачу любого пилота – опередить напарника – Даниил выполнил уверенно, не оставив Лукасу Форести никаких шансов, но 12 очков за сезон, в котором россиянин надеялся бороться за подиумы – совсем не то, что хотелось бы видеть в его исполнении. Одной из главных причин стало то, что гоночный инженер Даниила ещё в начале сезона вынужден был прекратить свою работу из-за серьёзных проблем со здоровьем. Найти ему адекватную замену не удалось.

В этом году Мове попробовал свои силы в кузовном чемпионате Blancpain, проехав за SMP Racing несколько этапов испанского первенства, а также «24 часа Спа». Даниил продемонстрировал неплохие результаты, и существует некоторая вероятность, что именно в этой серии он продолжит свою карьеру.

Даниил Мове: «Главное, что в этом году произошёл большой скачок российского автоспорта, в первую очередь, благодаря SMP Racing. Это я считаю главным достижением, в том числе и своим. Что касается меня лично, то не всегда приятно осознавать то, что не всё сложилось так, как хотелось. Все возможности для достижения успеха были, но я сделал ставку на одного человека, своего инженера, который, к сожалению, из-за проблем со здоровьем не смог мне помочь. Выйти из этого кризиса ни мне, ни команде не удалось. В конце сезона в SMP Racing мне дали возможность один день проехать на другой машине, и сразу всё встало на места.

Зато для меня достаточно удачно складывались кузовные гонки, в которых я принял участие в 2013 году. Меня удивило, насколько это интересно - конечно, там немного другие скорости, но гонки есть гонки, и мне очень понравилось, что там можно бороться, обгонять. Понравилась и атмосфера в команде, где все старались друг другу помочь. Так что сезон оказался насыщенным, как в плане менеджерской, так и гоночной работы».

9(10). Роман Мавланов (19 лет)

Роман Мавланов

Сезон Результаты
2013 Еврокубок Формулы Renault 2.0 (8 гонок, лучший результат – 13-й)
Североевропейский кубок Формулы Renault 2.0, 18 место (10 гонок, 1 подиум)
2012 Еврокубок Формулы Renault 2.0, 33 место (14 гонок, лучший результат – 12-й)
Альпийский кубок Формулы Renault 2.0, 15 место (14 гонок, лучший результат – 4-й)

С точки зрения количества выступлений, 2013-й стал для Романа ударным. Он принял участие в большинстве этапов Еврокубка и Кубка Северной Европы Формулы Renault 2.0, выступал сразу в двух чемпионатах категории GT: International GT Open и GT Spain, выиграл обе гонки финального этапа «Формула-Россия» в Казани, а кроме того, провёл в общей сложности пять дней на тестах Формулы Renault 3.5, накатав за рулём машины Zeta Corse более полутора тысяч километров.

Если говорить о качестве, то в «кузовах» Мавланов добился значительно больших успехов: вместе со своим напарником, Полом Росселом, он дважды поднимался на подиум, в том числе одержав одну победу, и занял по итогам чемпионата International GT Open в категории GTS четвёртое место.

В Формуле Renault 2.0 результаты оказались не столь яркими – в одной из гонок этапа североевропейского кубка в Зандфорте ему удалось подняться на подиум, но в остальных гонках он финишировал не выше шестого места и по итогам сезона стал 18-м (правда, Роман пропустил несколько этапов). В Еврокубке итоги ещё скромнее: лучшим результатом стало 13-е место. Сам Мавланов при этом сетует на свои габариты – широкоплечему и достаточно крупному россиянину непросто приходится в тесном кокпите Формулы Renault 2.0, и переход в Формулу Renault 3.5, по его мнению, позволит решить эту проблему.

В конце года стало известно, что команду Zeta Corse выкупила RMD Racing Academy – медийное подразделение той же компании, RMD-Media, уже не первый год поддерживает Мавланова. Учитывая, что тесты Роман проводил именно за Zeta Corse, переход в эту команду кажется логичным, но контракт пока не подписан. Посмотреть на выступления россиянина в этой категории было бы интересно, хотя, учитывая его успехи в кузовных сериях, а также физические данные, вполне может быть, что однажды Роман решит сосредоточиться на гонках GT.

10(7). Максим Снегирёв (26 лет)

Максим Снегирёв

Сезон Результаты
2013 Auto GP, 13 место (16 гонок, лучший результат – 5-й)
2012 Auto GP, 13 место (14 гонок, лучший результат – 6-й)
Формула 2, 15-е место (12 гонок, лучший результат – 7-й)

В нынешнем сезоне Максим продолжил выступления в AutoGP, перейдя в команду Virtuosi UK. Результат, впрочем, оказался практически таким же, как и год назад – вновь 13-е место по итогам чемпионата, вдалеке от лидеров. Но если в прошлом году Максима хватало на отдельные подвиги, вроде поулов и первых линий на старте, то на этот раз Снегирёв ни разу не смог квалифицироваться выше 10-й позиции, а его лучшим финишем стало пятое место в Марракеше. Что дальше – не вполне понятно, так как переходить в более высокие серии при таких результатах сложно, а учитывая возраст Максима, рассчитывать на большое будущее в «формулах» непросто.

Иван Таранов (19 лет)

2013 год для тольяттинца вышел несколько скомканным – сезон он начал в качестве фаворита британской Формулы Renault 2.0, но уже на втором этапе в Снеттертоне Ивана лишили победы после финиша – по мнению гонщика, по надуманным основаниям (причиной назвали небезопасный манёвр на втором круге). На следующем этапе россиянина вновь дисквалифицировали. После этого он практически отказался от участия в чемпионате, вернувшись в серию лишь на последнем этапе, но сумел громко хлопнуть дверью, завоевав поул и выиграв обе гонки.

Параллельно Таранов собирался выступать в альпийской серии Формулы Renault 2.0, однако из-за проблем с финансированием провёл лишь несколько гонок. Тем не менее, в конце сезона Иван вновь напомнил о себе, проведя тесты в Формуле 3 за Performance Racing, а также в серии GP3 за Russian Time. Именно место в российской команде – основной вариант продолжения карьеры для Таранова.

Роман Берегеч (23 года)

Сезон 2013 года, как и предыдущий, Роман провёл в Северо-Европейском кубке Формулы Renault 2.0, добившись некоторого прогресса – набрал вдвое больше очков, и закончил сезон 17-м. Кроме того, он провёл по одному этапу в основном чемпионате Формулы Renault 2.0 и немецкой Формулы 3, причём в последней завоевал поул. Несмотря на успехи, перспективы Романа выглядят весьма туманно – по меркам этих серий Роман уже слишком возрастной пилот, а переходить в более высокие он ещё не готов.

Денис Нагулин (21 год)

В 2013 году Денис продолжил выступления в European F3 Open за Campos. Несмотря на прошлогодний опыт, значительного прогресса Нагулину добиться не удалось – по ходу сезона он лишь однажды пробился в десятку. Зато в конце года россиянин дебютировал в Формуле Abarth, проведя один этап в Монце, где выиграл финальную гонку! Кроме того, он принял участие в тестах серии GP2 в Абу-Даби, сев за руль машины Venezuela GP Lazarus. Сразу появились слухи, что именно в этой серии Денис проведёт следующий сезон, однако пока это маловероятно – садиться за руль подобной машины Нагулину рано.

Алексей Чуклин (28 лет)

Результаты Алексея в European F3 Open оказались неплохими – несмотря на то, что он проводил в этой серии только первый год, Чуклин несколько раз попадал в очки и закончил чемпионат 11-м. Будь Алексей на 10 лет моложе, ему можно было бы пророчить неплохое будущее. Россиянин не имеет серьёзной финансовой поддержки, вероятность продолжения карьеры в формулах для него невелика.

Виталий Ларионов (16 лет), Сергей Трофимов (16 лет)

Пара юных гонщиков программы SMP Racing провела полный сезон в итальянской Формуле Abarth, и смотрелись они там очень неплохо. Несмотря на то, что россияне были самыми молодыми участниками чемпионата, за сезон они на двоих завоевали семь подиумов – четыре у Виталия и три у Сергея. Трофимов в итоге стал победителем чемпионата в зачёте Trofeo Nazionale, а Ларионов – вице-чемпионом. В абсолютном зачёте их результаты не учитывались, но набранных Трофимовым очков хватило бы, чтобы занять в чемпионате третье место.

В целом дебют молодых гонщиков в профессиональном спорте (в прошлом году оба провели лишь пару пробных этапов в итальянской Формуле 2000 Light) оказался успешным, особенно для Сергея. По всей видимости, следующий сезон гонщики проведут в более серьёзном чемпионате – Формуле Renault 2.0. Именно тогда станет понятно, насколько велики их притязания.

Константин Терещенко (19 лет), Денис Корнеев (20 лет), Семён Евстигнеев (17 лет), Никита Злобин (17 лет)

Российский квартет в 2013 году выступал в альпийской серии Формулы Renault 2.0. Во «внутрироссийском» противостоянии верх взял именно Константин – что, впрочем, неудивительно, ведь он проводил в серии второй год, несколько раз попадал в десятку лучших и закончил сезон 15-м. Денис Корнеев, который прошлый год провёл во французской Формуле 4, сумел дважды попасть в очки и закончил сезон 25-м. Что касается Злобина и Евстигнеева, то почти полное отсутствие опыта не позволило им показать себя, и пока в гонках они вели борьбу лишь во втором десятке.

Терещенко и Корнеев приняли участие в московских этапах Формула-Россия. Константин выиграл три из четырёх гонок, в которых стартовал, и сумел занять четвёртое место по итогам чемпионата, хотя провёл всего два уик-энда из шести. Причём, до первой тройки ему не хватило всего двух очков. Денис участвовал лишь в одном этапе, финишировав четвёртым и третьим. Стоит отметить и участие Никиты Злобина в трёх этапах немецкой Формулы 3: проведя в общей сложности девять гонок, он набрал три очка.

Для Терещенко и Корнеева ключевым станет следующий сезон – пилотам пора переходить в «старшие» серии. И если у Терещенко ещё есть год или два в запасе, то Корнееву пора демонстрировать результат. Что касается Злобина и Евстигнеева, то об уровне их выступлений судить рано – ведь этот сезон был для них дебютным. В 2014-м они, вероятно, продолжат выступать в Формуле Renault 2.0, и должны прибавить в стабильности.

Матевос Исаакян (15 лет), Иван Костюков (18 лет), Кирилл Карпов (16 лет)

Все трое гонщиков при поддержке SMP Racing представляли собой «российский десант» во французском чемпионате Формулы 4 (кстати, там же провёл сезон и Денис Аношин, родившийся в Донецке, но выступающий сейчас за Германию). Лучших результатов достиг Исаакян – он пять раз поднимался на подиум и закончил чемпионат на пятом месте. Костюков был на подиуме трижды, и стал в итоге 11-м, а Карпов финишировал в тройке лишь однажды и занял в серии 15-е место.

В качестве награды за свои успехи в октябре Матевос получил возможность провести тесты в Формуле Renault 2.0, где показал неплохие результаты. Пока пилот очень молод даже по меркам FR2.0, так что, скорее всего, ему придётся провести следующий сезон в каком-то из промежуточных чемпионатов, уровня Формулы Abarth. Но так или иначе, за его карьерой стоит последить повнимательнее…

Несмотря на то, что в целом российское присутствие в мировом автоспорте продолжает расширяться, нельзя сказать, что у наших гонщиков нет никаких проблем. Многие из них испытывают сложности с финансированием и не могут найти деньги даже на выступления в чемпионатах уровня Формулы 3 или Renault 2.0. Некоторым пришлось завершить свои выступления или пропустить сезон.

Так, в прошедшем году прервали свою карьеру Дмитрий Суранович, Антон Небылицкий, Никита Миляков, не смог получить поддержку Станислав Сафронов. Это лишний раз доказывает, что даже на уровне младших серий автоспорт остаётся очень дорогим спортом, и одного таланта для продвижения вперёд мало.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё