Марри Уокер: "Мне еще многое предстоит сделать"

Интервью на презентации DVD с воспоминаниями выдающегося журналиста

Этот человек знает все. Его любят и ненавидят, его голос знаком всем, кто когда-либо интересовался автогонками, хотя бы по видеокассетам. Великий и ужасный, настоящая звезда Формулы 1, комментатор с 52-летним стажем Марри Уокер 19 ноября 2002 года в Лондоне устроил презентацию собственного взгляда на историю чемпионата мира. Биография, точнее - автобиография Формулы 1 была оформлена в виде симпатичного DVD, на котором Марри представил собственную десятку "лучших гонщиков всех времен и народов". Разумеется, по этому поводу была организована специальная пресс-конференция...

Вопрос: Марри, после ухода с телевидения вы объехали весь мир с рекламой своей автобиографии, теперь выходит DVD. Отдохнуть так и не удалось?
Марри Уокер: Да, свободного времени было немного. Я побывал на "Гран-при США", оттуда отправился в Лос-Анджелес, был в Австралии, в Новой Зеландии, в Сингапуре, теперь вот вернулся домой, в Великобританию. Я просто не могу иначе, нет никакого смысла сидеть дома, сложа руки.

Вопрос: За эти годы вы видели в деле гонщиков "Формулы-1", наверное трудно было выбрать из них десятку лучших?
Марри Уокер: Очень трудно, к сожалению я не упомянул Сэра Джека Бребхэма, трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике, и не потому, что я не считаю их великими, просто они не попали в мою десятку лучших, которая описана на DVD. Зато туда вошел Найджел Мэнселл, во-первых, он мне здорово помог, во-вторых, я восхищаюсь его талантом. Найджел выиграл всего один титул, но на диске вы не увидите многих, кто выигрывал больше, он ведь отражает частное мнение. Есть фигуры, которые попали в этот список сразу и без сомнений - Хуан-Мануэль Фанхио, Альберто Аскари, Михаэль Шумахер, а вот по поводу остальных принять решение было очень непросто. Но я сделал то, что сделал.

Вопрос: По вашему мнению Михаэль Шумахер проигрывает лишь Хуану-Мануэлю Фанхио?
Марри Уокер: Совсем недавно Михаэль был пятым в моем рейтинге, но сейчас он обогнал Алана Проста и Айртона Сенну и вышел на второе место. Знаю, с этим многие не согласятся. Сенна имел огромную армию поклонников по всему миру и я не собираюсь спорить с его популярностью, как и с теми, кто считает, что Шумахер лучше Фанхио. Вы должны вспомнить, что я довольно пожилой человек, который воочию видел Фанхио на трассе и брал у него интервью. Он для меня значит гораздо больше, чем для тех, кто только начал следить за Формулой 1, потому что я знаю то, что они никогда не узнают. В довоенное время было много великолепных гонщиков, но даже я не знаю, кто из них был бы достоин включения в десятку лучших. Формула 1 началась в 1950-м году, а я стал комментировать гонки в 1949-м, так что я просто не могу охватить все. Но все же Фанхио - лучший гонщик, настоящий джентльмен, в конце концов он стал чемпионом мира на четырех разных машинах - на Alfa Romeo, Mercedes, Maserati, и Ferrari, мне кажется, что это великое достижение.

Вопрос: Очень трудно сравнивать гонщиков разных эпох, на вашем DVD речь идет о машинах и о роли пилота за эти годы...
Марри Уокер: Да, вы можете быть лучшим гонщиком в мире, но за рулем плохой машины вы ничего не выиграете, да и плохой пилот на хорошей машине тоже не добьется успеха. Конечно было бы интересно сравнить Алекса Йонга за рулем Ferrari с Михаэлем Шумахером в Minardi, но мне кажется, что Михаэль все равно бы выиграл, потому что он очень хорош. Мне не нравится, когда некоторые люди говорят, что их раздражают постоянные победы Михаэля Шумахера и Ferrari. Шумахер - гений, таких не часто увидишь за свою жизнь, а Ferrari - лучшая машина и нет ничего удивительного в том, что это сочетание обеспечивает победу в гонках. Оппозиция со стороны McLaren и Williams достаточно сильна, у них есть необходимые ресурсы и специалисты для того, чтобы двигаться вперед и рано или поздно Ferrari будет свергнута с вершины. Так не раз было в прошлом, так будет и в будущем.

Вопрос: Вспоминая прошедший сезон и постоянные обсуждения будущего Формулы 1, вы тоже считаете, что чемпионат стоит перед началом очень важной эры в своей истории?
Марри Уокер: Я не знаю, важной ли. Нет сомнений в том, что большая часть публики, мы сейчас не говорим об энтузиастах, в этом потеряла интерес к Формуле 1 из-за господства Ferrari, так что меры, которые принимает руководство чемпионата стоит приветствовать. Я полностью одобряю новую систему начисления очков и новый регламент квалификации. Как комментатор я предвкушаю следующий сезон, потому что никто не знает, что может произойти. Гонщики проедут по одному быстрому кругу в непредсказуемом порядке. К примеру Шумахер выйдет на трассу первым и из-за погоды проиграет Марку Уэбберу на Jaguar. Это здорово, квалификация обещает быть очень интересной, да и гонки изменятся, будет много обгонов. В декабре регламент снова может измениться, на этот раз в области технического регламента. Телекомпании, осуществляющие бесплатные трансляции чемпионата получат сигнал цифрового "Берни ТВ", зрителям будет гораздо удобнее, чем раньше. Я смотрю в будущее Формулы 1 с оптимизмом, этот спорт входит в новую стадию.

Вопрос: Кого вы считаете лучшим британским гонщиком?
Марри Уокер: Стирлинга Мосса. В моем рейтинге он занимает пятое место, но многие наверняка будут возражать. Почему Мосс, ведь в отличие от Джеймса Ханта, Деймона Хилла, Найджела Мэнселла, Грема Хилла, он никогда не был чемпионом мира. Он четыре раза был вторым в чемпионате и наверняка бы добился победы, если его соперником не был бы Фанхио.Стирлинг - настоящий гонщик, настоящий английский джентльмен, он побеждал в классе 500, в ралли, в туризме, в спорткарах, в Формуле 1 и именно его я считаю лучшим британским гонщиком. Найджел Мэнселл тоже занимает очень высокое место в моем рейтинге не потому, что много выигрывал, он был великолепным шоуменом и невероятно бесстрашным гонщиком. Я, как комментатор, получил от него гораздо больше эмоций, переживаний и волнения, чем от всех остальных, вместе взятых.

Вопрос: Что вы думаете о гонщиках, которые выступают сейчас? Кто из них может стать великим?
Марри Уокер: Очень многие уверены в успехе Хуана-Пабло Монтойи, нет никаких сомнений в том, что он очень быстр. Мне кажется, что из молодых гонщиков титул первым выиграет Кими Райкконен, это фантастический пилот, который может, я боюсь, помешать Дэвиду Култхарду стать чемпионом мира. Хотя я надеюсь, что Дэвид все же добьется этого. Ну а молодые британцы... Дженсон Баттон - хороший, способный парень. В дебютном сезоне ему не хватило опыта, следующие два он провел за рулем неадекватной машины, теперь - "БАР", значит в 2003-м тоже будут проблемы, давайте надеяться, что они когда-нибудь решаться. Если Дженсон получит правильную машину, то я считаю, у него есть шансы выиграть чемпионат.

Вопрос: Сэр Стирлинг Мосс недавно сказал, что в его время мастерство пилота значило больше, чем сейчас. Что вы об этом думаете?
Марри Уокер: Мне было бы неприятно оппонировать самому Моссу! В его времена гонщикам приходилось самостоятельно переключать передачи, не было никакой электроники, тут и спорить не с чем. С другой стороны современные машины, оборудованные передовой электроникой точно так же позволяют лучшим гонщикам выжимать максимум возможного. У Шумахера такая же машина, как и Рубенса Баррикелло, но он профессиональнее, талантливее, опытнее, он может полнее реализовать ее потенциал. Правда сейчас способности гонщиков не так важны, как раньше. Стирлинг сказал, что вы можете увидеть неадекватного пилота, который способен управлять машиной Формулы 1. Я сказал неадекватного, а не плохого, потому что плохих пилотов тут просто не бывает. Для того, чтобы попасть в Формулу 1 вы должны быть очень хороши и даже высмеиваемый всеми Алекс Йонг отстает всего на четыре секунды от Михаэля Шумахера, лучшего гонщика на лучшей машине. Сосчитайте до четырех - один, два, три, четыре... и это на трассе в две с половиной мили.В общем я согласен с Моссом, но если он имеет ввиду, что для  Формулы 1 вы не должны быть хорошим гонщиком, то тут наши мнения расходятся. Сейчас нужно знать гораздо больше, чтобы получить от машины максимум. Настройки, прижимная сила, дифференциал и все такое. Во времена Стирлинга вы просто садились за руль и ни о чем больше не думали. Но, если бы Стирлинг был бы жив, он и сейчас был бы одним из лучших, если бы Шумахер выступал во времена Фанхио, то он тоже был бы хорош.

Вопрос: Вы не будете больше комментировать, покинете Формулу 1?
Марри Уокер: Я сам принял это решение и о нем не жалею. Я комментировал гонки в течении 52 лет и мог бы продолжать, но мне уже под восемьдесят, я старею, как и все остальные, правда вы гораздо моложе и не так это замечаете. Я имею собственную гордость и думаю, что лучше остановиться раньше, чем позже. Не хочу, чтобы говорили: "Старый дурак навечно устроился в теплом гнездышке". Не думаю, что об этом говорили раньше, но это бы обязательно случилось, если бы я не ушел.

Вопрос: Давайте вернемся к прошедшему сезону, как вы относитесь к поведению Ferrari на финише в Австрии и США?
Марри Уокер: Я понимаю и принимаю это, потому что многие знают, Формула 1 - это больше бизнес, чем спорт. Но какой вид спорта сейчас не контачит с бизнесом? "Манчестер Юнайтед" получил много денег и команда стала выигрывать. в Ferrari тоже нацелены на победу и они сделают все, чтобы этого добиться, правда произошедшее в Австрии выглядело очень неуклюже. Думаю реакция зрителей была неожиданностью и для Ferrari, так что ничего подобного они не повторят. Однако многие считают, что в США, когда Михаэль Шумахер на финише поднял ногу с педали газа, произошло тоже самое. На самом деле он прикололся, сбросил газ и тут же все вскинули руки: "Как ужасно". На самом деле, ничего страшного, если бы он так не поступил, был бы обычный дубль Ferrari и публика решила бы иначе: "Невероятная гонка, новый дубль итальянской команды".Я понимаю и принимаю то, что произошло, но в тоже время мне очень жаль, что публика не понимает, Формула 1 - это не спор гонщиков или конструкторов, это борьба команд и любая механическая проблема или ошибка механика в боксах может разрушить дело всей команды, очевидно зрителей нужно научить разбираться в этом. Я понимаю поступок "Феррари", но думаю. что подобного в будущем не произойдет, тем более, что руководство чемпионата запретило командную тактику. Шумахер все равно бы выиграл чемпионат и без командной тактики. Будет что-то иное, наверняка команды что-то придумают, к примеру в McLaren решат, что Култхард должен выиграть титул до ухода, тогда будут использованы другие приемы... не могу подобрать слово...

Вопрос: Закулисные...
Марри Уокер: Да, не столь очевидные. Можно простоять в боксах несколько лишних секунд или затянуть обслуживание машины... Командную тактику невозможно запретить, она была всегда и будет всегда.

Вопрос: Вашей первой любовью стали мотогонки, вы жалеете о том, что не комментировали Moto GP в последнее время?
Марри Уокер: Я много бы отдал за такую возможность, мотоциклы, в отличие от Формулы 1, конкурентоспособны на любой трассе, гонщики сливаются с мотоциклом в одно целое в каждом повороте. С 1949 по 1992 год я комментировал мотогонки по BBC и прекратил это только потому, что они перестали проводить трансляции в достаточном объеме. Это были отличные гонки и сейчас я не говорю о них, потому что никто не поймет, о чем именно я говорю. Это было давным-давно.

Вопрос: Мы говорили о вашей десятке пилотов, а вы можете десять лучших этапов в истории?
Марри Уокер: Много было великолепных гонок, давайте попробуем. Конечно, Жиль Вильнев в Хараме, он выступал на откровенно слабой машине, на турбированной Ferrari 126СК в 1982 году (на самом деле - 1981), тогда он секунд за двадцать обошел пятерых соперников. Ошеломляющая гонка. Потом - Монако 1992, Мэнселл и Сенна. Япония 1996 года, когда Деймон Хилл выиграл чемпионат, Япония 1994, когда Деймон выиграл у Шумахера. 1996-й, дождевая гонка в исполнении Михаэля. Можно долго продолжать...

Вопрос: На какой трассе лучше встречают, какая вам нравится больше, а какая - меньше всего?
Марри Уокер: Лучше всего в Австралии, по разным причинам, из-за людей, климата, вина. еды. Самая любимая трасса - Спа и будет невероятным позором для Формулы 1, если в Бельгии не изменят своего мнения и трасса не вернется в чемпионат. Меньше всего мне нравится в Сан Пауло.

Вопрос: И напоследок, чем дальше займется Марри Уокер?
Марри Уокер: Я буду штурманом у Колина Бонда на "Ралли Тасмания", потом меня пригласили принять участие в гонке знаменитостей перед "Гран-при Австралии". Есть задумки по поводу книги, еще одного видео. Я говорю людям: "Я не остановился, а просто перестал быть комментатором. Еще многое предстоит сделать".

21.11.2002
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё