Ответы Алексея Васильева и Николая Фоменко

Авторграф

В разгар сезона гонщиков "Юкоса" было почти невозможно застать в Москве, однако благодаря стараниям Дмитрия Журавлева, пресс-секретаря команды, нам удалось выкроить пару часов из плотного графика Алексея и Николая. В этом сезоне обе машины Yukos GT несут на себе логотип F1News, встреча в уютном офисе команды была посвящена ответам на вопросы читателей сайта, заданные на форуме и по электронной почте. Разумеется удержать беседу в столь строгих рамках было невозможно…
 

* (Ant): "Хотелось бы узнать о внутрикомандной борьбе в Юкосе, если она есть. Какой из экипажей на ваш взгляд быстрее и почему? Оцените пару Дауди-Лехнер в профессиональном и общечеловеческом аспекте. И себя, если можно, тоже…"
Алексей Васильев: Конечно наши партнеры быстрее. Это профессиональные гонщики, с большой карьерой в автоспорте. Лехнер с детства занимался в гоночной школе своего отца, гонялся в Formula Ford, много выигрывал. У Дауди похожая история, он приятель Жана Алези, который оказывает ему всяческую поддержку. Дауди долго выступал в прототипах, постоянно ездит в Ле Мане, у него все в порядке. Очень удачный дуэт, они отлично ладят друг с другом, едут практически одинаково. Иногда мне кажется, что у второго экипажа машина получше, наверное просто от зависти.В команде полное взаимопонимание, ситуация радикально отличается от той, что была в Freisinger Motorsport, где один из гонщиков, Кауфманн, был настоящим очагом противоречий. Постоянная междоусобица, какие-то недомолвки, проблемы. Сейчас все в порядке, четверо гонщиков общаются между собой, встречаются и вне трассы. Внутрикомандной борьбы, конечно, нет. Нам предстоит проехать "24 часа Спа" за рулем одной машины.Николай Фоменко: Ситуацию в команде можно назвать идеальной, за все годы нашей работы лучшего контакта пожалуй не было. А кто быстрее? Сложно дать однозначный ответ, на некоторых трассах - они, на некоторых - мы. В квалификации Дауди и Лехнер выглядят получше, а в гонке разницы почти нет, часто мы едем быстрее. Единоборство в самом хорошем смысле слова. Даже странно, в чемпионате многие подсиживают друг друга, а у нас нет проблем сорваться куда-нибудь вчетвером после гонки. Как говорится, пока взрослые не видят.

* Но во время уик-энда вы общаетесь, помогаете друг другу с настройками?
Алексей Васильев: Внутри команды, да. Иногда бывают интересные находки по прохождению трассы, кто как атакует поребрик, но только внутри команды. В закрытом парке никакого обмена информацией нет, там все конкуренты.Николай Фоменко: Да и внутри команды многие находки каждый экипаж оставляет при себе.

* Но команда только выиграет от того, что два экипажа в сумме заработают больше очков…
Николай Фоменко: Мы работаем параллельно и во многом просто не пересекаемся. Можно обсудить технические вопросы, у кого какая передача в повороте и понять, что они используют другие ряды в коробке, просто им это больше подходит. Тоже мотивация, у них меньше проблем с машиной, но мы набираем очки, они злятся или наоборот. Главное - команда прогрессирует, движется вперед. Конечно, иногда мы психуем, срываемся на крик, а они - нет. Они психуют тихо. А так, чтобы… Нет, но мы можем обсудить, у кого какая поворачиваемость, избыточная или недостаточная - это всё обсуждается, но не могу сказать, что мы очень это любим. Когда злым голосом Руди Уолш скажет: "Всем гонщикам зайти в офис, менеджерам остаться за дверями" - то, в принципе, всё очень похоже на педсовет, на учительскую…

* (Legasy): Какая из гонок текущего сезона была для вас наиболее сложной? Какую вы считаете самой удачной?
Алексей Васильев: Труднее всего было в Пергузе - и колесо взорвалось, и коробка передач постоянно ломалась. Трасса достаточно похожа на наши - скоростные прямые и шиканы на смелость - не отпущу газ и все! Она же самая интересная, да и результат пока лучший в сезоне.Николай Фоменко: Самая сложная - это Пергуза, естественно. Вообще у нас все гонки сложные, постоянные проблемы с коробкой передач, постоянная борьба. Иногда приходится… ужасно все это. Главная проблема в том, что мы не можем никому объяснить, что происходит.

