Роман Грожан о расстановке сил, возникших проблемах и новых правилах рестарта...
Вопрос: Как прошёл день? Вы много времени провели в боксах…
Роман Грожан: У нас возникли две проблемы, одна из них – утечка масла. К сожалению, мы потеряли много времени, но я всё равно считаю день успешным. Машина отлично работает, позволяет атаковать – мне нравится её пилотировать. По-моему, мы добились заметного прогресса по сравнению с предыдущими сезонами.
Вопрос: Удастся ли в этом году побороться за победы?
Роман Грожан: Возможно, это слишком оптимистичная цель, но кто знает? Никогда не говори никогда. Важно анализировать поведение машины, дорабатывать её и стабильно прогрессировать.
Вопрос: Вероятно, еще рано анализировать результаты, но что вы думаете о расстановке сил?
Роман Грожан: Мы примерно представляем, как обстоят дела в середине пелотона, но я не хочу об этом говорить. Вероятно, борьба будет очень плотной. Судя по всему, во всем пелотоне отрывы сократились по сравнению с прошлым годом.
Вопрос: В прошлом году вам не всегда удавалось заставить шины работать. Как обстоят дела сейчас?
Роман Грожан: Мы продолжаем осваиваться с новыми шинами. Условия здесь непростые. Сначала было холодно, теперь температура асфальта высокая, но новый асфальт очень гладкий – и данные отличаются от тех, что у нас уже были прежде. Сейчас больше людей в команде занимаются шинами. Надеюсь, всё будет в порядке.
Вопрос: Вы никогда не были поклонником Halo. Удалось адаптироваться?
Роман Грожан: У меня нет выбора. Как вы знаете, вопрос закрыт, и к Halo очень быстро привыкаешь. В прошлый раз я пилотировал машину в четверг – и уже почти не обращал на неё внимания. Любопытно, какой будет ситуация в гонках, ведь обзор стал хуже. Когда вы в одиночестве едете по трассе, это не проблема, но если боретесь за позицию в пелотоне после старта… Посмотрим.
Вопрос: Сегодня было не так много ошибок...
Роман Грожан: Это зимние тесты, никто не хочет рисковать вылетом с трассы. Все действуют осторожно и не особенно атакуют. Асфальт очень гладкий, и еще довольно прохладно, поэтому некоторые составы резины работают хорошо, другие – не очень. Но все собирают информацию перед началом сезона.
Вопрос: Что можно ожидать от Haas F1 в два оставшихся дня тестов?
Роман Грожан: Надеюсь, мы проедем больше кругов. Сегодня возникло две проблемы, из-за которых долго не удавалось покинуть боксы. Но ощущения от машины хорошие – это главное. В ближайшие дни мы будем работать с шинами и искать рабочий диапазон каждого состава. Посмотрим, чего удастся добиться.
Вопрос: Ситуация такая же, как в прошлом году, когда шины резко теряли эффективность?
Роман Грожан: Нет, они нормально себя ведут. Но покрытие сильно отличается, поэтому сложно сравнивать. В целом, можно атаковать, и всё идет неплохо.
Вопрос: В этом году вы, наконец, довольны работой тормозов?
Роман Грожан: Это удивительно!
Вопрос: Всё наладилось?
Роман Грожан: Да.
Вопрос: Что сделала команда? Что изменилось?
Роман Грожан: Мы много работали и всё сделали правильно. Теперь у нас один поставщик тормозов. Я уже в конце прошлого года перестал жаловаться на тормоза. Теперь так будет целый сезон. Это хорошо.
Вопрос: Haas F1 дебютировала в Формуле 1 в 2016-м, и на следующий сезон команде пришлось создавать совершенно новую машину. В этом году регламент почти не изменился. Как шла подготовка?
Роман Грожан: Год назад мы очень рано переключились на подготовку новой машины, поэтому в прошлом сезоне почти не привозили новинок. В 2016-м нашей задачей было успешно дебютировать и провести первый сезон, во второй год мы постарались прогрессировать, а в третий год хотели добиваться отличных результатов.
На этот раз мы гораздо больше работали с новой машиной, увеличился штат команды... В межсезонье мы использовали много разных средств, в частности, работали на симуляторе, чтобы кое в чём разобраться. Теперь мы гораздо лучше подготовлены к сезону, чем когда-либо, и у меня хорошие впечатления от машины, так что всё идет спокойнее.
Вопрос: Из-за Halo болельщики стали хуже различать шлемы гонщиков...
Роман Грожан: Жаль, что болельщики не видят гонщиков. Возможно, надо поработать с дизайном Halo, например, раскрасить её в цвета шлема. Посмотрим. Я не думал об этом.
Вопрос: Разве лично вам не важно, кто именно ваш соперник?
Роман Грожан: Мне всё равно.
Вопрос: Вы не адаптируете свой стиль пилотирования в соответствии с тем, что знаете о других гонщиках?
Роман Грожан: В любом случае, вы видите номер на машине…
Вопрос: Возможно, раньше вы тоже не видели шлем?
Роман Грожан: Нет. В зеркалах вы видите машину и примерно понимаете, с кем боретесь, а в шпильке можно разглядеть номер на машине соперника.
Вопрос: В пелотоне многое изменилось: Honda стала поставлять двигатели Toro Rosso, и судя по всему, у них всё работает. Renault стала поставщиком McLaren, у Sauber такой же двигатель, как у вас? Какую позицию занимает Haas F1?
Роман Грожан: Хорошая попытка узнать о расстановке сил! (смеется) У нас весьма приблизительное представление об этом. Я не так много могу сказать сейчас. Возможно, мы не будем в тройке. Но и последними не окажемся.
Вопрос: Кто, по-вашему, окажется последним?
Роман Грожан: Сложно сказать.
Вопрос: В конце дня вы тренировали новую процедуру рестарта. Заметили ли вы какие-то проблемы?
Роман Грожан: Да. Я не переключал передачи выше четвертой. Я одним из первых приехал на решетку и долго стоял за Боттасом. Когда мы стартовали, мне тоже было невесело – всё это напоминало пилотирование на сликах в дождевых условиях. Машина на остывшей резине была неуправляемой. Каждый раз при включении более высокой передачи задние шины пробуксовывали, а при включении более низкой – блокировались. Проехать поворот по внутренней траектории невозможно. У меня есть опасения по поводу безопасности. Рестарты с места – это рискованно. Как я сказал, я дошёл до четвертой передачи – это максимум, что я мог сделать.
Вопрос: Значит, весь отрезок до первого поворота вы проехали на четвертой передаче?
Роман Грожан: Да.
Вопрос: До какой передачи вы доходите при обычном старте с места?
Роман Грожан: До восьмой.
Вопрос: Это может быть связано с температурой трассы сегодня?
Роман Грожан: Нет. Сегодня прохладно, но мы знаем, что если есть риск разворота, и машину действительно разворачивает, то шины перестают работать, и прогреть их снова невозможно.
Вопрос: Что можно сделать в такой ситуации?
Роман Грожан: Я не знаю. Я буду каждый раз возвращаться в боксы! Все будут так поступать! Никто не хочет терять 25 секунд на первом круге по сравнению с теми, кто перешёл на более свежие шины.
Рестарт может превратиться в хаос. Есть риск потерять контроль над машиной на прямой. Если так и произойдет, и кто-то будет ехать позади… Это вызывает серьезное беспокойство.
Мы попробовали рестарт с места, и честно говоря, мне было не очень весело. Боттас стоял впереди меня, ему тоже было непросто. Я не знаю, на какой скорости мы ехали, но если посмотреть на сектора, мы были очень медленными.
Вопрос: Значит, после рестарта с места возможны новые инциденты?
Роман Грожан: Да. Ведь мы все стараемся продолжать борьбу.
Мы видели много рестартов в дождевых условиях. В Монако передо мной стартовал Палмер, в Бразилии – Райкконен. Да, вы стараетесь атаковать, а это довольно сложно.
Вопрос: Можно ли решить эту проблему, если проезжать последний круг за автомобилем безопасности так, как прогревочный круг?
Роман Грожан: Шины всё равно будут холодными, ведь если на трассе появился сейфти-кар, значит, существует какая-то опасная ситуация. Следовательно, мы должны ехать медленно….
Вопрос: Возможно, тогда вам надо проехать ещё один круг?
Роман Грожан: Это не поможет, ведь, например, в Монако нужно 20 кругов, чтобы заново прогреть резину. Я хочу сказать, что на некоторых трассах всё в порядке, прогреть резину там можно. С этим нет проблем в Канаде, но я не уверен, что шины можно быстро вывести в рабочий диапазон в Китае или в Барселоне при таких условиях, как сейчас.
Вопрос: Почему вы не обсуждали это с Чарли Уайтингом?
Роман Грожан: Я не знал, что он здесь. В какой-то момент он приехал, а потом пропал.
Вопрос: Вы собираетесь это сделать?
Роман Грожан: Я могу позвонить ему или связаться через GPDA. Я хочу обсудить это с Алексом Вурцем и скажу: «Послушай, мой опыт подсказывает, что эта ситуация может быть опасной. Возможно, остальные со мной не согласятся, но я не чувствую уверенности, когда продолжаю гонку на холодной резине».
Представьте, что будет в Гран При Сингапура! Там и так нелегко прогреть шины, особенно передние. Помните, как-то там было три рестарта подряд?
Даже за сейфти-каром иногда бывает очень сложно, и мы видели, что Маркус Эриксон разбил машину в Монако. Мне некомфортно проводить рестарты с места. Не уверен, что это хорошая идея.