Вендлингер об аварии в Монако и безопасности в Формуле 1

Карл Вендлингер

В начале 90-х австриец Карл Вендлингер считался едва ли не более перспективным гонщиком, чем Михаэль Шумахер, но их карьеры в спорте сложились очень по-разному. Михаэль практически сразу начал выступать в сильных командах, тогда как Вендлингер дебютировал в Формуле 1 в 1991-м году в составе слабенькой Leyton House Racing. Затем перешел в Sauber, но в мае 1994-го попал в тяжелейшую аварию во время тренировки накануне Гран При Монако. В интервью Motorsport Total австриец рассуждает о проблемах безопасности в Формуле 1 и о кризисной ситуации, которую переживает спорт…

Вопрос: 15 лет назад вы попали в серьезную аварию во время тренировки в Монако, после чего почти три недели пролежали в коме. Вы всегда говорили, что не помните, как все произошло…
Карл Вендлингер: Знаете, эту ситуацию трудно объяснить, но я пришел в себя на больничной койке и не мог понять: почему я оказался в госпитале? Но рядом были мои родители и моя жена, в то время еще только подруга, и я сразу спросил: «Что случилось?» И тогда мне рассказали, что я попал в аварию, но теперь уже все в порядке…

Когда выписался, вернувшись домой, первым делом посмотрел видеозапись аварии. Поскольку память ничего не запечатлела, мне показалось, что в машине мог быть и кто-то другой… Несколько позже я осознал, что все могло окончиться гораздо более драматично.

Карла Вендлингера, находящегося без сознания, извлекают из кокпита Sauber, 12 мая 1994 г.

Вопрос: В то время произошло несколько ужасных аварий подряд: погибли Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна. Как это можно объяснить? Машины в то время были настолько небезопасны? Или тогда еще не было специальных систем, защищавших голову гонщика при боковых ударах?
Карл Вендлингер: Мне кажется, дело не только в этом. Тогда в Имоле в серьезную аварию попал сначала Рубенс Баррикелло, хотя, к счастью, почти не пострадал. Но в следующие два дня погибли два гонщика. Может, это было связано с каким-то всплеском отрицательной энергии, не знаю… Трудно объяснить, почему все это произошло. Все три аварии – Ратценбергера, Сенны и моя, – случились так неожиданно…

Вопрос: Но ведь и в наше время были очень серьезные происшествия: достаточно вспомнить переделку, в которую в Канаде в 2007-м году попал Роберт Кубица.
Карл Вендлингер: Все правильно. Но Кубицу спасли все современные системы безопасности, прежде всего HANS (защита головы и шеи гонщика).

Вопрос: А если бы в 1994-м вы тоже пользовались системой HANS, смягчила бы она последствия вашей аварии?
Карл Вендлингер: Нет, мне бы она не помогла: при боковом ударе очень трудно избежать травмы.

Вопрос: Но в любом случае за последние 15 лет Формула 1 добилась очень серьезного прогресса в вопросах безопасности, это нельзя отрицать…
Карл Вендлингер: Безусловно. И машины, и трассы стали намного безопаснее. Единственное, в Монако степень риска по-прежнему велика.

Вопрос: В этом году гонки проходят очень интересно, стало больше обгонов, среди лидеров мы видим новые лица, и это здорово. И в то же время в Формуле 1 идет напряженная борьба вокруг регламента 2010-го года. Как вы думаете, чем завершится этот конфликт?
Карл Вендлингер: Думаю, в итоге стороны как-нибудь договорятся, такое уже не раз было. Но столь жесткого противостояния мы не видели давно, по крайней мере, конфликты не выносились на суд общественности, даже если шла какая-то закулисная борьба. Но, похоже, Макс Мосли действительно считает, что его представления о будущем Формулы 1 – единственно верные, и последовательно проводит их в жизнь. Но в чем главная причина нынешнего конфликта? Только ли в том дело, что Мосли хочет сделать спорт более доступным для новых команд?

Вопрос: Конечно, это играет определенную роль, но проблема гораздо глубже. Как вы относитесь к самой идее бюджетного лимитирования?
Карл Вендлингер: Я считаю, что это хорошая идея – если все будут в равных условиях, и будет налажен жесткий контроль за расходами. Когда некоторые команды расходуют по 300-400 миллионов евро в год, это, по-моему, чересчур.

Вопрос: А каков бюджет команд, выступающих в серии FIA GT, где вы сейчас гоняетесь?
Карл Вендлингер: Все зависит от того, на какой машине вы ездите и из скольких этапов состоит календарь чемпионата. В этом году проводится восемь гонок, поэтому при скромном бюджете можно уложиться в 600 тысяч евро.

Вопрос: А в этот уик-энд вы будете в Монако?
Карл Вендлингер: Нет, я останусь дома, в Австрии. В свое время, когда еще жил в Монако, всегда с огромным интересом смотрел Гран При. Но сейчас предпочитаю делать это по телевизору.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё