Сезон 2012: Российские гонщики на международной арене

Девушка с флагом России на стартовом поле

2012 год отсчитывает последние часы. Давно завершены гоночные чемпионаты, нашли своих обладателей почетные трофеи – и перед тем, как начать готовить салат оливье, самое время подвести итоги прошедших 12 месяцев. Мы предлагаем вашему вниманию традиционный обзор выступлений российских спортсменов в ведущих мировых гоночных сериях.

После относительного спада, которым был отмечен 2011-й, на этот раз наблюдалась довольно любопытная тенденция. Если те из россиян, кто уже давно выступает на международном уровне, более или менее сохранили прежние позиции, то молодежь смогла в полный голос заявить о себе, невзирая на авторитеты.

Разумеется, в рамках данного материала мы не станем говорить об участии Виталия Петрова в Формуле 1, но постараемся объективно оценить результаты всех остальных спортсменов, выступавших в 2012 году в самых разных гоночных сериях от Москвы до самых до окраин...

1(3*). Даниил Квят (18 лет**, Формула Renault 2.0)

Даниил Квят на вершине подиума Moscow Raceway

Сезон Результаты Рейтинг
2012 Еврокубок Формулы Renault 2.0, 2 место (14 гонок, 7 побед, 3 поула, 5 лучших кругов, 9 подиумов)
альпийский Кубок Формулы Renault 2.0, победитель (14 гонок, 7 побед, 3 поула, 4 лучших круга, 8 подиумов)
-
2011 Еврокубок Формулы Renault 2.0, 3 место (14 гонок, 2 победы, 2 поула, 3 лучших круга, 6 подиумов)
североевропейский Кубок Формулы Renault 2.0, 2 место (20 гонок, 7 побед, 2 поула, 5 лучших кругов, 13 подиумов)
Формула Toyota NZ, 5 место (12 гонок, 1 победа, 1 поул, 3 лучших круга, 6 подиумов)
-

Российские поклонники автоспорта в минувшем сезоне могли вдоволь порадоваться за юного земляка, одержавшего в общей сложности 14 побед – особенно красивыми и важными получились те из них, что пилот из Уфы завоевал летом на глазах десятков тысяч земляков на трассе Moscow Raceway. Но самое главное, что с позитивными оценками выступлений Квята согласен и Хельмут Марко – гонщик сохранил свое место в молодежной программе Red Bull. Более того, из Италии он перебирается в Милтон-Кинс, поближе к базе RBR.

Общую безоблачную картину нарушает лишь тот факт, что второй год подряд Даниил не смог завоевать титул в главном двухлитровом классе Формулы Renault. Его соперник по Еврокубку, бельгиец Стоффель Вандорн, на два года превосходил россиянина в возрасте, но обладал сопоставимым опытом. Ему удалось провести сезон потрясающе стабильно, закончив все гонки, кроме самой последней, в первой четверке. Квят же был в целом немного быстрее, но несколько раз терял важные очки, когда этого можно было избежать.

Именно поэтому мы считаем выступление молодого спортсмена весьма хорошим, но все же не можем назвать его отличным. Тем не менее, это явно лучший результат среди всех россиян в молодежных формульных классах, подкрепленный, вдобавок, единственным для наших пилотов титулом в 2012 году, завоеванным Даниилом на трассах альпийской серии Renault 2.0.

Даниил Квят для читателей F1News.Ru: «Думаю, что сезон можно считать успешным. На этот раз программа была очень напряженной, мы боролись за титул сразу в двух сериях, в одной победили, и хотя во второй – самой главной – все же уступили, результат можно считать достойным. Мне удалось выиграть 14 гонок за год – больше всех среди пилотов различных серий Renault 2.0. Очень сильные эмоции принес домашний этап на Moscow Raceway, запомнился финал в Барселоне, где смешались радость победы и горечь разочарования. Или квалификация в Муджелло, где я опередил ближайшего соперника на 0,8 секунды. Одним словом, это был непростой, но очень важный год».

Даниил Квят на трассе Формулы Renault 2.0

Перспективы: Программа на будущий сезон уже утверждена – и можно констатировать, что доктор Марко и его менеджеры избрали не самый тривиальный вариант. Прежде, начиная еще с Хайме Альгерсуари, путь был неизменным: из "двух литров" пилоты переходили в британскую Формулу 3, затем в Мировую серию Renault и, наконец, при удачном стечении обстоятельств – в Toro Rosso.

Но в 2013-м Квята ждет обновленная серия GP3. На тестах молодой спортсмен уже показал, что за рулем 400-сильной машины команды MW Arden будет грозной силой. Но и соперники, учитывая растущий на глазах престиж этого класса, явно не окажутся подарками. Главным же конкурентом, как и в 2011-м, станет Карлос Сайнс-младший. Сын знаменитого раллиста также входит в программу Red Bull, и для обоих гонщиков важны даже не столько абсолютные результаты, сколько относительные – в сравнении с напарником. Нет сомнений, это будет славная битва.

* - здесь и далее – место в рейтинге F1News.Ru по итогам 2011 года
**- здесь и далее возраст приведен по состоянию на 01.01.2013

2(6). Сергей Сироткин (17 лет, Auto GP, итальянская Формула 3, Мировая серия Renault)

Сергей Сироткин

Сезон Результаты Рейтинг***
2012 Auto GP: 3 место (14 гонок, 2 победы, 1 поул, 5 лучших кругов, 9 подиумов)
итальянская Формула 3: 5 место (24 гонки, 2 победы, 1 лучший круг, 6 подиумов)
Мировая серия Renault, 35 место (2 гонки, лучший результат – 20-й)
187
2011 Формула Abarth: чемпион (20 гонок, 5 побед, 1 поул, 3 лучших круга, 14 подиумов) -

Если карьера Даниила Квята развивается в совершенно классическом ключе, то Сергею удалось всего за пару лет растолкать локтями признанных фаворитов и заявить о себе, как о ярком – пусть пока и не до конца ограненном – таланте. В 2012-м пилот попробовал себя сразу в трех разных категориях (и это не считая тестов), и в двух смог добиться побед.

Особенно удивительны достижения Сироткина в первенстве Auto GP – прежде он ездил лишь на картах и "школьных" 180-сильных машинках Формулы Abart. Но явная нехватка опыта не помешала юниору: он оказался единственным, кто смог отобрать поул у явного лидера серии Эдриана Куэйф-Хоббса. Причем где – на коварной городской трассе в Марокко. Россиянин выиграл уже в третьей гонке сезона, а под его занавес вновь поднялся на вершину подиума. Да, он уступил в споре за "серебро" по итогам года, но ведь у его соперника, Пола Вархауга, за плечами был сезон в GP2!

В итальянской Формуле 3 Сергей смотрелся не столь ярко – в этой категории опыт традиционно играет более заметную роль – но шесть подиумов говорят сами за себя. И лишь на подмосковном этапе WSR гонщику отличиться не удалось. Но это упущение он наверняка постарается исправить в будущем сезоне.

Сергей Сироткин для читателей F1News.Ru: «Этот сезон был самым насыщеным в моей карьере, я выступал параллельно в двух чемпионатах - итальянской Ф3 и Мировой серии Auto GP. В обоих первенствах было много ярких моментов, особенно на последних этапах.

Например, в Монце на этапе Ф3 при старте с седьмой позиции мне удалось подняться на подиум, выступая на более медленной машине, нежели у соперников. А на этапе Auto GP в американской Сономе, где принимали участие такие именитые пилоты, как Эйдриан Куэйф-Хоббс, Крис ван дер Дрифт и бывший гонщик Ф1 Антонио Пиццония, мне и вовсе удалось выиграть гонку после старта с шестой позиции, красиво обогнав их всех. Российская автомобильная федерация признала этот успех "Победой года"».

Сергей Сироткин на трассе Auto GP

Перспективы: Имея в 17 лет такой список достижений, любой гонщик может строить самые смелые планы. Примечательно, что в 2012-м Сироткин добавил именно в тех компонентах, которые до этого вызывали вопросы. А значит, он не просто очень талантлив от природы, но и умеет анализировать и учиться. Однако грядущий сезон поставит перед ним задачу такой сложности, каких прежде еще не было. Шутки кончились: Мировая серия Renault, где москвич будет защищать цвета сильной команды ISR, входит в тройку сильнейших гоночных первенств планеты.

Если и на этом уровне Сергей сможет не затеряться, будет регулярно набирать очки и время от времени бороться за место на подиуме – у него есть все шансы стать главной гоночной надеждой страны. И даже если это не получится в 2013-м, впереди у пилота еще есть достаточно времени.

*** - здесь и далее – позиция в гоночном рейтинге Castrol по состоянию на 01.01.2013

3(2). Михаил Алёшин (25 лет; Мировая серия Renault)

Михаил Алешин

Сезон Результаты Рейтинг
2012 Мировая серия Renault, 13 место (17 гонок, 1 поул, 1 лучший круг, 1 подиум)
429
2011 GP2, 32 место (6 гонок, лучший результат - 15-й)
GP2 Asia, 27 место (4 гонки, лучший результат - 19-й)
Мировая серия Renault, 28 место (2 гонки, лучший результат
– 8-й)
немецкая Формула 3, 3 место в классе Trophy (8 гонок, 7 побед)
Формула Superleague, 12 место (3 гонки, 1 подиум)
388

Несмотря на полный всевозможных сложностей сезон, Михаил в который раз продемонстрировал класс. На этот раз ему предстояло выступать в новой роли – помогать молодой и "несыгранной" команде RFR утвердиться в крайне конкурентном паддоке Мировой серии Renault. Несколько раз судьба преподносила гонщику коварные удары, буквально в последний момент лишая его хорошего результата.

И все же, к осени работа Алёшина стала приносить видимые результаты, на финальном этапе в Барселоне он стартовал с поула и финишировал вторым, уступив лишь совершенно неудержимому Антониу Феликсу да Коште. По итогам сезона гонщик опередил всех соотечественников в таблице общего зачета, хотя и не пробился в десятку сильнейших.

Не вина пилота, что почти сразу после этого проект RFR прекратил свое существование. И теперь ему вновь – в который уже раз – предстоит начинать все с чистого листа.

Михаил Алёшин для читателей F1News.Ru: «Прежде всего, хотел бы поблагодарить всех, кто принял участие в создании RFR. Это был очень амбициозный проект, в который лично я вложил свою душу. Было изначально понятно, что в первом сезоне будет сложно добиться результатов, но несмотря на это, мы продолжали прогрессировать по ходу всего чемпионата – что показала гонка в Барселоне.

В целом же нас очень сильно подвели технические неполадки, в основном это касалось электрики, которую на моей машине меняли много раз – к сожалению, безрезультатно. Машина могла неожиданно заглохнуть в любой момент: и на пит-стопе, и на трассе. Если бы не технические проблемы, мы заработали бы гораздо больше очков, и уж точно я бы оказался в первой десятке личного зачета, тут нет никаких сомнений. Думаю, если бы команда продолжала выступать в 2013-м, нам бы удалось развить барселонский успех».

Михаил Алешин на трассе Мировой серии Renault

Перспективы: Время немилосердно. Прошло уже почти десять лет с того дня, когда юный москвич вышел на старт своей первой международной гонки: в ту пору присутствие в протоколах представителя России повергало европейцев в сильное изумление. За прошедшие сезоны Михаил попробовал себя, кажется, во всех существующих молодёжных классах, одержав множество побед и завоевав несколько титулов.

Сейчас он набрался жизненного и гоночного опыта, познав на себе главную истину гонок: любой талант меркнет перед звоном монет. Прошлой осенью Алешин уже инициировал программу "Народный пилот", но собранных средств хватило лишь на выступление в одной ледовой гонке. Сейчас финансовый вопрос актуален вновь, но выступления в GP2 в последнее время требуют просто колоссальных средств, а очередное возвращение в WSR едва ли окажется простым...

4(-). Артем Маркелов (18 лет, немецкая Формула 3)

Артем Маркелов

Сезон Результаты Рейтинг
2012 немецкая Формула 3, 7 место (27 гонок, 2 победы, 1 лучший круг, 3 подиума) 732
2011 немецкая Формула Master, 4 место (24 гонки, 4 победы, 1 лучший круг, 11 подиумов)
Евросерия Формулы 3 (3 гонки, лучший результат – 11-й)
1438

Еще один представитель нового поколения российских гонщиков провел нынешний сезон на удивление неплохо. Не привлекая особого внимания СМИ, Артем заметно прогрессировал по ходу выступлений в немецкой Формуле 3. В отличие от большинства "младших" серий, в Ф3 гораздо шире возможности настроек машины, потому тут особенно важным фактором остается умение работать с техникой и взаимодействовать с гоночным инженером.

После нескольких ошибок на двух первых этапах Маркелов затем зарабатывал очки на протяжении 21 гонки подряд, добыв за это время две победы и несколько подиумов. И хотя немецкая серия не относится к числу самых топовых, сильных пилотов там достаточно – и почти все они старше Артёма. Также важно отметить, что защищал столичный гонщик цвета команды Lotus, которая, как известно, представлена сейчас почти во всех молодежных категориях.

Артем Маркелов для читателей F1News.Ru: «Дебютный год в немецкой Формуле 3 оказался для меня очень непростым. До этого я уже выступал в местной Формуле Master, так что представлял, какая конкуренция меня ждет – но представлять, это одно, а реальность – это другое. Участники этого сезона были очень сильными конкурентами, а уровень серии в 2012-м оказался невероятно высоким. Так что я доволен своим итоговым результатом».

Артем Маркелов на трассе немецкой Формулы 3

Перспективы
: Когда речь идет о карьере молодого спортсмена, всегда важно делать каждый следующий шаг в верном направлении. Если замахнуться слишком широко – можно горько разочароваться, и примеров тому предостаточно. Пока весь опыт Маркелова насчитывает два сезона, и переход в намного более мощный класс сейчас выглядит преждевременным. А вот если остаться на уровне Ф3 и избрать из длинного списка верное первенство в этой категории, результаты могут оказаться вполне позитивными.

Именно поэтому менеджмент гонщика и команда Lotus после успешных тестов подписали новый годичный контракт на выступления в Германии. Но по итогам 2013 года седьмое место уже нельзя будет назвать успешным результатом.

5(-). Николай Марценко (19 лет, Мировая серия Renault)

Николай Марценко со своим менеджером Максимом Травиным

Сезон Результаты Рейтинг
2012 Мировая серия Renault, 20 место (17 гонок, лучший результат – 5-й) 651
2011 немецкая Формула 3, 12 место (18 гонок, лучший результат – 4-й) 870

Дебют красноярца в WSR получился оглушительным: почти неизвестный пилот финишировал в первой же гонке пятым, до последнего сопротивлялся натиску Робина Фряйнса и лишь на последних кругах уступил будущему чемпиону. После такого начала на Николая обратили внимание многие – однако в дальнейшем он хоть и выдавал порой сильные гонки, но так высоко больше не поднимался.

Гонщику явно недоставало стабильности, что можно отчасти связать с недостатком опыта (или желания трудиться) у персонала команды BVM Target. Было заметно, что на гоночной дистанции Марценко всегда отыгрывает позиции, но неважные результаты в квалификациях не позволяют ему добиться большего. Но также важно помнить, что в нынешнем сезоне WSR пилотский состав получился особенно сильным, а по возрасту россиянин был вторым среди регулярных участников первенства.

Николай Марценко: «Сезон выдался очень интересным, со спадами и подъемами. У меня было достаточно гонок, которыми можно гордиться. Я недоволен второй половиной сезона, и, конечно, жалею, что не смог заработать больше очков. Но тот опыт, который я получил в борьбе на неконкурентоспособной машине, мне очень помог и поможет в будущем, ибо в любых условиях стоит выкладываться на максимум. Безусловно, мне пригодится опыт мотивации команды, когда ситуация складывается не лучшим образом».

Николай Марценко на трассе Мировой серии Renault

Перспективы
: Сотрудничество пилота с Максимом Травиным, начавшееся три с лишним года назад, складывается очень успешно: теперь бывший напарник является менеджером молодого спортсмена и активно участвует в работе команды, где выступает Николай. Ставка на Мировую серию Renault является долгосрочной, и сейчас единственная проблема в том, что BVM раскололась на две части, каждая из которых пока находится лишь в листе ожидания WSR на 2013 год, не имея гарантированного места в паддоке на предстоящий сезон. Впрочем, свободных мест в пелотоне пока достаточно, в том числе и в лидирующих командах первенства, а финансовые "тылы" у дуэта Марценко-Травин весьма надёжные.

6(4). Даниил Мове (27 лет, Мировая серия Renault)

Даниил Мове

Сезон Результаты Рейтинг
2012 Мировая серия Renault, 17 место (17 гонок, 1 подиум) 486
2011 Мировая серия Renault, 10 место (17 гонок, 2 подиума) 443

Шестой сезон Даниила в Мировой серии не принес откровений. Продолжив сотрудничество с командой Р1, гонщик вновь, как и в 2011-м, демонстрировал нестабильные результаты. Случались и явные успехи – главным из которых, разумеется, стал очередной подиум, добытый под проливным дождем в Ле-Кастелле, – но немало было и таких гонок, в которых Мове практически не было заметно.

При этом россиянин смог закончить 16 гонок из 17 (единственный раз ему помешал субботний ливень в Сильверстоуне, смывший с трассы полпелотона), но всего четырежды пробился в десятку сильнейших. Да и квалификации, которые прежде всегда были его сильной стороной, на этот раз приносили не самые высокие результаты. Как следствие – вдвое меньше очков, чем год назад, и непривычно низкая 17-я позиция в итоговой таблице.

Даниил Мове для читателей F1News.Ru: «Сезон получился сложным. У нас были серьезные надежды, но, к сожалению, не вышло добиться того, чего хотелось. Хорошо, что удачно сложился московский этап – там тоже были сложности, но мы все же добились хорошего результата. Были и другие успешные гонки. Ну а за неудачи, уверен, мы сможем реабилитироваться».

Даниил Мове на трассе Мировой серии Renault

Перспективы: За прошедшие годы Даниил, который сам занимается собственной карьерой, добился очевидных успехов в сфере гоночного менеджмента. Он действительно здорово умеет общаться с партнерами и спонсорами, всякий раз находя возможность обеспечить себе продолжение выступлений. Также в этом году он запустил новый проект, открыв в Москве крытый картодром.

В спорте же говорить об ощутимом росте результатов по итогам 2012-го, надо признать, куда сложнее. Ситуация стабильна. Потому и мы можем лишь повторить то, что уже говорили год назад: «Теперь пилоту нужно сделать выбор: разумеется, оставаться в знакомом мире WSR проще всего – и все же, можно попробовать найти себе место в другой формульной серии или же решиться на серьёзный шаг в сторону от дороги, ведущей в Формулу 1».

7(5). Максим Снегирев (25 лет; Auto GP, Формула 2)

Максим Снегирев

Сезон Результаты Рейтинг
2012 Auto GP, 13 место (14 гонок, лучший результат – 6-й)
Формула 2, 15-е место (12 гонок, лучший результат – 7-й)
403
2011 Формула 2, 18-е место (16 гонок, лучший результат – 7-й)
британская Формула 3, 24-е место (9 гонок, лучший результат – 9-й)
429

Взвесив все "за" и "против" после зимних тестов, Максим выбрал в качестве продолжения карьеры серию Auto GP. Такой вариант нельзя не признать удачным, а два первых этапа подарили надежду, что в новом окружении пилот сможет раскрыть себя с неизвестной прежде стороны. В Монце и Валенсии он регулярно вел борьбу в группе лидеров, демонстрируя хорошую скорость. Но вот затем последовал спад – резкий и довольно продолжительный.

В споре с не самыми сильными соперниками Снегирев никак не мог заработать очки – черная полоса продолжалась на протяжении целых шести гонок и предопредилила итоговый результат всего сезона. Лишь под конец первенства гонщик, постоянно проживающий в Лондоне, вновь "включился" и выдал несколько хороших результатов, но было уже поздно.

Параллельно Максим решил вернуться в Формулу 2, но этот шаг не принес позитивных эмоций. В моносерии, где многое решает отношение организатора и особенности конкретного шасси, он лишь раз добрался до десятки сильнейших.

Перспективы: Выход с британской гоночной арены на международную не принес громких побед, но вовсе не стал провальным. Главным препятствием для россиянина остается отсутствие достаточного "наката" – в автоспорт он пришел уже в довольно серьезном возрасте, не имея за плечами выступлений в профессиональном картинге. Потому нужно как можно более взвешенно подходить к выбору серии на будущий год. Не секрет, что еще с прошлогодних тестов Максим мечтает о выступлениях в WSR, но все же, еще один сезон в Auto GP точно не станет ошибкой.

8(-). Егор Оруджев (17 лет, Формула 4, Формула Renault 2.0)

Егор Оруджев

Сезон Результаты Рейтинг
2012 Формула 4, 10 место (12 гонок, 2 подиума)
Еврокубок Renault 2.0, (2 гонки)
альпийский Кубок Формулы Renault 2.0, 45 место (2 гонки, лучший результат – 26-й)
-
2011 - -

Дебютант международных гонок, входящий в программу "Наша Формула", порадовал хорошими результатами, но даже в большей степени – прогрессом в процессе выступлений. Недавний картингист, наставником которого является Михаил Алёшин, в первых гонках французской Формулы 4 с трудом пробивался в десятку. Однако к лету он уже уверенно зарабатывал очки, а обе гонки заключительного для себя этапа закончил на подиуме.

В общем зачете было реально побороться за попадание в шестерку, но заключительный уик-энд Егор пропустил, так как решено было дать ему возможность попробовать свои силы в более мощной категории – Формуле Renault 2.0. Результат оказался успешным: на трассе в Муджелло, где число участников превысило три десятка, Оруджев сходу показал в квалификации седьмой и девятый результаты. Гонки, правда, у юного дебютанта не задались, но пока этим обстоятельством вполне можно пренебречь.

Перспективы: "Жаль, что в свое время у меня не было опытного старшего товарища, который своими советами мог бы принести много пользы. Это позволило бы избежать многих ошибок", – сказал как-то о "Нашей Формуле" Миша Алешин. У Егора Оруджева такой товарищ есть, и это помогает юному питерцу двигаться вперед. Самым логичным вариантом продолжения карьеры выглядит полный сезон в двухлитровом классе.

9(-). Дмитрий Суранович (17 лет, GP3, Формула Toyota NZ)

Дмитрий Суранович

Сезон Результаты Рейтинг
2012 GP3, 23 место (15 гонок, лучший результат – 11-й)
новозеландская Формула Toyota, 12 место (15 гонок, 1 подиум)
711
2011 Формула Abarth, 25 место (8 гонок, лучший результат – 10-й) -

Начало сезона внушало оптимизм: пилот отправился в Новую Зеландию, где в довольно сильной компании стабильно зарабатывал очки и завоевал первый в "больших" гонках подиум. Неплохо Дмитрий выглядел и на дебютном этапе GP3 в Барселоне, где сразу же показал девятый квалификационный результат, а одну из гонок закончил 11-м.

Однако затем был этап в Монако, где Суранович неприступной стеной встал на трассе на пути более быстрого и опытного Конора Дэли. Тот так торопился провести обгон, что врезался в россиянина сзади раз, другой, а потом устроил впечатляющую аварию на выходе из тоннеля. Разобравшись в обстоятельствах, судьи однозначно назвали именно американца единственным виновником происшествия.

Но вердикт был вынесен не сразу, и за это время Дэли успел раззвонить по всем интернетам, как его обидел "неопытный пилот из России, который умеет только перекрывать дорогу". Не иначе, эти несправедливые слова попали и в уши госпожи Фортуны, потому как с этого самого момента Дмитрию регулярно не везло. В итоге он еще не раз близок был к неплохим результатам, но до самого конца сезона так и не смог превзойти барселонские показатели.

Перспективы: Поскольку мощность машин GP3 в предстоящем сезоне возрастет почти в полтора раза (до 400 л.с.), многие пилоты наверняка предпочтут остаться в этой категории, чтобы, продолжая выступать в рамках уик-эндов Ф1, обрести новый опыт. Для Сурановича этот вариант тоже выглядит вполне реальным. Впрочем, по ходу сезона у него сложились хорошие отношения с командой Marussia Manor – а она, как известно, представлена в большинстве молодёжных классов.

10(-). Роман Мавланов (18 лет, Формула Renault 2.0)

Роман Мавланов

Сезон Результаты Рейтинг
2012 Еврокубок Renault 2.0, 33 место (14 гонок, лучший результат – 12-й)
альпийский Кубок Формулы Renault 2.0, 15 место (14 гонок, лучший результат – 4-й)
-
2011 Еврокубок Renault 2.0, 35 место (13 гонок, лучший результат – 15-й)
альпийский Кубок Формулы Renault 2.0, 13 место (14 гонок, лучший результат – 5-й)
-

Немного добавив в результатах отдельных гонок, молодой москвич остался почти там же, где и в прошлом году, если сравнивать итоговую позицию в общем зачете. Двухлитровый класс всегда отличался большим числом участников и невероятной конкуренцией в середине пелотона, пробиться в десятку сильнейших здесь всегда было особенно сложно.

И все же, стоит отметить, что Роман теперь заметно реже, чем раньше, допускает ошибки, а по ходу сезона его скорость явно росла – пусть все же и не так быстро, как хотелось бы. Кроме того, в отличие от тонких, как тростинка, соперников, Мавланов довольно широк в плечах, что неизбежно приводит к лишним килограммам веса, что тоже сказывается на времени круга.

Перспективы: Проведя 2011-й год в команде Boetti, а 2012-й в Tech 1, гонщик продолжит поиски идеала: предстоящий сезон он вновь проведет в двухлитровой категории, но теперь в сотрудничестве с RC Formula. Программа, как и прежде, включает выступления в двух сериях, но теперь это будут Еврокубок и Кубок северной Европы. Хочется верить, что полученный за два года опыт москвичу удастся, наконец, аккумулировать в качественный шаг вперед в плане результатов.

Антон Небылицкий (23 года)

Не заработав ни единого очка в первой половине сезона Мировой серии Renault, москвич решил круто изменить свою гоночную судьбу. Решение перебраться в Америку Антон вынашивал уже давно, и теперь оно стало руководством к действию. Изначально звучали планы провести несколько пробных гонок уже осенью – но теперь, чтобы узнать, где же продолжит выступления москвич, придется ждать весны.

В любом случае, у Небылицкого хорошие шансы стать первым россиянином в одном из двух главных гоночных первенств США. Пока что IndyCar и NASCAR остаются едва ли не единственными сериями на автогоночной карте мира, где еще не попробовали заявить о себе наши соотечественники.

Денис Нагулин (20 лет)

После дебютного сезона в соревнованиях двухлитровой Формулы Renault гонщик с берегов Невы переключился на базирующийся в Испании чемпионат Ф3 Open, где защищал цвета команды экс-пилота Ф1 Адриана Кампоса. Потратив какое-то время, чтобы освоиться на новом месте, Денис затем включился в борьбу в середине пелотона, а под конец чемпионата дважды пробился в десятку сильнейших. С высокой вероятностью можно говорить, что именно в Ф3 Open Нагулин проведет и будущий год

Роман Берегеч (24 года)/Алексей Чуклин (27 лет)/Константин Терещенко (18 лет)

Все трое пилотов в прошедшем сезоне периодически стартовали в различных первенствах двухлитровой Формулы Renault – разумеется, выступали они и на Moscow Raceway. Однако результаты гонщиков можно назвать в лучшем случае средними. Наиболее опытный из трио, Чуклин, финишировал десятым на этапе североевропейского Кубка, проходившего на чешской трассе Мост. Следом, 11-м, клетчатый флаг увидел Берегеч.

Юный Терещенко на международной арене очков пока не заработал, однако немаловажно, что его гоночным тренером является Иван Самарин. Именно поэтому перспективы Константина кажутся нам наиболее серьезными.

Денис Корнеев (19 лет)/Станислав Сафронов (19 лет)

Выступая, как и Егор Оруждев, на 160-сильных машинках французской Формулы 4, еще два российских дебютанта также добились определенных успехов. Оба гонщика стабильно добирались до финиша, причем Корнеев, добавляя от этапа к этапу, в итоге добился пятой строчки финишного протокола, а вот Сафронов, проведя лишь первую половину чемпионата, смог добраться до клетчатого флага только десятым.

Никита Злобин (16 лет)/Виталий Ларионов (15 лет)/Сергей Трофимов (15 лет)

Трое юниоров в минувшем сезоне делали лишь первые шаги в мире "больших" гонок, выступив на паре-тройке этапов итальянского первенства Формулы Renault 2.0 Light и завоевав несколько подиумов в своей возрастной группе. По-настоящему дебютным для них, а также для Семёна Евстигнеева, станет грядущий 2013-й.

Уже подтверждена программа участия этого квартета в Формуле Abarth в составе новой команды Тeam NBC при поддержке СМП-Банка. Особенно интересно будет последить за результатами Злобина: Никита, как несложно догадаться, приходится сыном Сергею Злобину, который в 2002 году стал первым россиянином, севшим за руль машины Ф1.


Наши соотечественники выступали в международных соревнованиях и на машинах других категорий, причем здесь наблюдался чуть ли не двукратный количественный рост. Их стараниями российский флаг регулярно развевался над призовым подиумом.

Алексей Дудукало

Алексей Дудукало (36 лет)

Опираясь на прошлогодний опыт и получив в напарники легенду гоночного мира Габриэле Тарквини, россиянин явно освоился в паддоке мирового Туринга. В итоге SEAT Leon в красно-белых цветах компании Лукойл регулярно вмешивался в спор старожилов WTCC. Не всегда события развивались так, как хотелось бы поклонникам Алексея – порой соперники проверяли чемпиона России на стойкость, – но несколько раз подмосковный пилот проехал действительно здорово.

Лучшей же для Дудукало, вне всяких сомнений, оказалась первая гонка словацкого уик-энда. На трассе близ Братиславы он стартовал вторым (впереди Тарквини!), и после напряженной борьбы с итальянцем и сильным венгерским пилотом Норбертом Мичелисом на протяжении всей дистанции поднялся в итоге на "серебряную" ступень пьедестала почета. Этот результат стал лучшим для представителей нашей страны среди всех кольцевых чемпионатов, имеющих ранг чемпионата мира.

Завершив сезон на девятой позиции в зачете Трофея Yokohama, Алексей продолжит выступления в WTCC в 2013-м – но уже за рулем Lada Granta. Удастся ли ему демонстрировать столь же высокие результаты на отечественной технике, пусть и с доработанным компанией Oreca мотором, покажет время.

Роман Русинов (31 год)

Два сезона вне гонок практически не отразились на скорости москвича: победитель Серии Ле-Ман далекого уже 2004 года продемонстрировал, что по-прежнему быстр на марафонских трассах. Пропустив первый этап возрожденного чемпионата мира WEC, в дальнейшем Роман и его напарники, французы Пьер Раг и Нельсон Пансьятиси, регулярно боролись за место на подиуме.

Покорить заветный пьедестал удалось лишь один раз, в Сильверстоуне: иногда подводила техника, иногда чуть быстрее оказывались соперники, но в целом прототип Oreca-Nissan в цветах G-Drive смотрелся на трассах очень уверенно. Главная же гонка сезона – "24 часа Ле-Мана" – принесла одновременно радость и огорчение.

Русинов с партнерами могли финишировать в своем зачете LMP2 третьими, а то и вторыми, если бы не досадный прокол, случившийся вскоре после рассвета в самом начале круга. В итоге трио финишировало на четвертой позиции, но все равно оказалось в первой десятке абсолютного зачета. Прежде такого результата не удавалось добиться еще ни одному представителю нашей страны.

В 2013-м Роман продолжит выступления в WEC и вправе рассчитывать на еще более высокие показатели.

Сергей Афанасьев (24 года)/Алексей Васильев (40 лет)/ Леонид Мащицкий (29 лет)

Соревнования FIA GT1, получившие с 2010-м статус чемпионата мира, спустя два года включили в свой календарь российский этап. Это побудило отечественных спортсменов обратить внимание на гонки суперкаров: первопроходцами стали главный национальный специалист по Гран Туризмо Алексей Васильев и «первый номер» нашего прошлогоднего обзора Сергей Афанасьев.

Вот только команда Valmon Racing и машины Aston Martin DBRS9, на которые они сделали ставку, оказались слабым звеном. Устаревшая техника вкупе с отсутствием специфического опыта превратили сильных пилотов в догоняющих. Проект свернули уже после трех этапов. Лучшим результатом Афанасьева за этот время стало 12-е место в гонке, Васильева – девятое, а подменявший его по ходу финального этапа Леонид Мащицкий финишировал 14-м.

Алексей Басов (35 лет)/Александр Скрябин (23 года)

На самом деле, в гоночной серии Ferrari Challenge общее количество российских участников вот-вот перевалит на второй десяток. В этом списке есть и гонщики-любители, и вернувшийся за руль Сергей Злобин, и даже известный предприниматель Борис Ротенберг. Но наивысших спортивных результатов в минувшем сезоне добились двое: Александр Скрябин стал лучшим молодым пилотом и шестым в общем зачете "старшего" класса Trofeo Pirelli, где выиграл одну из гонок, а Алексей Басов не оставил от соперников камня на камне в "младшем" Copа Shell.

В России скорость и талант Басова уже давно известны, а вот успехи мытищенца на международной арене до недавнего времени были не столь значительны. Потому-то организаторы моносерии из Маранелло и отправили гонщика для начала в Copa Shell – о чем, думается, не раз и не два пожалели остальные участники этого зачета. Выиграв добрую половину гонок, Алексей поставил эффектную точку, поднявшись на вершину подиума на традиционном Мировом финале в Валенсии.

Попутно Басов и Скрябин совершили очень удачный "набег" на российский этап первенства GT3, где стали призерами, а под конец года Александр выиграл марафон "6 часов Рима" на мощной Ferrari 458 GT2.

Сергей Рябов (41 год)/Вячеслав Малеев (51 год)/Кирилл Ладыгин (34 года)

Вместе с гонками GT1 "российское нашествие" пережили и европейские соревнования GT3. Шутка ли – по ходу шестиэтапного сезона на старт выходили сразу девять пилотов, напротив фамилии которых на борту спорткара красовался бело-сине-красный флажок. Правда, регулярно стартовали лишь трое.

Самарец Сергей Рябов, выступавший на Ferrari F458 в дуэте с испанцем Мигелем Торилом, порадовал отменной надежностью. Дебютировав на таком уровне, он всего раз финишировал за пределами десятки сильнейших. Максимальным результатом по ходу сезона стало шестое место в Альгарве, а итогом – десятое в общем зачете.

Его земляка Вячеслава Малеева также нельзя не отметить – депутат местной думы и энтузиаст гонок не пасовал на трассе и вместе с экс-гонщиком WTCC Кириллом Ладыгиным добился пары отличных результатов. На залитом водой кольце в Зольдере россияне были невероятно близки к подиуму, но тактический просчет отбросил их на четвертое место. Такого же результата удалось добиться и на Нюрбургринге. Если бы не пропущенный из-за аварии в тренировке испанский этап, россияне наверняка поднялись бы много выше итоговой 11-й позиции.

Также в GT3 выступала единственная российская пилотесса на международной арене. Как и подобает представительнице слабого пола, Наталья Фрейдина на каждом из четырех этапов меняла команду. Её лучшими результатами стали два девятых места в гонках.

Николай Карамышев (23 года)

Пилот из Курска минувшей зимой по нелепой случайности сильно повредил руку, что могло привести даже к завершению карьеры. Но Николай нашел в себе силы продолжать выступления – и провел отличный сезон. Во внутреннем "кузовном" чемпионате он стал третьим, а в Кубке Европы выиграл зачет SuperProduction за рулем Honda Civic.

Правда, соперник у Карамышева был всего один, ветеран югославского автоспорта Александар Тошич, но силы гонщиков оказались практически равными. В каждом заезде они дарили зрителям редкую по красоте борьбу с обгонами и контактами, и сильнейшим в итоге стал наш пилот.

Также в Кубке Европы, но в классе S1600, выступали Вадим Мещеряков и Александр Фролов. Первый поднялся в одной из гонок на нижнюю ступень подиума, лучшим результатом другого стало четвёртое место.


Приведенный список едва ли претендует на абсолютную полноту, поскольку отследить все выступления россиян в разнообразных гоночных дисциплинах сейчас практически невозможно. Наши представители есть и в европейских гонках грузовиков, и во всевозможных "кузовных" первенствах, и в других кольцевых соревнованиях национального уровня, были даже тесты в "младших" лигах NASCAR.

Определенная негативная тенденция, наметившаяся в 2011-м, преодолена. Хотя и не без потерь: отдельным пилотам не удалось продолжить выступления. Так, в минувшем сезоне вовсе не выходили на старт потенциально быстрые Иван Лукашевич и Максим Зимин. И все же, картина в целом явно выглядит позитивно: прежде всего, благодаря активному притоку вчерашних картингистов в формульные серии начального уровня.

Не будем забывать, что автоспорт существует и за пределами асфальта – и там в 2012 году главным событием стали отличные результаты сильнейшего российского раллиста Евгения Новикова. Прежде, по молодости, москвич слишком уж часто попадал в аварии. Но теперь добавил к скорости так важную стабильность – и два раза поднимался на подиум этапов WRC после финишей на второй позиции в Италии и Португалии. Итогом стало шестое место в чемпионате мира, и это новое высшее достижение для всего отечественного автоспорта. А ведь есть еще внедорожные гонки, ралли и ралли-кросс, где у нас тоже много успехов и титулов...

Ну а наступающий 2013 год, без сомнений, принесет новые победы. Автодром Moscow Raceway, открывший для отечественных болельщиков возможность своими глазами следить за соревнованиями высочайшего уровня, пополнил свой календарь заездами WTCC и DTM. А молодые пилоты, нет сомнений, включатся в спор с соперниками, едва в Европе в середине весны возьмет разбег гоночный сезон. Разумеется, мы будем следить за развитием событий на самых разных трассах – и с удовольствием рассказывать читателям F1News.Ru о новых победах россиян на международной арене.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё