На пресс-конференции FIA в пятницу руководитель команды McLaren Андреа Стелла говорил о пути к успеху и отличиях этого сезона…
Вопрос: Андреа, в этот уик-энд McLaren может досрочно выиграть Кубок конструкторов. Чем отличаются ваши эмоции от прошлогодних?
Андреа Стелла: Прежде всего, его ещё нужно выиграть. Пока победа не одержана. Что касается эмоций, то конечно они другие, чем год назад.
В прошлом году победа в чемпионате стала приятным сюрпризом, она пришла гораздо раньше, чем мы ожидали по прогрессу команды. Первую гонку в прошлом году мы выиграли только в Майами, а лидерами чемпионата стали уже здесь, в Баку. Итоговая победа была неожиданной и приятно удивила.
В этом году мы довольно быстро поняли, что машина очень конкурентоспособна, что мы будем выигрывать гонки, поэтому больше внимания уделили концентрации и максимальной реализации имеющегося потенциала. Отличие ещё и в том, что в этом году наши гонщики сражаются за титул в личном зачёте.
Вопрос: Как вы считаете, в каком аспекте команда особенно прибавила в этом году?
Андреа Стелла: Во многих. Очевидно, что в Формуле 1 вы стремитесь быть лучшим во всём. Но если нужно выбрать что-то одно, то я бы сказал, что это техническая сторона.
Машина стала намного лучше, она действительно инновационная по сравнению с прошлым годом. При её разработке мы оптимизировали каждую деталь, использовали некоторые очень смелые решения, в частности, в конструкции передней подвески и некоторых других, менее заметных узлах. На мой взгляд, именно в этом был сделан самый большой шаг. И, конечно же, прибавили команда и гонщики — мы все не стоим на месте.
Вопрос: Двенадцать побед в 16 гонках и 617 очков. Сможете ли вы побить рекорд Red Bull по очкам за 2023 год — 860?
Андреа Стелла: Их рекорд просто невероятен. Для нас это ориентир, но мы об этом не думаем.
Мы думаем об одной гонке за раз. Как мы видели в Монце, нельзя принимать успех как должное. На прошлом этапе Red Bull были быстрее нас в квалификации и гонке. В Зандфорте у нас был сход из-за поломки у Ландо. Прежде чем думать об итоговом результате, нужно убедиться, что мы выжимаем максимум из каждого отдельного этапа.
Вопрос: Вас удивило обилие разговоров вокруг ваших решений, когда вы просите гонщиков поменяться местами?
Андреа Стелла: В этом нет ничего удивительного, ведь Формула 1 очень популярна. Для нас важно, чтобы комментарии были уважительными. И если это так, мы их приветствуем, слушаем и принимаем во внимание.
Вопрос: Когда Кубок конструкторов будет у вас в кармане, вы измените подход к борьбе за титул в личном зачёте?
Андреа Стелла: Нет. Подход к борьбе за титул не изменится. Он не зависит от Кубка конструкторов. Подход определяется нашими принципами, ценностями, которые мы воплощаем в McLaren Racing, единством команды, которое важно сохранить. Мы считаем это основополагающим условием нашего будущего.
После каждого гоночного уик-энда мы анализируем нашу работу, принятые решения, пилотирование и так далее. Так же мы сделали после Монцы, и смогли подтвердить, что действия соответствовали нашим планам, и мы готовы повторить их в будущем.
Вопрос: Вы были очень успешны в Ferrari, теперь вы выигрываете титулы в McLaren. Можете сравнить опыт работы в этих командах?
Андреа Стелла: Постараюсь ответить покороче. Я всегда говорю, что отличий гораздо меньше, чем может показаться.
По ходу моей карьеры в Ferrari существовали разные версии команды, которые находились под одной крышей и носили одно название. И эволюционные версии этой команды порой отличались между собой больше, чем та разница, с которой я столкнулся при переходе из Ferrari в McLaren.
Конечно, обе команды, как и все в Формуле 1, стремятся выбирать лучших людей и следовать самым высоким стандартам. Верно утверждение о том, что в Ferrari вы чувствуете довольно сильный прессинг со стороны СМИ, с которым приходится справляться. Но и к McLaren тоже приковано большое внимание. Сходства гораздо больше, чем отличий.
Вопрос: Все говорят об особенной страсти в Ferrari. В McLaren вы испытываете что-то похожее?
Андреа Стелла: Если говорить о страсти, связанной с принадлежностью к команде, гордости быть её частью, носить униформу, то в Ferrari или в McLaren я чувствую то же самое.
Важная часть того, как мы с Заком пытаемся сформировать команду, создать в ней правильные ценности, связана с чувством принадлежности. Готовностью постоянно совершенствоваться самому и совершенствовать команду, поскольку мы хотим видеть, как эта команда побеждает. И нужно убедиться, что ты прививаешь эти ценности каждому из тысячи человек. Поэтому, когда дело касается преданности делу, направленности эмоций в правильное русло, то я бы сказал, что страсть — общая черта как моей прошлой, так и моей нынешней команды.
Вопрос: В этот уик-энд McLaren может завоевать Кубок конструкторов, а ведь всего два с половиной года назад команда плелась в хвосте, испытывая серьёзные финансовые проблемы. Был ли период за последние пять лет, когда вы с Заком поняли, что команда сможет стать чемпионом?
Андреа Стелла: Если рассматривать период в пять лет, то за этот период многое произошло, в том числе и со мной, ведь пять лет назад я был на другой должности. Я стал руководителем команды в начале 2023 года. Но условия для достижения успеха появились ещё до меня. В частности, были сделаны необходимые инвестиции.
В 2023-м мы уже имели необходимую инфраструктуру, ставшую результатом инвестиций, одобренных до того, как я стал руководителем команды. В сегодняшних успехах есть наследие, есть вклад людей, занимавших эту должность до меня.
В 2023 году произошли некоторые организационные изменения, особенно в технической сфере, позволившие лучше раскрыть потенциал наших специалистов. Но если подумать о талантах McLaren, особенно в технической команде, то создание такого сильного технического отдела, безусловно, заняло несколько лет и потребовало усилий многих людей. Я хочу воспользоваться возможностью и выразить им признательность – тем, кто занимал мою должность до меня.