* Эта проблема типична для всех Porsche чемпионата?
Николай Фоменко: Конечно, только не все ее афишируют. Кто-то умалчивает, кто-то акцентирует внимание, но время уик-энда начинается беготня между командами.

* (Анастасия): Очень хочется услышать российский гимн на финише одной из гонок. Что нужно сделать команде, инженерам и механикам RWS, чтобы помочь вам бороться на самом высоком уровне?
Алексей Васильев: Нужно набраться терпения. Надейтесь и ждите. Очевидно, чтобы услышать гимн, нам надо гоняться в другой дисциплине - ралли-рейдах, там добиться результата намного проще, нежели в том чемпионате, что выбрали мы. Очень серьезная конкуренция пилотов, команд, очень большие деньги. Но мы не унываем.Николай Фоменко: Да ничего не нужно делать команде, мы работаем и намерены бороться на самом высоком уровне. Мы приближаемся, мы дышим соперникам в спину, осталось лишь решить некоторые технические вопросы в квалификации. Хотя, с другой стороны, уже есть привычка выбираться из сложной ситуации, забрать темп и держать его. Еще не известно, что лучше - сесть на хвост сопернику и дожать его на трассе или стартовать с первых рядом и сдерживать за собой пелетон из 36 машин.

* (F50, Василий): В чем недостатки и преимущества вашего Porsche 996 GT3-RS? Чем эта машина отличается от серийной 911?
Алексей Васильев: Недостатки - слабая коробка передач, у неё маленький картер, главная передача постоянно срезается, плюс неудачная развесовка. Проблемы известные. В чём она отличается от серийной? Максимально облегчена. 911 - это классика, мотор с воздушным охлаждением, у нашего водяное охлаждение, мотор 3,6 мощностью 470 сил, раньше похожие стояли на Porsche 959.Николай Фоменко: Они разные, как небо и земля. Алексей не даст соврать, управлять Porsche 996 GT3 гораздо сложнее, чем Формулой. Эта машина требует уникально тонкого обращения. А недостатки…

* Скажем, по сравнению с Ferrari, представленной в чемпионате…
Николай Фоменко: Заднемоторная компоновка, иная развесовка. Расход топлива совершенно меняет поведение машины, на двух последних кругах перед заправкой и сменой резины это совершенно другая машина, чем та, которая начинала гонку. А время, усталость и физическая нагрузка накладывают ещё больший отпечаток. Сейчас нельзя с уверенностью говорить о том, что нам принесет новый регламент. Вероятно Porsche будет безтурбинной машиной с четырехлитровым мотором и новыми аэродинамическими свойствами. Увеличится площадь заднего спойлера, ширина колесных арок. Классы подрастут, унифицируются, GT поднимется на ступеньку выше, приблизится к прототипам Ле Мана и в Европе появится новая гоночная серия.О преимуществах Porsche говорить сложно, хотя мотор у этой машины уникальный. У Ferrari высокооборотистые моторы, но с очень узким рабочим диапазоном, а у Porsche великолепная гибкость. Наши гоночные инженеры всегда сообщают момент, который выставлен в электронике мотора. Если бы такой мотор стоял на Ferrari, то шансов догнать их не было бы в принципе. Обычная серийная машина не имеет ничего общего с машиной гоночной, потому что должна соответствовать требованиям стандарта, вроде Евро 5. На спидометре написано 350 км/ч, но она никогда не разгонится до такой скорости, хотя иллюзию у обладателя создаст. Но если он сядет за руль гоночного Porsche и нажмет педаль газа, то ощущения испытает совсем иные. 

* Как дела с долгожданной секвентальной коробкой?
Николай Фоменко: Мы только работаем над ней, проводим тесты, чтобы понять, в правильном ли направлении движемся. Компания Eurotech потратила два года работы и уйму денег, чтобы соединить электронику двигателя и коробки передач, чтобы коробка не запирала мотор, а мотор не ломал коробку.

* (Wans) Какую роль в общем успехе играет машина, и какую - гонщик?
Алексей Васильев: Я помню были какие-то цифры на это тему, кажется тогда гонщику отводилось 15%. Тут дело не в смелости и отваге, а в опыте. Опытный гонщик - 50% процентов успеха команды. Он может проиграть позицию в квалификации, но будет стабильно ехать на протяжении трех часов гонки. GT - это гонки профессионалов. Даже Томаш Энге, чемпион F3000 подводил команду в первых гонках.

* (Andy): За ходом каких чемпионатов вы следите? Какая гонка оставила самое лучшее впечатление в последнее время?
Алексей Васильев: Регулярно смотрю Мото Гран При, слежу за Валентино Росси. Отличный гонщик! Порой, даже интереснее, чем чемпионат мира по футболу.

* А Формула 1?
Алексей Васильев: Слежу, но это не так интересно. Хочется конечно там выступать, но я воспринимаю Формулу 1, которая была раньше. Тогда я ничего не понимал в автоспорте и этот чемпионат произвел на меня огромное впечатление. Большое шоу, красивое, непредсказуемое и очень интересное. Может телевидение все иначе показывало. Для меня Формула 1 - это чемпионат, в котором гонялся Мэнселл, а последний интересный сезон - 1997 года, когда боролись Вильнев и Шумахер. Нет, слежу конечно, но без былого интереса.

* Какая гонка вам запомнилась в последнее время?
Алексей Васильев: Мото Гран При, когда Росси пробился с шестого на первое место.Николай Фоменко: Formula Nissan произвела на меня сумасшедшее впечатление. Я посмотрел трансляцию из Зольдера, неслись Монтони, Марк Жене, Алан Меню, Блэк Мулен, и, кажется, Зонта. Я был в шоке, в Формуле 1 подобное происходило в 1988 или 1992 году. Они там за круг шесть раз местами менялись. Кажется знаешь трассу в Зольдере наизусть, там просто невозможно ничего подобного. Ужас, как узко, а они бьются, но едут, быстрее чем в Ф3000. Сногсшибательное впечатление, болельщиков море, этот чемпионат очень популярен.

* (Миша): Через какое время перестаёт вырабатываться адреналин во время гонки?
Алексей Васильев: После двух лет занятий картингом. Появляется здоровый прагматизм, умение думать и оценивать происходящее. Есть конечно некие ощущения перед стартом, непредсказуемость, момент раздачи карт, но так будет всегда. А во время гонки - полный контроль и упокоение. Адреналин вырабатывается, когда летишь на самолете, в момент взлета и посадки, все седые волосы у гонщиков - от постоянных перелетов. Я чем больше летаю, тем страшнее становится. Ужас просто!Николай Фоменко: Как только гонки стали работой, не до адреналина. Если что-то подобное начало происходить, считай - сразу в стенке.

(Георгий): Есть у российского автоспорта будущее? Каким оно вам представляется?
*Алексей Васильев: Будущее автоспорта зависит от наличия трасс. Ни одна из нормальных команд не поедет в Москву или Санкт-Петербург, говорить о будущем можно только тогда, когда зрители увидят настоящую сторону автогонок, профессиональный подход - нормальные трассы, дорогие машины, оборудованные боксы для команд, человеческие условия для прессы. Дай Бог, чтобы у "Юкос" или кого-то еще хватило сил и желания построить нормальную трассу.Николай Фоменко: Мне кажется, что скоро в России появится автодром категории "А", на котором будет проводиться огромное количество соревнований, а российский автоспорт будет жить также, как живет сейчас, постольку, поскольку нет производителя. Кроме Формулы Русь ничего нет. Не знаю, есть ли у Формулы Русь какая-то возможность стать национальным классом, я в этом не уверен. Ну а гонки придут, увидим мы GT, Formula 3, Formula Renault, и русских гонщиков в эти команды будут запихивать, но команды будут западными. Я почти уверен в том, что по новой трассе не будут носиться "восьмерки" (смеется).

* Почему бы не построить несколько мелких трасс, чтобы детей на них воспитывать?
Николай Фоменко: Не думаю, что сейчас это реально. У нас какое-то странное отношение к собственному климату. Нам кажется, что у нас другая погода, хотя она такая же, как везде. Поэтому множества трасс не будет, может быть две-три по стране и одна дорогая. Как это не прискорбно, мальчишки, которые выигрывают у нас чемпионаты по картингу, попав на Запад, вынуждены все начинать сначала. Это разные жанры, разный подход, совершенно иная культура. Даже если строить команду по картингу, то все равно все будет чужим. Чужие рамы, чужие моторы, в это никто не будет вкладывать деньги. Тот, кто делает раму, тот и должен учить гонщиков, так уж повелось.

* (Александр): У меня растёт сын, и я очень хочу, чтобы он занялся автогонками. Чтобы вы могли посоветовать, по какому пути пойти, чтобы максимально эффективно построить его обучение в России. С чего начинать? К чему стремиться?
Алексей Васильев: Я бы посоветовал в первую очередь обратить внимание на прокатный картинг, там как правило есть детские школы. Если речь идет не о Москве или другом крупном городе, тода очевидно - ралли или кросс, то, что не требует трассы.Николай Фоменко: Не в коем случае не начинайте его обучение в России. Ни в коем случае! Какой в этом смысл? Условно говоря, он все запишет себе на подкорку - навыки, приемы и все… Как у скрипачей, если вовремя "не поставить руки", ничего не получится. Надо сразу учиться правильно. Если это серьезный разговор, мы можем поговорить, пускай присылает его к нам.Тут все зависит от бюджета, этот спорт очень дорогой и от этого никуда не денешься. Люди вкладывают деньги, а потом получают отдачу, если их сын поехал быстрее всех. Если есть возможность, то надо хотя бы пару раз в месяц вывозить ребенка на нормальную трассу.

* Но это требует очень большого бюджета…
Николай Фоменко: Да, ну как…Не знаю….Алексей Васильев: Попробовать можно и здесь, месяц в прокатном картинге, этого хватит, чтобы понять, нужно это ребенку или нет.Николай Фоменко: В шесть лет он не поймет, шлем, перчатки, машина и уже все нравится.

* Один практикующий тренер недавно рассказал, катали мальчика, отлично ехал, все время в лидерах, а потом деньги кончились. Жуткая трагедия, ребенок не все может понять…
Алексей Васильев: Ну, это у всех. Любой гонщик, чемпион, даже Formula Ford, начинает себя воспринимать чемпионом среди равных, и на завтрашний день оказывается не у дел. Сломанная карьера…Николай Фоменко: Очень многие были быстрее Михаэля Шумахера на заре его гоночной карьеры, но вокруг этого гонщика был построен точный менеджмент. Вот, собственно и всё. Это - главное…

* Но ведь Шумахер для многих кумир, его считают примером для подражания, а не кого-то еще…
Николай Фоменко: Сейчас так, завтра будет иначе. Это очень тонкая вещь, разве виноват Монтойа в том, что ему никогда не дадут выиграть? Разве виноват Жак Вильнев, что ему не дали выиграть второй, третий титул? Разве виноват какой-нибудь Култхард, что его сливают?

* Но из двадцати выигрывает только один…
Николай Фоменко: Вопрос так не стоит. Да, в машинах сидят двадцать гонщиков, но есть и законы маркетинга. Потянет ли, управляем ли он? С точки зрения бизнеса такие люди, как Ирвайн, Херберт, Вильнёв, Монтойа совершенно, абсолютно непредсказуемы. А если так, то зачем нужны такие чемпионы? Сейчас Формула 1 - это не гонки, а решение вопросов. Условно говоря, почему у Вильнёва всё ломается? Потому что его сливают конкретно. Почему проблемы у Култхарда? Потому что он уже не нужен, поколение нужно менять, как в шоу-бизнесе - меняют Алёну Апину на "Аэросмит". Большая командная тактика. Не то, что - "ах, чёрт, всё здорово сделали, а он не доехал"!

* (СМЕХ): Кто на ваш взгляд является самым перспективным молодым российским гонщиком? Как сложно представителю из России пробиваться на гоночный Олимп?
Алексей Васильев: Никого не буду рекламировать. На мой взгляд, никого нет из молодых. Многим чего-то не хватает, в том числе и нам с Николаем, но мы прошли очень большой путь в кольцевых гонках, от подготовки машины до выступления в чемпионате, поэтому и загадок почти нет. Многие молодые гонщики, которые не прошли и трети того пути, что прошли мы берутся судить обо всем и все говорят, что эти люди влияют на судьбы российского автоспорта. Кому-то не хватает артистизма, кто-то не умеет общаться с людьми, кто-то слишком высоко себя вознёс… Не знаю, может из нынешнего поколения картингистов что-то вырастет. Есть Русинов, Алешин, еще ребята. Их путь - это их путь, но заранее хвалить никого не хочется. Мне кажется, пробиться на самый верх смогут лишь наши дети. К примеру Иван Фоменко или Саша Васильев, когда появятся…Николай Фоменко: Русинов - это менталитет, плюс достаточный опыт, в таком молодом возрасте уже в F3000. Совершенно не важно, какой чемпионат, главное - у него есть такая возможность. Наверное он - единственный из тех, о ком уже можно говорить. Алешин и Петров? Им нужно больше времени проводить на трассе. Пробиваться очень сложно., прежде всего мешает менталитет.

* (Juliam, Сенатор): Вы бы не хотели открыть свою гоночную школу или хотя бы давать открытые уроки, на которых могла бы присутствовать молодёжь?
Николай Фоменко: Если будет построена трасса, то конечно мы этим займемся. В итоге мы к этому придем, будем что-то делать, с детьми заниматься, что-то продвигать.

* (Жанна, Денис С): Уважаемые гонщики! Не хотелось бы вам попробовать себя в других классах. Если да, то в каких? О чём вы мечтаете?
Николай Фоменко: Не знаю, может, мы поедем в Америку, может, в прототипах проедем. Романтики не осталось Шлемы, Нюрбургринг. "Ух ты, здесь когда-то стоял Сенна". Все это в далеком прошлом. Если бы мы родились в другой стране, в другое время… Если бы все вернуть на десять лет назад, то мы бы пошли по совершенно иному пути. Алексей только вернулся с тестов Formula Renault, я недавно был, 25 июня снова поеду. Мы участвуем в них, чтобы сменить ощущения, это очень важно. Ты играешь на саксофоне, а потом берешь кларнет, ощущения вроде похожие, но на музыку смотришь с иной стороны.Алексей Васильев: Формулы - это интересно, но этот интерес скорее познавательный, попробовать сломать набор сложившихся стереотипов. Мне очень нравится NASCAR, американская история с овалом, хочется проехать в Ле Мане, проехать Париж-Даккар. Сейчас все пути открыты. Ставить перед собой конкретную задачу, за два года чего-то добиться не буду, что выйдет, то выйдет. Мы находимся в такой ситуации, что в любой момент может подойти менеджер любого чемпионата, предложить свои условия и мы откликнемся.

* Как прошли тесты в Formula Renault?
Алексей Васильев: Супер! Машина такова, что уже после второго круга ты понимаешь, как ей управлять. То есть уже на четвертом круге я показал хорошее время, но с трассы все же вылетел, переоценив свои возможности. Эта машина позволяет получать удовольствие от нажатия педали газа, позволяет управлять собой, не сбрасывая газ. Это первая машина в моей жизни, которая сама просит, чтобы я не отпускал газ и только в этом режиме ей можно управлять, держать в "Красной воде". Эта машина создана для гонок.

* Да и "Красная вода", наверное, выглядит немного иначе…
Алексей Васильев: Да, на скорости в 220 км/ч начинаешь чувствовать перегрузки. Зрение не выключается, но на такой скорости трасса кажется очень узкой. За рулем Porsche у гонщиков мониторное зрение, гонщик видит перед собой картинку, а в Формуле - два колеса и быстро приближающаяся точка. Есть ощущение некоторого непонимания того, что с тобой происходит, как будто находишься внутри колеса. В Porsche есть третье измерение, машина кренится в поворотах, а за рулем Формулы ощущаешь себя в плоскости движения и это дает невероятный драйв.Николай Фоменко: Точки открытия газа совсем другие. У нас открываешься до того, как попал на апекс. Оттормозился, машина чуть повернула и сразу открытие газа. Динамика мотора совсем иная, в Porsche очень важно найти оптимальный баланс в повороте. Если так поступить за рулем Формулы, она сразу поедет не туда..

* А траектории похожи?
Алексей Васильев: Похожи, но физика управления машиной совсем другая, либо газ в пол, либо торможение. Нет такого: "Я смелее, я нажму раньше". Все, как в учебнике - здесь мы тормозим, здесь прокатываем, здесь ждём, здесь начинаем ускоряться, причём нажимаем сразу резко в пол, чтобы ускорение было максимальным. Все эти все изменения загрузки передней и задней части, это как раз про Формулу. В Porsche техника совсем другая, больше похожа на раллийную. Нужно контролировать снос, вытягивать машину на выходе из поворота.Николай Фоменко: За рулем Porsche сложнее, опаснее, просто физически быстрее, но у нас есть время посмотреть на все немного со стороны, следить за водой, давлением, температурой. А в Формуле совершенно иной уровень концентрации, все зависит от точности нажатия и отпускания газа. Все нужно сделать мгновенно, вот так (хлопает в ладоши).

* И трассу она иначе держит…
Алексей Васильев: Конечно. Формула - это классическая, идеальная машина из учебника.

* Как вам динамика Формулы, по сравнению с Porsche?
Николай Фоменко: Мотор слабее, на прямой она медленнее, а в поворотах быстрее, поэтому прощает больше ошибок. Перегрузки чудовищные, после гонки за рулем Porsche шея почти не болит, а в Формуле… Я никогда раньше не застегивал шлем, не люблю, когда давит, а тут сел, медленно выезжаю из боксов, потому что трасса мокрая, медленно поднимаюсь к "Красной воде" и думаю: "Что за машина такая интересная, ну-ка я газ приоткрою". Нажимаю и чувствую, у меня отрывается голова, а с нее слетает шлем. Пришлось заехать на пит, застегнуться и после этого выехать заново. По моему ощущению за рулем Формулы ездить гораздо легче, чем на Porsche. Вроде американских горок, которыми сам управляешь. Кайф, конечно.Я проводил тесты одновременно с гонками бельгийского и голландского чемпионата, она смотрят на пилотов GT, как же, как наши картингисты смотрели бы на Шумахера. Они отдают себе отчет в том, что проехали 10 кругов с утра и все закончилось, а мы едем в Спа 24-часовую гонку и с большей скоростью. Эти тесты очень полезны, как мы уже говорили, саксофон-кларнет. Меня потом инженеры спрашивают, почему в "Бланшимо" я трогаю тормоз. Не нажимаю, а именно трогаю, но телеметрия все записывает. Они привыкли и знают, там - газ в пол, а в Porsche нужно постоянно контролировать педаль газа, потому что машина постоянно уезжает в сторону и ничего с этим не сделаешь. Очень полезно справиться с физиологией, на предмет того - наступил на педаль и забыл, как ее снимать.

* : Вернемся к вопросам читателей, они в большинстве своем персональные…
Николай Фоменко: Поехали!

* (Illyn): На каком автомобиле вы ездите по дорогам общего пользования в России? Самолюбие задевает, когда какой-нибудь заряженный "биммер" или "мерин" подрезает Ваш авто при обгоне, возникает желание его догнать, обогнать и тоже подрезать?
Николай Фоменко: Никакого желания нет. Мы ни разу не видели в нашей стране в нашем понимании заряженного автомобиля…

* Но хамов на дороге достаточно…
Николай Фоменко: Хамов навалом, их надо бояться - они же опасны, социально опасны. Мы в этом смысле очень интеллигентны - тихонечко едем, ни с кем не общаемся…Алексей Васильев: Мне вчера было ужасно обидно. У меня тюнинговая Audi, вся расфуфыренная. И тут меня догоняет, я удивился - наша миллеровская "восьмерка". Человек приобрел в "Миллер-пилоте" обвеску за сумасшедшие деньги и рвет меня на дороге. Я останавливаюсь потом на светофоре, как бы выяснить, где взял, что такое, но внутренняя обида и горечь, что - негодяи, сволочи, жизнь без нас проходит, уже на машины начинают зарабатывать и даже рвать. С молодой девушкой, гордо так…Николай Фоменко: (смеется) Нет, у меня таких проблем не возникает. Бывают мимо проносятся "ститрейсеры" на сумасшедших машинах, на Evolution с невероятными спойлерами, а я еду на Porsche 1985 года, у которого мотор всего 2.7. Они то думают, что там стоят турбины, подъезжают на светофоре и говорят. )пародирует кавказский акцент) "Э, погоняемся?". Да вы что, мужчина, с ума сошли? Mercedes, 220-й кузов, 500-й мотор, нажал и поехал. Им покажи настоящую, боевую машину, они умрут.

* Как вы относитесь к стритрейсингу?
Николай Фоменко: Есть люди, которые ловят рыбу на удочку, а есть, которые сетями… Что отрицать? То или другое нет? Ну, есть стритрейсинг, ради Бога, главное, что он нас не касается, но мне кажется, что это вроде… кто больше выпьет пива.

* (Тигран): С интересом посмотрел "Последнего героя - 3". Представив себе ситуацию, что Вы бы участвовали в игре, оцените, пожалуйста, свои шансы взять выиграть тысяч. Чувствовали ли Вы, что должны были сами участвовать и выиграть? Если Вы вкратце аргументируете свой ответ, буду рад вдвойне...
Николай Фоменко: Ой, я настолько занят, что не могу заниматься идиотизмом на уровне хобби - прятаться в джунглях или уходить с палаткой, или баян доставать вечером…

* …прятаться перед телекамерами…
Николай Фоменко: (смеется) Да, да… это не моё, совершенно, это просто работа… А шансов у меня взять 100 тысяч денег не было никаких в связи с тем, что я ненавижу туризм как таковой.

* (Денис С): Вы недавно пообещали, что по окончании (как ни прискорбно это осознавать) карьеры профессионального гонщика хотели бы приложить усилия к "продвижению" автоспорта в России и выведении её на европейский уровень. Скажите, а как вы это себе представляете? У вас уже есть какие-то конкретные проекты или "заготовки"? Ведь о подобном "желании" уже многие говорили. Но так ничего более или менее конкретного не произошло до сих пор. Исключение - Формула Русь. Но и там не всё гладко пока…
Николай Фоменко: Нельзя говорить о… Как-то глупо выдвигать автоспорт в целом на европейский уровень. Мы будем помогать молодым ребятам почувствовать себя европейцами и дадим возможность осуществлять свои мечты на самом высоком профессиональном уровне, потому что мы большое количество времени потратили на эту жизнь автогоночную и знаем каждый закоулок, наши контакты, конечно же могут помочь. Вот только так можно продвигать автоспорт, а в целом автоспорт - строить там какие-то моно серии типа Формулы Русь - нам не кажется это перспективным, скорее даже неперспективным, с точки зрения европейского спорта.Что такое Формула Русь? Она должна выйти на европейский уровень, или кататься по России? Кататься по России - очень хорошо. "Джентельмен драйвер" с удовольствием поедет на этой Формуле, но я совершенно не уверен, что Формула Русь, например, на треке а Спа может показать себя настоящим гоночным болидом. А очень люблю тех, кто ее придумал, это потрясающий проект, но я считаю, что никакого отношения к Европе он не имеет.

* (Лариса): Почему практически во всех ваших интервью сквозит нелюбовь к Формуле 1, в частности к Михаэлю Шумахеру? Ведь Грандтуризм и Формула разные вещи, и в Формуле Вы не участвовали. Есть ли в Формуле 1 пилоты, которым Вы импонируете?
Николай Фоменко: Все, кому я импонирую в Формуле 1, её покидают - Жак Вильнёв, Джоyни Херберт, Ирвайн, Хуан-Пабло Монтойа. Он правда еще не уходит… Мне нравятся агрессивные открытые люди, которые действительно занимаются спортом. На сегодняшний день благодаря Шумахеру Формула 1 превратилась в большой бизнес, и те технические требования, которые он продвинул, на сегодняшний день , конкретно он, просто уничтожили этот вид… спорта и превратили его в чистого вида бизнес, потому что уровень электроники на сегодняшний день дошёл до того, что гонщика в принципе можно и не сажать в машину. Вот так.

* (Слава): Коля, когда я впервые увидел Вас за рулём спортивного авто, я был уверен, что это временное, напускное, " почему бы себя не попробовать в чём-то интересном". Ты в гонках, и который год. Откуда силы, время на всё: машины, телевидение, а семья. Гонки для тебя уже не хобби, это профессия? Не собираешься ли остановиться, уступить молодым, есть ли "порох в пороховницах"?
Николай Фоменко: Порох в пороховницах пока есть ещё. Пару сезонов мы погоняемся. Уступить молодым, я счастлив, только не знаю, как это сделать. Где взять этих молодых, чтобы им уступать? Был бы готов. С удовольствием. Если есть кто-то, кто может продемонстрировать нечто, да мы будем только рады. Но сомнения по этому поводу слишком велики.

* (diam): Давно хотел спросить, да всё как-то не получалось - как вы пришли в данный вид спорта? Ходил на "Секрет", здорово и весело тогда было. Но представить, что вы займётесь автогонками - как-то не представлялось. Что подтолкнуло?
Николай Фоменко: Ответ может быть очень длинным. Мне не хватало спорта, я десять лет занимался горными лыжами, потом бросил и мне всё время хотелось чего-то… Несколько раз я пробовал заняться автоспортом, пока, наконец, не довёл это до логического конца.

* Отлично!
Николай Фоменко: Давай, Михалыч!

* (Kazan): Алексей, удалось ли установить, почему новая, секвентальная коробка передач имела такие качественные недоработки? Кто-либо, из ваших поставщиков несет персональную ответственность за поставляемое вам оборудование?
Алексей Васильев: Нет у нас такой возможности. То есть команда RWS не имеет финансовой возможности проводить тесты секвентальной коробки до гонок. Мы провели провели одну тренировку, надеялись, что эта коробка будет очень надёжна, но её разорвало. Слабый картер. Работа идет, сейчас коробку делают в другом картере, он надёжнее, крепче. Секвентальная коробка даёт выигрыш в пару секунд с круга. Если на следующий год останемся на Porsche, то, конечно, будем ездить на секвентальной коробке. Обвинять кого-то в том, что используются другие материалы, конечно, нельзя. Просто такая поломка и все.

* (Linkin): Не хотели бы пересесть на Ferrari в GT?
Алексей Васильев: Второй год мы пытаемся не сесть на Ferrari. То есть все складывается, но в тот момент, когда надо определяться с командой и с машиной - нет бюджета. Когда есть бюджет - уже поздно выбирать, и мы остаёмся в той же команде, где и были. Конечно очень хочется пересесть на Ferrari, в нашей категории у этих машин серьезное преимущество. Хочется перейти в класс GT, многие из тех, кто сейчас там выступает, выглядели гораздо хуже нас в N-GT. Будем работать в том направлении!Беседовал Дмитрий Бухаров.

Дмитрий Бухаров. 26.06.2003
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё