Перед этапом в Остине бывший гонщик Формулы 1, посол Aston Martin Педро де ла Роса рассказал об особенностях трассы…
Вопрос: Какие сложности приходится решать инженерам при настройке машины на Circuit of the Americas (COTA)?
Педро де ла Роса: COTA — это трасса компромиссов, включая как медленные, так и скоростные повороты, и вам нужно найти такие настройки, которые позволят с этим справиться.
Нужно настроить машину на оптимальную высоту подвески, чтобы она была достаточно высокой для медленных участков, и достаточно низкой, чтобы обеспечить нужную прижимную силу на быстрых.
Это сложно, поскольку современные машины имеют очень узкий диапазон рабочих характеристик, особенно с высотой подвески. Настроить машину в Остине очень непросто, как для гонщиков, так и для инженеров, это сложная и совместная работа. На COTA всегда приходится чем-то жертвовать.
Вопрос: В какой части трассы особенно важен компромисс с выбором высоты подвески?
Педро де ла Роса: Чтобы сократить время круга, нужно максимально спрямить первый сектор, а для этого необходимо использовать поребрики.
Проблема в том, что с одной стороны высота подвески должна быть достаточно низкой, чтобы обеспечить хорошую прижимную силу в скоростных поворотах, но не настолько низкой, чтобы машина сильно билась о поребрики. Если это происходит, вы теряете прижимную силу и контроль над задней частью машины. Вы должны их атаковать, чтобы ехать быстрее – здесь нужно найти компромисс.
Меньшая высота подвески физически некомфортна для гонщиков – чем ниже вы опускаете машину, тем больше ударов чувствуете в кокпите.
Вопрос: «Эски» первого сектора – один из лучших участков, где можно атаковать с максимально возможной скоростью. Что чувствует гонщик на этом участке?
Педро де ла Роса: Этот участок любят гонщики. Скоростной отрезок, требующий высокой точности пилотирования. Гонщик чувствует сильную перегрузку. Сначала 5G с одной стороны, потом почти сразу 5G с другой – это круто! Физически, это тяжело для мышц шеи, но на COTA есть длинные прямые, где можно восстановить силы.
Вопрос: Какие ещё отрезки интересны с точки зрения гонщика?
Педро де ла Роса: Первый поворот – словно старт на «американских горках» – вы поднимаетесь на холм, чувствуете увеличение высоты – там можно тормозить позднее, поскольку сила тяжести толкает тебя назад.
Это слепой поворот, и вы видите вершину в самый последний момент, и там очень хорошая возможность для обгона – трасса широкая на входе и есть множество траекторий, по которым можно проехать. Можно обогнать и на выходе, если у вас лучшее сцепление, чем у соперника.
Самым сложным я всегда считал 19-й поворот. Вы подъезжаете к нему очень быстро, там тоже слепой вход, но вы заходите на гораздо большей скорости, чем в первом повороте. Если вы вошли в него слишком быстро и задели поребрик на входе, вас может развернуть, а если вошли слишком поздно, то можете вылететь с трассы. Этот поворот чрезвычайно сложно пройти правильно – там нужно быть очень точным на высокой скорости, но вы не видите апекс.
Вопрос: Насколько сложна эта трасса для шин и как гонщики с этим справляются?
Педро де ла Роса: Как и многое другое на COTA, контроль состояния шин – тоже вопрос компромисса. Они сильно изнашиваются в первой половине круга, их нужно беречь, чтобы эффективно использовать во второй половине круга, особенно в квалификации.
При этом на первом секторе нельзя ничего упустить, но нужно атаковать так, чтобы не скользить слишком сильно, потому что при скольжении шины нагреваются, потом их очень трудно остудить.
Во второй половине круга важнее сохранить задние шины, потому что там много точек разгона – на выходе из 12, 13 и 14 поворотов, где вы можете потерять гораздо больше времени в медленных участках круга, чем в быстрых.
Гонки в Остине – это поиск тонкого баланса настроек, позволяющего ехать на пределе возможностей.