Роман Грожан: Мы заняли выжидательную позицию

Роман Грожан

Прошлогодняя машина Lotus оказалась неудачной, но в этом сезоне команда добилась прогресса не только из-за перехода на силовые установки Mercedes, но и за счет более эффективного шасси. Тем не менее, из-за финансовых проблем в Энстоуне фактически остановили доработку машины. В обстоятельном интервью AutoHebdo Роман Грожан подвёл итоги первой половины сезона и говорил о возможной продаже Lotus...

Вопрос: Роман, что вы думаете о первой половине сезона?
Роман Грожан: Мы упустили несколько неплохих возможностей заработать очки. Механическая проблема лишила меня пятой позиции в Австралии. В Малайзии возникли неполадки, в Канаде я допустил ошибку, в Австрии сломалась коробка передач… Неудач было много…

С другой стороны, мы добились заметного прогресса по сравнению с прошлым сезоном. Сейчас команда лучше понимает машину. С первых кругов за рулем Е23 было понятно, что у нас хорошая основа. Мы отлично начали сезон, но не смогли привезти столько новинок, сколько планировали. Именно поэтому в последних Гран При мы откатились назад.

Вопрос: Машина стала лучше не только за счет перехода на двигатели Mercedes?
Роман Грожан: Мотор – это совершенно другой разговор. Когда речь идет о новинках, я его не учитываю. Сейчас наша машина кардинально отличается от прошлогодней. Да, мы используем двигатель, который год назад завоевал титул, и в этом году с этим всё проще. Впрочем, если бы мы использовали моторы Mercedes год назад, это, конечно, решило бы много проблем. Но насколько сильно это изменило бы сезон?

Вопрос: Чего не хватает, чтобы побороться за позиции в пятерке?
Роман Грожан: В Энстоуне отличные специалисты, которые знают, что делать. Сейчас у нас недостаточно эффективная аэродинамика, нам не хватает новинок, которые остаются лежать в ящиках. Но Е23 – хорошая основа для дальнейшей работы.

Вопрос: У Lotus еще есть средства на доработку машины?
Роман Грожан: Многие команды оказались в сложной финансовой ситуации. Сезон требует огромных средств, а возможность поддерживать ритм доработки машины во многом зависит от вашего кошелька. Пройти краш-тест нового переднего антикрыла не так просто. Бывало, что по ходу первой половины сезона нам приходилось идти на хитрости в том, что касается бюджета. У нас нет таких средств, как у Red Bull или McLaren, которые могут себе позволить привозить новинки на каждый Гран При. Мы занимаем выжидательную позицию. Я надеюсь, что этот период окажется как можно короче, и мы быстро сможем двигаться вперед.

Вопрос: С одной стороны совладелец команды Жерар Лопес говорил, что всё идет хорошо, с другой – британские кредиторы всё чаще напоминают о себе. Как эта неопределенность влияет на атмосферу в команде?
Роман Грожан: Ситуация не идеальная. Когда компания вынуждена выкручиваться, это не способствует спокойствию. Опять же, у соседей и трава зеленее, не так ли? Некоторые много говорят о проблемах Lotus, и это позволяет им замалчивать их собственные.

В Genii Capital обладают большими ресурсами, но сейчас речь идет о продаже команды и логично, что владелец не хочет вкладывать деньги себе в убыток, разве нет? Но это не мешает нам приезжать на гонки и выходить на старт.

Если встать на место инженеров, потребуется сотня миллионов евро на полную доработку машины. Если встать на место финансистов, то зачем вкладывать столько денег, если удастся отыграть всего одну или две позиции в Кубке конструкторов, которые принесут недостаточно денег, чтобы покрыть эти расходы?

Вопрос: Как вы считаете, возможная покупка команды компанией Renault – это плюс?
Роман Грожан: Прежде всего, это пойдет на пользу Формуле 1, да и у меня давние связи с компанией Renault, которая сыграла важную роль в моей карьере с 2005-го, когда я вошел в их молодежную программу. Затем они помогли мне дебютировать в Формуле 1. После этого меня уволили, и это был не лучший момент в наших отношениях, но я вернулся в Формулу 1 и сумел девять раз завоевать позицию на подиуме за рулем машины с двигателем Renault.

Здорово снова увидеть Renault на стартовой решетке, это плюс и для Формулы 1, и для болельщиков, причем не только французов. Формуле 1 нужны крупные автопроизводители, они могут вкладывать в наш спорт, а у французской компании довольно давно не было возможности блеснуть.

Хорошо оказаться частью заводской команды, и я уверен, что в Renault смогут улучшить силовую установку. На данный момент двигатель Mercedes лучший в пелотоне, но до следующего сезона можно многое сделать.

Вопрос: Обычно в Спа стартует сезон переходов. Вы ожидаете каких-либо серьезных перемен и если да, то как они повлияют на ваше будущее?
Роман Грожан: Ключевую роль играет Кими Райкконен. Если место в Ferrari освободится, это вызовет цепную реакцию. Пойдут ли мне на пользу все эти перемены? Я предпочитаю не обсуждать эту тему.

Вопрос: Пропуск первых тренировок влияет на ваши результаты?
Роман Грожан: Скажем так: вначале было нелегко с этим смириться, поскольку я не знаю гонщика, который с удовольствием уступал бы свое место. Я тренируюсь каждое утро не для того, чтобы потом сидеть в боксах. Терять полтора часа работы на трассе – не идеальная ситуация. Если так не поступают в Mercedes, Ferrari, Red Bull Racing или McLaren, то потому что считают, что это непродуктивно. В нашей команде всё так, и это помогает ей выжить. С этим надо смириться. Лучшее, что я могу сделать – показать, что конкурентоспособен и опередить напарника.

Вопрос: Вам сложно понять ситуацию с Пастором Мальдонадо?
Роман Грожан: Отчасти да. Мне кажется, это несправедливо, но такова жизнь.

Вопрос: В 2014-м все считали, что вы можете выигрывать гонки, но с тех пор цель изменилась и ваша задача – вернуть Lotus в борьбу за подиум…
Роман Грожан: Знаете, в 2012-м Фернандо Алонсо боролся за титул, а сегодня – за попадание во вторую часть квалификации. Все понимают, что гонщик зависит от машины, и в этом плане надо уметь быть прагматичным. Формула 1 – не лёгкая атлетика, где спортсмен может рассчитывать на свои ноги…

Вопрос: Вы иногда чувствуете досаду?
Роман Грожан: Скажем так: когда борешься за подиум, приходится легче.

Вопрос: Что вы ждете от второй половины сезона? Остается ли еще шанс стать лучшей клиентской командой Mercedes?
Роман Грожан: Очевидно, что нет. В какой-то момент мы уступали полсекунды Williams и сокращали отставание. У нас были некоторые соображения по этому поводу, но в Гроуве активнее дорабатывали машину и заметно прибавили.

Сейчас наша цель – опередить Force India в Кубке конструкторов. В Сильверстоуне они представили новое шасси, поэтому добиться цели будет нелегко. Если нам это удастся, то постараемся опередить Red Bull Racing, но это тоже будет непросто, поскольку у них хорошая команда, которая столкнулась с проблемами в начале сезона, но прогрессирует высокими темпами. Это было видно в Венгрии.

Вопрос: В Спа изменится процедура старта. Можно ли ожидать ошибок?
Роман Грожан: Возможно, станет больше неопределенности, но команды будут работать, чтобы всё прошло успешно. Не думаю, что ситуация кардинально изменится. Никогда не будет так, как в GP2, где гонщик полностью контролирует старт, но у нас появится больше возможностей почувствовать машину на старте. Мы собираемся сделать так, чтобы настройки двигателя допускали большую свободу выбора, были менее специфичными. В Спа мы потренируемся стартовать с решетки и сможем оценить уровень сцепления. Честно говоря, всё будет зависеть от пробуксовки. Теперь судьи должны следить за тем, чтобы команды не начали войну настроек сцепления.

Вопрос: Это первый шаг на пути возвращения гонщикам решающей роли. Какую машину вы хотели бы пилотировать в 2017-м?
Роман Грожан: Мне очень нравился период с 2012-го по 2013-й, когда важную роль играл износ резины. Можно было это учитывать в своем стиле пилотирования. В начале гонки могли быть проблемы, но затем всё налаживалось. Время на круге было неплохим и в некоторых поворотах можно было использовать все козыри.

Несмотря на то, что говорят, нельзя сказать, что сейчас стало проще пилотировать машину – просто несколько уменьшилась физическая нагрузка. Именно поэтому дебютантам быстро и без проблем удается освоиться. Я обсуждал это с Дженсоном Баттоном, он говорил, что 2004-й и 2005-й были лучшими для гонщиков его поколения. Я дебютировал в Формуле 1 гораздо позже, и для меня ориентиром остаются 2012-й и 2013-й. Пять разных победителей в пяти первых гонках в 2013-м, резина, которая быстро изнашивается, стратегия, более высокая физическая нагрузка. Именно к этому должна вернуться Формула 1.

Вопрос: Это идея немного противоречит тому, к чему мы идем, ведь четыре пит-стопа за гонку не вызывали единодушного одобрения?
Роман Грожан: Всегда были за и против. В тот момент гонщик действительно играл важную роль. Но это позади. Сейчас есть только машина и всё. В Сильверстоуне составы были слишком жесткими, и Mercedes опередили всех на секунду, поскольку только им удалось добиться эффективной работы шин. Когда составы немного мягче, отрывы меньше. Сейчас на Soft можно проехать 20 кругов, а в 2013-м – четыре или пять в зависимости от умения работать с шинами.

Вопрос: Разве гонки не страдают от необходимости контролировать множество факторов: износ резины, экономию топлива, штрафы...
Роман Грожан: Отец Нико Росберга тоже был вынужден экономить топливо. В те времена не было редкостью, что многим гонщикам не хватало топлива, но к счастью, теперь это не так часто. То же самое касается резины: надо было постоянно контролировать ее износ.

Новым оказалось появление штрафов за замену компонентов силовой установки, которые появились, чтобы сделать спорт более справедливым. Если бы не они, то крупные команды не колеблясь ставили новые мотор и коробку передач на каждый Гран При. Я здесь не для того, чтобы издавать законы, но надо установить квоты, иначе весь спорт попадет под риск.

Вопрос: Вам не кажется, что более доступная, простая для понимания Формула 1 во многом бы всё упростила?
Роман Грожан: Возможно, это так, вероятно, надо наладить с публикой лучший контакт, ведь гонки сами по себе интересные. Есть борьба, обгоны. Я говорю, что с удовольствием вернулся бы в 2012-й и 2013-й из-за времени на круге и сильного износа резины. Но и нынешние гонки не столь плохи. Вы же не скажете, что Гран При Венгрии оставил вас равнодушным? Кто бы поставил на то, что на подиум поднимутся Себастьян Феттель и два пилота Red Bull Racing? То же самое можно сказать о Сильверстоуне, когда вперед, пусть и ненадолго вырвались пилоты Williams.

Текст: . Источник: AutoHebdo
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё