Фелипе Масса: путь наверх

Фелипе Масса после Гран При Бразилии

Начало карьеры Фелипе Массы складывалось непросто, и том, как он делал первые шаги в профессиональном автоспорте, вспоминает близкий друг его семьи Лито Кавальканти.

Когда Фелипе Масса остановил свою Ferrari под номером 2 на питлейн Интерлагоса, он не мог сдержать слез. В течение 38 секунд после того, как бразилец пересек линию финиша, у него была возможность почувствовать себя чемпионом мира, и, поскольку все происходило на глазах тысяч его земляков, эти мгновенья казались еще более сладкими. Но когда до клетчатого флага добрался Льюис Хэмилтон, к вкусу победы неизбежно добавилась горечь поражения.

И все же Фелипе взял себя в руки, забыл о неудаче, и начал готовиться к новым стартам. Это было далеко не первое испытание, выпавшее на его долю с 1999-го года, когда он покинул маленький бразильский городок Ботукату и отправился в Европу, мечтая о карьере профессионального гонщика.

До этого жизнь складывалась достаточно просто. В 80-90-х его отец, Луис Антонио Масса, выступал в национальных чемпионатах по турингу, и юный Фелипе обязательно отправлялся на трассу вместе с ним, когда гонки проходили на знакомом с детства Интерлагосе. В дни, когда соревнований не было, Фелипе просто обожал носить отцовский гоночный комбинезон. Когда сын начал осваивать мотоцикл, Луис Антонио справедливо рассудил, что безопаснее будет, если он убедит Фелипе пересесть на карт.

Картингом Масса-младший занимался восемь лет, пока ему не исполнилось 16. В то время Фелипе располагал бюджетом, вдвое меньшим, чем его ближайшие конкуренты, однако было видно, что парень талантлив, поэтому Рикардо Тедеши, старинный друг отца, дал мальчишке шанс попробовать силы в бразильской Формуле Chevrolet (аналог европейской Формулы Opel). У Тедеши была своя гоночная команда, и уже после первого теста он понял, что вместе с Фелипе она сможет добиться многого.

«Я решил взять его в команду, понимая при этом, что часть счетов мне придется оплачивать самому» – вспоминает Тедеши.

Европейский дебют
В 1998-м Фелипе занял 5-е место в чемпионате Бразилии, а уже на следующий год выиграл титул, одержав победы в четырех гонках из десяти. После этого уже надо было ехать в Европу, и Тедеши, Луис Антонио и Фелипе отправились в Италию, где побывали в фирме Tatuus, только что получившей заказ на производство нового шасси для Формулы Renault. Молодой бразилец получил возможность показать, на что он способен, за рулем старой машины Tatuus на трассе в Муджелло. Он успел проехать лишь несколько быстрых кругов: глава команды CRAM Competition Марчелло Росей предложил Массе контракт на участие в чемпионате Италии.

Первый этап сезона 2000-го года проходил в Муджелло, однако в этот же уик-энд там должна была состояться еще и гонка Кубка Европы. Финансовые дела Луиса Антонио, владевшего компанией по сборке автобусных кузовов, в то время шли неважно, и Фелипе располагал ограниченным бюджетом: денег хватало только на пять этапов. За это время ему предстояло либо доказать, чего он стоит, либо распрощаться со своей мечтой. Тем не менее, Росей убедил Массу-старшего купить лишний комплект шин, чтобы Фелипе смог стартовать и на этапе Еврокубка…

Луис Антонио объяснил сыну, что любая авария приведет к серьезным финансовым проблема, и что сделал Фелипе? На тренировке от тут же, не проехав и двух кругов, влетел в отбойник. В боксах он оправдывался, что просто не мог ехать медленно. Однако уже в воскресенье семья праздновала двойную победу Фелипе: он выиграл обе гонки.

«Мы тогда радовались до вторника, пока не получили счет, – рассказывает Луис Антонио. – Это были суровые времена, но мы не зря все терпели все тяготы».

В том году Фелипе Масса стал чемпионом Италии и победителем Кубка Европы.

Гонка за мечтой
Но за пределами трассы жизнь Фелипе по-прежнему была нелегкой.

«В дни гонок он ночевал прямо в гараже» – говорит Тедеши.

Когда соревнований не было, Масса откровенно тосковал. «Он звонил домой, и мы понимали, как ему одиноко. Все то, что у него есть сейчас, он по-настоящему заслужил» – добавляет Луис Антонио.

Рикардо Тедеши в свое время был менеджером молодого Рубенса Баррикелло, и с тех пор сохранил дружеские связи с Адриано Морини, хозяином команды Italian Draco Racing. В этой команде Рубенс провел свой первый европейский сезон.

Draco принимала участие в чемпионате Euro F3000, и Морини, внимательно следивший за успехами Массы в Формуле Renault, предложил бразильцу тест на трассе в Валлелунге. И вновь Фелипе понадобилось лишь несколько кругов, чтобы получить место в команде на 2001-й год.

У Draco Racing уже были спонсоры, и, поскольку известность Массы на родине росла, семья и друзья смогли добиться какой-то финансовой поддержки и от бразильских компаний. В восьми гонках Фелипе завоевал шесть побед, шесть поул-позиций, и стал новым чемпионом Euro F3000.

В это время Петер Заубер искал быстрого и не избалованного гонорарами гонщика, который бы заменил в его команде Кими Райкконена, переходившего в McLaren. Он пригласил Массу на тесты в Муджелло, Фелипе намотал за два дня 100 кругов, лучший из них пройдя за 1 мин. 23,79 сек и опередив «штатного» пилота, Ника Хайдфельда.

Вскоре Масса подписал контракт с Sauber. Однако у семьи по прежнему был серьезный повод для волнений: несмотря на то, что гонки в F3000 полностью финансировались спонсорами, на Фелипе продолжал висеть старый долг за сезон, проведенный в Формуле Renault. Расплатится он смог только в 2002-м, когда уже выступал в Ф1.

Но еще до теста в Sauber, благодаря протекции Морини, Фелипе побывал в Маранелло. Любопытно, что уже тогда, в середине 2001-го, Масса познакомился со Стефано Доменикали, вместе с которым через 7 лет ему будет суждено испытать сложные чувства после победного финиша на Интерлагосе.

Тогда же молодого бразильца представили главе Скудерии Жану Тодту, который пообещал следить за его результатами. В ту ночь Фелипе долго не могу уснуть: он уже мечтал о том, как станет гонщиком Ferrari.

Борьба продолжается…
Через год мечта осуществилась. Вот как об этом вспоминает Луис Антонио Масса: «Фелипе пригласили на тесты во Фьорано, а мы были дома, ожидая звонка. И когда сын позвонил, мы поняли, что он на седьмом небе от счастья. Все прошло хорошо, а на следующий день Тодт спросил его, почему он так много рисковал. Фелипе даже не понял, о чем речь, и тогда Тодт объяснил, что каждый круг Масса проходил слишком близко к пределу возможного. Тогда Фелипе рассмеялся, сказав, что Ferrari настолько легко управлять, что он даже не чувствовал, сколь близко подходил к пределу. Вот если бы Тодт видел его за рулем Sauber, тогда бы он понял, что такое настоящий риск!»

Так начиналось восхождение Массы к вершинам Формулы 1. Путь был непростым, но Фелипе только закалился. Поэтому он смог без лишних эмоций пережить то, что произошло на Интерлагосе 2 ноября 2008-го года.

Но в этот день Бразилия обрела нового героя. А Фелипе, стоя на вершине подиума, красноречивым жестом поблагодарил земляков за поддержку, которую он чувствовал в ходе всего сезона, и толпа на трибунах приветствовала его…

В тот момент им гордилась вся страна, но не только потому, что он красиво выиграл гонку: он достойно вел себя в минуту поражения, когда упустил титул. В этот момент Фелипе доказал, что будет достойным наследником славы Эмерсона Фиттипальди, Нельсона Пике и Айртона Сенны…

Текст: . Источник: Autosport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё