Джонни Херберт о судьях, Ferrari, Хэмилтоне и пит-стопах

Джонни Херберт

В следующем году Джонни Херберт будет отмечать 30-летие начала своей карьеры в автомобильных гонках. За прошедшее время британец завоевал множество побед и титулов, провел 160 Гран При в Формуле 1 – и до сих периодически выходит на старт в других сериях.

Параллельно он выступает экспертом на британском ТВ и регулярно работает с судьями FIA на этапах Больших Призов. Именно с этой темы начался разговор 47-летнего Херберта с журналистом Мэттом Кохом, но позже по ходу беседы были затронуты и другие вопросы...

Вопрос: Что вы думаете о судействе гонок в наши дни, когда к представителям FIA присоединяются бывшие пилоты?
Джонни Херберт: Мне нравится, что так происходит – в ту пору, когда я сам выступал в Гран При, судьями были люди, не имевшие никакого понятия о том, как управлять гоночной машиной. Теперь, с появлением пилота, они будут лучше понимать, что именно происходит, как мыслят спортсмены и даже – до известной степени – как мыслят команды. Думаю, это повышает авторитет судейства в целом. Прежде пилотам и командам недоставало этого. Так что мне все нравится.

Вопрос: То есть, стандарты судейства повысились?
Джонни Херберт: Самое главное – теперь все привыкли к новой процедуре. Прежде среди представителей FIA были неплохие парни, но встречались и такие, которые просто не давали гонщикам открыть рот и рассказать, что же произошло на трассе. Они все для себя решали заранее и не нуждались ни в каких объяснениях. Сейчас ситуация изменилась – каждый может изложить собственную точку зрения. Бывают такие ситуации, в которых пилоту очень важно рассказать, как он видел происходящее и что думает об этом. Понятно, что у каждого может быть собственная точка зрения, но в целом такая процедура делает судейство гораздо более предсказуемым.

Вопрос: Каково ваше мнение о судьях из новых стран – достаточно ли у них опыта?
Джонни Херберт: В прошлом году я был в Индии, и с нами работал местный представитель – забыл его имя, но точно помню, что его сын выступает в Европе в гонках Кубка Scirocco. Понятно, что этот индиец был хорошо знаком с гонками. Так что да, в целом система работает очень неплохо.

Вопрос: Стоит ли сделать так, чтобы телезрители получали больше информации о работе судей?
Джонни Херберт: В этом есть смысл… Думаю, нужно изучить мнение FIA и её представителей. Не знаю в точности, как именно все функционирует, но система непрерывно совершенствуется. Я это заметил даже за те два года, что сам задействован в судействе Гран При. Процесс пытаются постоянно модернизировать. И потенциально здесь есть моменты, которые могут быть очень интересны болельщикам, но пока не видны им.

Думаю, главная причина такого положения в том, что судьи должны непрерывно следить за развитием событий, потому не стоит отвлекать их ради трансляции. Мне кажется, в этой области можно сделать много интересного, но не сейчас. Время еще не пришло.

Вопрос: Как вы думаете – сможет ли Lotus выиграть Гран При Испании?
Джонни Херберт: Шанс у них есть. Мы как-то беседовали с Энтони Дэвидсоном, и он сказал, что на этой трассе нагрузка на шины не так и велика. Я же считаю, как раз наоборот – во всяком случае, именно так было прежде. Понятно, что с того времени состояние покрытия изменилось, но, исходя из рабочего диапазона нынешней резины, могу предположить, что без сложностей все равно не обойдётся.

Возможно, после Муджелло в некоторых командах действительно стали лучше понимать поведение шин, но мне кажется, что на каждой трассе они ведут себя по-своему, ключевым фактором, как всегда, является рабочий диапазон. И никто сейчас не может сказать, какие сюрпризы резина преподнесет в Барселоне. Но похоже, что машина Lotus – а также их пилоты и, возможно, инженеры – сейчас чуть лучше своих соперников могут достигать этого диапазона и удерживаться в нем. Пока что они показывали хорошую скорость во всех гонках, а в Бахрейне им просто удалось сделать все без ошибок.

Так что, думаю, да – исходя из увиденного в Муджелло, они действительно в состоянии прибавить. Но едва ли это окажется так просто. Мы все видим, как складывается борьба в чемпионате, пока нет гарантии, что те, от кого мы ждем хорошей скорости – скажем, Себастьян Феттель и Марк Уэббер – уже обрели прежнюю форму. Расстановку сил сейчас я бы не стал называть стабильной, любой может «выстрелить». Но во многих аспектах наиболее последовательны в такой ситуации, как ни странно, именно парни из Lotus.

Вопрос: Покинет ли Фелипе Масса Ferrari по окончании сезона, учитывая все его трудности?
Джонни Херберт: Я считаю, что он по-прежнему располагает поддержкой команды и знаю, что Фернандо также на стороне своего нынешнего напарника. Также могу сказать, что Фелипе прибавляет: пока что его лучшим результатом является девятое место в Бахрейне, хотя надо признать, что прежде на этой трассе он добивался куда более заметных успехов. Но он понемногу возвращается к прежнему уровню.

Понятно, что в нынешней ситуации есть немалый прессинг со стороны фанатов Ferrari, и, может статься, в конечном счете он все-таки приведет к отставке. Но сейчас у Скудерии далеко не лучшая машина, даже Фернандо соглашается с этим. Управлять ей сложно, и тут никакому пилоту не удалось бы показывать хорошие результаты. Но когда ситуация станет меняться к лучшему, Фелипе нужно будет сокращать отставание от напарника. Здесь многое зависит от того, сможет ли он по-настоящему хорошо выполнить свою работу.

Впереди Испания, он уже побеждал там прежде, и это может стать подходящей возможностью добыть хороший результат. Это было бы очень важно – и для пилота, и для команды. В Муджелло Ferrari смотрелась весьма неплохо, возможно, им удастся прибавить в скорости. Фелипе заработал в Бахрейне первые в сезоне очки, а теперь ему нужны новые, причем уже больше двух.

Вопрос: Почему Ferrari остается для пилотов столь привлекательной командой?
Джонни Херберт: Это действительно интересно – и у такого феномена есть несколько объяснений. Так было и в ту пору, когда я только начинал гоняться, и за много лет до этого. Притом на протяжении ряда сезонов Скудерия демонстрировала очень неважные результаты, и тем не менее, её цвета защищали отличные пилоты – достаточно назвать Жана Алези. Это очень яркий гонщик, мне он очень нравится, но ему не повезло оказаться в Ferrari в неподходящее время.

Все понимали, что происходит, но всегда оставалась надежда, что вот сейчас-то все сложится, как надо – этого, к сожалению, так и не произошло. Скудерия смогла прибавить лишь в середине 90-х, когда туда пришли Михаэль Шумахер, Рори Бёрн и Росс Браун. Думаю, самая притягательная часть этой команды – её невероятная история. Лишь они выступают в Ф1 с самого первого чемпионата мира. Результаты тоже впечатляют, хотя отчасти они объясняются именно рекордно долгим периодом выступлений.

С тех пор, как ушел Михаэль, Ferrari выигрывает уже не так часто, сейчас команда уже не спорит за победы на постоянной основе. Да, они стали сильнейшими в Малайзии, но там были особенные условия… Но достаточно приехать в Монцу, увидеть переполненные трибуны, флаги в руках тиффози, которые ждут появления на трассе алых машин, услышать их приветственные крики в адрес своих пилотов, когда те проносятся мимо – там ощущается настоящая страсть, причем она касается не только Италии. Фирменные кепки и куртки Ferrari можно увидеть по всему миру.

Это длится уже давно – все желают Скудерии успеха, даже если она пребывает не в самой простой ситуации. Возможно, недавние тесты в Муджелло помогут команде стать сильнее, чем в первых гонках сезона. Но в любом случае Ferrari может рассчитывать на поддержку своих болельщиков.

Вопрос: Стоит ли Льюису Хэмилтону уйти из McLaren?
Джонни Херберт: Если принимать во внимание лишь прошедшие гонки сезона, то такой вариант выглядит возможным. Но куда же ему идти? Ответить на этот вопрос сейчас очень сложно. За все время, что Льюис выступал за McLaren в Ф1, команда была лидером или уступала лидеру самую малость. Кроме того, она регулярно демонстрировала отличный прогресс по ходу чемпионата. И сейчас они потенциально в состоянии поспорить за титулы, так что есть ли смысл уходить?

Льюис давно стал частью McLaren, и в команде его считают одним из лучших гонщиков, если не самым лучшим. Они знают, какая машина ему требуется, чтобы выиграть еще один чемпионат – и это может случиться уже в нынешнем сезоне. Думаю, сейчас очень сложно сказать, правильно ли он поступит, если решит уйти. Я бы ответил отрицательно, потому что McLaren в настоящий момент занимает хорошие позиции. Но в этом сезоне особенно сложно рассуждать о подобных вещах. Нет гарантии, что если он выберет Ferrari или Red Bull Racing – это окажется верным шагом. Пока что, во всяком случае, так не кажется.

Вопрос: Правда ли, что нынешняя Формула 1 не опаснее футбола?
Джонни Херберт: Думаю, гонки должны сохранить что-то от того времени, когда выступал Стирлинг Мосс – или от чуть более позднего периода, когда гонялся Джеки Стюарт. Да, в ту пору регулярно случались трагедии, и они потеряли многих друзей. И нам нужно приложить все усилия, чтобы обеспечить максимальную безопасность участников и зрителей. Думаю, что какие-либо параллели с футболом здесь неуместны.

Люди приходят на трибуны не ради аварий. Главное здесь – соревнования, и мне кажется, что сейчас у нас есть грандиозное гоночное шоу, прекрасная борьба на трассе.

Вопрос: Не стали ли пит-стопы слишком быстрыми, но при этом слишком важными элементами?
Джонни Херберт: Нет. Все в одинаковых условиях, возможности равны. Разумеется, у каждого есть собственные хитрости с колесными гайками или чем-то еще, но пилоты испытывают прессинг, так как должны как можно лучше выполнить свою часть работы, а механики – потому что от них требуется подготовить и обслужить машину. Пит-стопы уже много лет являются неотъемлемой частью Ф1. Сейчас они проходят еще быстрее, так как нужно только сменить колеса – и мне кажется, что это здорово.

Я считаю, что здесь, как и в любом деле, которое вы стремитесь выполнить безукоризненно, прессинг просто неизбежен. Хорошо, давайте введем норму времени – скажем, 10 секунд – и все будут уверенно менять колеса, не допуская ошибок. Но тогда следующим шагом станет движение по трассе с заранее установленной скоростью – ведь это тоже очень безопасно. Правда, в этом случае у нас больше не будет гонок.

Участники должны испытывать давление, в том числе и на пит-стопах. И это касается не только механиков, которые непосредственно работают с машиной, но и тех, кто решает, когда именно гонщик должен заехать в боксы. Кроме того, пилоту нужно остановиться точно в нужном месте. На тренировках это удается всем с лёгкостью: никому не нужно двигаться, достаточно всего лишь включить гайковёрт, снять одно колесо, поставить другое – и готово.

В реальной гонке машина может остановиться чуть ближе или чуть дальше, и тогда механикам придется перемещаться в сторону, что заметно осложнит ситуацию. Но это, в конечном счете, еще одна составляющая шоу. Мы видели, как у Льюиса в Бахрейне не все пит-стопы прошли гладко. Это неприятно его поклонникам, но можно вспомнить, как футбольные болельщики почти всегда уверены, что пенальти в ворота их команды назначен несправедливо.

Думаю, все это хорошо для спорта. Механик испытывает дополнительный прилив энергии перед пит-стопом – и пусть человеческие ошибки неизбежны, но эти парни нацелены учиться на собственных проколах, чтобы избежать проблем в будущем.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё