Петер Заубер о переменах в Формуле 1…

Петер Заубер

Подписав 21 июня 2005 года контракт на продажу своей команды компании BMW, Петер Заубер не планировал возвращаться в Формулу 1, но пять лет спустя вынужден был снова возглавить Sauber, когда баварский концерн объявил об уходе из чемпионата. В интервью Motorsport Total господин Заубер говорил о переменах в Формуле 1 за эти годы…

Вопрос: За эти годы Формула 1 серьёзно изменилась, появилась ассоциация команд FOTA, соглашение об ограничении затрат, сейчас другие бюджеты, резина, моторы. Какие из этих перемен кажутся вам позитивными, а какие – нет?
Петер Заубер: Я простился с Формулой 1 в конце 2005-го и не планировал возвращаться. Тогда я считал это решение окончательным. Перемен действительно много, хотя здесь по-прежнему нужно уметь быстро принимать решения и признавать свои ошибки, если эти решения оказались ошибочными.

Не могу сказать, что участие в чемпионате стоит дешевле, наш сегодняшний бюджет примерно равен бюджету, который был у команды в 2005-м, правда тогда покупку моторов оплачивала компания Petronas. Сегодня мы оплачиваем двигатели самостоятельно, но они стоят не так дорого.

В Формуле 1 больше нет тестов по ходу сезона, но за эти годы команды изменили подход. Компания BMW инвестировала серьёзные средства в базу команды в Хинвиле. Возможно, сегодня можно добиться большего с бюджетом пятилетней давности, но работать со спонсорами стало гораздо сложнее.

Вопрос: Отношения между FIA и командами сейчас лучше, чем пять-шесть лет назад?
Петер Заубер: Между Жаном Тодтом и командами нет конфронтации, которая была при президентстве Мосли. Макс находился в конце президентского срока, а это всегда критический момент, в котором неизбежна определённая напряженность. Если оценивать деятельность Мосли, то нужно рассматривать весь срок его правления, а не только последние годы.

Вопрос: Когда вы покидали чемпионат, шинные компании Bridgestone и Michelin боролись в чемпионате. Сейчас поставки монополизированы. Какой вариант вам нравится больше?
Петер Заубер: Очень важно, что сейчас у команд одинаковые шины и равная поддержка со стороны поставщиков, ведь в условиях «шинной войны» команды были поделены на две неравные группы.

За счёт резины можно отыграть несколько секунд на круге, если найти верный подход. Вы не сможете отыграть такое отставание доработкой мотора или аэродинамики. Если в Формуле 1 появится два поставщика, они вновь будут конкурировать и равенство исчезнет.

Вопрос: Выбирая между компанией Michelin, которая хочет видеть конкуренцию, и монопольными поставками Pirelli, какой вариант вас бы больше устроил?
Петер Заубер: Не важно, как называется компания, важно, чтобы все получали одинаковые шины.

Вопрос: Число этапов в календаре растёт, как и география чемпионата – это верное направление?
Петер Заубер: С одной стороны FOM платит командам большие суммы, с другой растут расходы, да и сотрудники команд очень устают. Прежде сдвоенные гонки были исключением, но мне кажется странным, когда мы гоняемся в Барселоне, а всего через неделю в Монако. Вероятно, нужно объединять этапы по географическому принципу, скажем – гонки в Японии и Южной Корее, в других случаях команды оказываются в сложной ситуации.

Вопрос: В 2005-м команды получали 23% от доходов Формулы 1, сейчас – 50%. Вы почувствовали эту прибавку?
Петер Заубер: Раньше мы получали только процент от продажи телетрансляций, в эту сумму не входил доход от рекламы на трассах и Паддок-Клаба. Сейчас доходы команд выросли и играют весомую роль в бюджете.

Ситуация была бы ещё лучше, если бы сработала идея Мосли о фиксированном бюджете в 45 миллионов Евро, но большие команды с существующими сегодня структурами не впишутся в эту сумму. В принципе, идея верная, если бюджет на сезон удастся собрать из выплат от FOM и двух-трёх спонсоров, тогда Формула 1 будет прочно стоять на ногах.

Вопрос: Сегодня сложнее найти спонсоров, чем в 2005-м?

Петер Заубер: Конечно. Нам повезло, в те годы у нас были долгосрочные партнёры – с Petronas мы сотрудничали 15 лет, с Red Bull – десять, с Credit Suisse – восемь. Сегодня всё гораздо сложнее. С одной стороны, рынок стал шире, с другой, в мире из-за кризиса меньше денег.

Вопрос: В своё время вы были членом ассоциации конструкторов FOCA, велика ли разница с современной FOTA?
Петер Заубер: Сегодня у нас три стороны: FIA, FOM и FOTA – это здорово, хотя по-прежнему непросто добиться единой позиции широкого спектра участников, от Ferrari до HRT. Правда это проблема не только автоспорта.

Вопрос: Каким вы видите будущее Формулы 1? В чемпионате должны появиться «зеленые» технологии?
Петер Заубер: Я бы не делал акцент на экологии, но Формула 1 должна способствовать развитию новых технологий. Возможно, когда-нибудь в чемпионате будут использоваться электрические моторы – за ними будущее, но нужно выбирать собственный путь.

Формула 1 – это отличное шоу мирового уровня. Чемпионат стал таким благодаря Берни, он использовал при этом подход диктатора, но иначе не бывает. Это единственная форма руководства, позволяющая добиться эффективного функционирования большой организации.

Формула 1 будет и после Берни – это единственный глобальный спорт, других таких больше нет. Мотогонки – это другой уровень, теннис никогда не соберёт такую аудиторию.

Вопрос: Вы считаете, что Формула 1 будет расти?

Петер Заубер: Не знаю, я не представляю себе чемпионат с участием двадцати команд.

Вопрос: Каким вы видите будущее своей команды?

Петер Заубер: Сейчас я серьёзно работаю над тем, чтобы его обеспечить. Вновь возглавив команду после ухода BMW, я попал в крайне сложную ситуацию – мы начали с нуля, у нас не было спонсоров, и найти их на этот сезон практически невозможно. Сейчас мы работаем над контрактами, которые должны улучшить финансовое положение команды в 2011-м – это моя основная задача.

Я не участвую в непосредственной работе команды – этим занимаются менеджеры в Хинвиле, недавно мы пригласили нового технического директора – Джеймса Ки, я верю, что это шаг в верном направлении. Мы делаем успехи, команда прогрессирует, а я делаю то, чем занимался прежде – ищу деньги.

Текст: . Источник: Motorsport Total
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Другие новости