Интервью: Норберт Крайер

В цехах "Тойоты". Лето 2001 года.

Корреспондент Daily F1берет интервью у главного "моториста" "Тойоты" Норберта Крайера  о тестах в этом году и надеждах на следующий...

Вопрос: Я думаю, что мало кто из наших читателей знает, кто такой Норберт Крайер. Вы могли бы описать свою карьеру в нескольких словах?
Норберт Крайер: Я начинал в 1981 году, в "Zakspeed", отвечал за программу развития мотора. В 1989 году я ушел из "Zakspeed", потому что они подписали контракт с "Ямахой". Я же отправился в "Тойоту", где разрабатывал моторы для раллийных чемпионатов. В 1992 году я уехал из Японии и стал работать на "Фольксваген", "Форд" и некоторые другие компании, с моторами для чемпионатов туристического класса. В 1997 году вернулся в "Тойоту" и с тех пор заведую отделом моторов, сначала для ралли. потом для "Ле Мана". Теперь мы занимаемся "Формулой-1".

Вопрос: Когда и как вы узнали о планах "Тойоты" заняться "Формулой-1"?
Норберт Крайер: Первый раз эту идею озвучил Ове Андерссое в 1998 году, после "Ле Мана". Там мы рассмотрели эту идею и решили, что стоит попробовать.

Вопрос: До сих пор вы занимались моторами для "Ле Мана". Какое главное отличие между моторами, рассчитанными на длинные гонки и моторами для "Формулы-1"?
Норберт Крайер: Основная разница - в дистанции гонки, моторы совсем другие, обороты другие. Если вы хотите участвовать в 24-часовой гонке, то должны быть способны тестировать мотор 36 часов. "Формула-1" - совсем другое дело. По сравнению с "Ле Маном" здесь дистанции очень небольшие, порядка 400 километров, но с максимально возможной скоростью и мощностью. Для этого есть всего три литра объема, а значит все решают обороты. Именно поэтому надежность таких двигателей весьма ограниченна.

Вопрос: Официальные лица "Тойоты" весьма осторожны в комментариях. Чего ждете вы лично?
Норберт Крайер: Нужно быть реалистами. Мотор - часть машины. Нельзя выиграть гонку, имея только хороший мотор, вся машина должна соответствовать, команда должна соответствовать. Мы - молодой проект, нам нужно сначала научиться работать вместе, чтобы стать командой. Я думаю, что два-три года на это уйдет. Каждый день приходят новые люди. нужно собрать всех воедино. Это - главная проблема.

Вопрос: Вы можете дать какие-нибудь ориентиры, мощность мотора. обороты. Или подойдем по другому, в чем вы уступаете?
Норберт Крайер: Трудно судить, вам никто не даст информацию о параметрах мотора и сравнивать их нельзя, мы не знаем характеристик моторов наших соперников. Мы отдаем себе отчет, где находимся по сравнению с ними. Мощность и обороты достаточны, но пока мы отстаем.

Вопрос: На какое место вы бы могли рассчитывать, если бы пришлось стартовать сегодня в квалификации?
Норберт Крайер: Об этом тоже трудно говорить, сейчас мы только тестируем машину. Наверное Густав Бруннер ответил бы вам точнее, ведь это непосредственно связано с машиной. Мотору было бы по силам одолеть квалификацию, но я не знаю, на что можно рассчитывать, условия на тестах совсем другие. На этот вопрос можно будет ответить после прямого сравнения с соперниками. Одно должно быть ясно - мы начинаем новый проект и никто не ждет, что мы окажемся в первых рядах. А вот через пять лет мы хотим там оказаться.

Вопрос: Что говорят о моторе гонщики?
Норберт Крайер: Им нравится. Конечно мы должны двигаться вперед. Я думаю, что с мощностью проблем нет, но для того, чтобы добраться к вершине нужно еще много работать.

Вопрос: На тестах вы ограничиваете обороты?
Норберт Крайер: Нет, мы используем все возможности мотора. Конечно каждый мотор имеет ограничение, но дополнительно мы ничего не ограничиваем.

Вопрос: Вы уже проверяете "трекшн-контроль"?
Норберт Крайер: Начинаем проверять. Как только системы будут готовы, мы начнем развивать их, пока 1007 готовности нет, но тесты мы начали.

Вопрос: Когда то сказали, что предпочитаете консервативный подход. Угол развала цилиндров будет 72 или 90 градусов?
Норберт Крайер: Для меня консервативный подход заключается в чем-то другом. Надежность. Наш мотор основан на 90-градусной схеме, это - не секрет, но во главу угла ставится надежность. Мы хотим финишировать в гонках, такова цель. Если бы мы заявили, что строим мотор с 19000 оборотов, то это убило бы "Тойоту". Даже с консервативным мотором всегда есть, куда двигаться вперед. Мы не можем построить мотор, рассчитанный на 19000 оборотов, это бы подвергло сомнению весь проект. Именно поэтому я говорю о консерватизме. Все посвящено "Формуле-1", мы не делаем ничего специального, еще слишком рано.

Вопрос: То есть ни о каких новшествах писать не будем?
Норберт Крайер: Новшества конечно есть. 

Вопрос: Или что-то, чего нет у конкурентов?
Норберт Крайер: Я не думаю, что моторы могут сильно отличаться. Глупо говорить о том, что можно выиграть гонку за счет мотора. Эти времена ушли. Такое было в эпоху "турбо", когда требовалась наибольшая мощность. Теперь определяющим фактором стала надежность. То есть, как вы проедете эти 400 километров. Сколько топлива потребуется, все это очень важно.

Вопрос: Поговорим о коробке передач. Она будет шести- или семискоростная?
Норберт Крайер: Я думаю будет семь скоростей.

Вопрос: Поначалу вы собирались строить 12-цилиндровый мотор...
Норберт Крайер: Два года назад нам сказали, что регламент не будет меняться до 2008 года. Максимум - 12 цилиндров. Подумав, мы решили, что для нас это будет лучшим вариантом. Выбор 12-ти цилиндров был вызван не только качествами мотора, но и показался оптимальным для шасси. В 2000 году ФИА изменили регламент, объявив о максимуме в 10 цилиндров и мы начали все сначала. На это потребовалось очень много времени. почти сезон. Проект был готов и уже хотели приступить к производству. В результате потеряли примерно восемь месяцев.

Вопрос: На "Тойоту" сейчас работает 550 человек, сколько из них занимаются мотором?
Норберт Крайер: Сейчас - 135.

Вопрос: Это число будет расти до следующего года?
Норберт Крайер: Конечно люди еще придут, но число останется в этих рамках. Я могу сразу ответить на второй вопрос, о сравнении с другими командами. Если вы можете строить мотор и шасси одним коллективом, то можете разделить его на отделы. Электронщиков отделить, к примеру. В "Тойоте" мотором и шасси занимается одна команда, производит их одна команда, контролирует качество одна команда. Если разделить специалистов, то у меня останется примерно 200 человек.

Вопрос: Вы пользуетесь "утечкой мозгов" из других команд? 
Норберт Крайер: Я бы не назвал это "утечкой мозгов". Конечно мы должны привлекать специалистов. Без них было бы нереально построить мотор. Такова "Формула-1", люди меняют место работы. Сейчас мы вполне удовлетворены нашей командой, у нас есть несколько техников из других команд. Эксперты всегда нужны.

Вопрос: Насколько хорошо вам работается с теми, кто строит шасси?
Норберт Крайер: Мы работаем под одной крышей, так что можем собраться за столом в пределах пяти минут. Сотрудничество очень плотное.

Вопрос: Перейдем к географии. Расположение вашего штаба в Кельне действительно затрудняет работу с поставщиками?
Норберт Крайер: Нет. Кельн находится в центре Европы. Всегда говорят, что Англия - центр автоспорта. Мне так не кажется. Конечно у англичан есть некоторые преимущества, например в персонале для производства. В Германии подобный труд был не слишком востребован, так что приходится приглашать специалистов из Англии. Это касается не только "Формулы-1", мы поступали точно так же для ралли и "Ле Мана" и решили обучить собственный персонал. Нет никаких проблем с расположением Кельна, нет необходимости работать в Англии. Маранелло не в Англии , это доказано и "BMW", и "Рено" со своим мотором, теперь есть и французские команды.

Вопрос: Сколь велика роль японской стороны в проекте мотора? Сколько сделано здесь, а сколько в Японии?
Норберт Крайер: Руководят японцы, проект ведет "TMG". Конечно мы работаем в очень близком контакте и можем использовать их ресурсы, в частности материальные. "Тойота" очень прогрессирует, уровень очень высок и это помогает. И снова отвечу на следующий ваш вопрос, сейчас к нам прибыли пять японских инженеров, они работают вместе с нами. 

Вопрос: Их число будет расти?
Норберт Крайер: Да, наверное. Но мы живем в мире современных коммуникаций и легко можем обмениваться данными с Японией, по электронной почте, или как-то иначе. Нет никаких проблем.

Вопрос: Основное делается в Кельне, но вы получаете какую-либо поддержку из Японии, например электронику?
Норберт Крайер: Поддержку получаем, но электроника от "Magneti-Marelli".

Вопрос: Вы можете использовать опыт "Тойоты" в чемпионате "CART"?
Норберт Крайер: Нет. Этим занимается другой отдел, американцы вместе с Японией. А у нас чисто японский проект.

Вопрос: Сейчас все обсуждают возможные перемены в регламенте, с целью сделать машины медленнее. Ходят предположения о V6 и 2.5-литровых моторах. Что вы думаете по этому поводу?
Норберт Крайер: Регламент на моторы не изменится до 2008 года. Конечно они вынуждены думать об этом, "Формула-1" становится все быстрее. Это проблема. Моно ограничить аэродинамику, но "Формула-1" должна остаться интересной. Так что они думают ограничить мощность мотора. Это значит - снизить обороты, использовать рестикторы, можно уменьшить объем.

Вопрос: Вы согласны с тем, что "Формула-1" должна быть замедлена мотористами? Я жду ответа с точки зрения "Тойоты".
Норберт Крайер: Мы новички в этом бизнесе и должны принимать его правила. Мы готовы к любому вызову. Конечно было бы проще действовать по постоянному регламенту, потому что вы знаете, к чему стремиться и что нужно делать. Еще мы знаем, что мощности растут. Не могу сказать, сколько, но скоро мы сможем прибавить 40, 50, 60 или 70 сил. Это зависит от очень многих факторов. Материалы и все такое. Для нас было бы легче работать с текущим регламентом, но правила одинаковы для всех и ФИА может сказать, поменяйте это в следующие два года по соображениям безопасности. Двухгодичный запас при смене регламента необходим.

Вопрос: Конструкторы шасси жалуются на большие ограничения со стороны регламента. У мотористов такое же мнение?
Норберт Крайер: Я работал с разными регламентами, начиная с чемпионатов по туризму с их пределом в 8500 оборотов, с раллийными моторами, с турбомоторами для "Формулы-1". Лучший регламент - это свобода и "Тойота" работает в этой категории. Без ограничений. А "Формула-1" - это очередное испытание.

"Daily F1" 10.08.2001 
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё