Дэймон Хилл: "Формула 1... слишком тщательно контролируется"

Дэймон Хилл на тестах машины GP2. Поль Рикар. Франция

Вопрос: Вы давно покинули Формулу 1, но приезжая на трассу неизменно оказываетесь в центре внимания...
Дэймон Хилл: Я расскажу вас притчу. Том Джонс и Тони Беннет, который и поделился со мной этой историей, как-то вышли из гостиницы и поклонницы встретили их визгом, показывая пальцем на Тома Джонса. Тогда они зашли обратно и поменялись местами, ситуация повторилась только показывали уже на Беннета. Им все равно, лишь бы кричать погромче. В человеческой природе есть такое явление, как массовая истерия. Когда-то я был чемпионом и с тех пор люди обращают на меня внимание, где бы я не находился. Приятно, когда вам напоминают о хороших временах, но иногда этого слишком много.

Вопрос: Я вспоминаю тот момент, выиграв в Сузуке вы выглядели так, как будто с ваших плеч упал тяжелый груз...
Дэймон Хилл: Так и есть!

Вопрос: На титул часто обращают больше внимания, чем на человека, Алан Джонс или Джон Сертиз привлекают к себе куда большее внимание, чем Карлос Ройтерманн или любой другой гонщик, который неоднократно выигрывал Гран При, но никогда не завоевывал титул...
Дэймон Хилл: Разница между победами и титулом все же есть, каждый чемпион уникален просто потому, что в какой-то момент времени он был своего рода Мессией Формулы 1, тут главное - не переоценить титул. Это всего лишь спортивный чемпионат, пусть и весьма напряженный, но победа в нем ничего не меняет. Потом придет другой гонщик и вы обязательно проиграете, но время обязательно отметит индивидуальность, как отметила она Михаэля Шумахера.

Вопрос: Та победа изменила отношение к чемпионату? Вы сказали себе: "Все, я это сделал!"?
Дэймон Хилл: Наверное. Я даже подумывал о втором титуле, но для этого нужно было в 1998-м подписать контракт с McLaren. Я получил от них предложение, но тогда оно не соответствовало статусу первого пилота чемпионата. У McLaren уже был основной гонщик - Мика Хаккинен, только что выигравший первую гонку в своей карьере и мне предложили контракт второго пилота. Тогда это был не лучший вариант.

Вопрос: Сейчас вы жалеете о том, что не приняли это предложение?
Дэймон Хилл: Нет, случилось то, что случилось. Я перешел в Jordan и выиграл для них гонку. Поймите, ситуация не всегда под вашим контролем, но в любом случае нужно делать все возможное. Тогда я чувствовал, что поступил правильно. Я побеждал в Williams, почти выиграл гонку с Arrows и победил в Jordan. У всех моих выступлений был общий знаменатель, но потеряв шанс на второй титул я часто спрашивал себя о том, хочу ли продолжать гоняться, все же это сильный мотиватор.

Вопрос: Переход в McLaren был бы сложным, вы приняли такое решение потому, что пришли в Формулу 1 позже многих и уже имели на своем счету победу в чемпионате?
Дэймон Хилл: Нет, просто мне хотелось работать с Эдрианом Ньюи, он поддерживал мой переход в McLaren и я знал, что в этом случае у меня будут хорошие шансы. У нас сложились отличные рабочие отношения и я действительно жалею, что мы разошлись.

Вопрос: Но вам пришлось бы строить команду вокруг себя, а это очень непросто...
Дэймон Хилл: Знаете, подход Рона Денниса ко мне был слишком ...застенчивым, это правильное слово? Ему нужен был только мой опыт, никакой душевности. И я решил - если вы не хотите заполучить лично меня, то контракта не будет.

Вопрос: И Эдди Джордан стоял наготове с распростертыми объятиями?
Дэймон Хилл: Да, и тут я решил, что ситуацию с Jordan никто не возьмется предсказать, с Эдди интересно и у нас был шанс. Мне нравилось отношение, нравился менталитет персонала этой команды.

Вопрос: В чем разница между сезонами 1998 и 1999 года? Вы выиграли гонку, добились успеха, а потом вдруг скисли...
Дэймон Хилл: Я просто захотел уйти во время Гран При Великобритании, а потом вдруг вмешалась политика, возник денежный вопрос. Хорошо, что со мной ничего не случилось, потому что я действительно устал от гонок.

Вопрос: Возникло реальное противостояние между вами и Эдди Джорданом?
Дэймон Хилл: Я не знаю, мы никогда не говорили с Эдди об этом, но он принял меры, чтобы я не мог покинуть чемпионат в тот момент, когда хотел этого. Он поступил неблагоразумно, не дав мне достойно уйти.

Вопрос: Я всегда считал, что кто-то вроде вас, кто посвятил длительное время спорту, будь то гонки или крикет, принимая решение об уходе в обычную жизнь, оставляет этому спорту огромную часть себя...
Дэймон Хилл: Недавно Алан Хансен исследовал эту проблему в отношении футболистов. Ни один спортсмен не думает о том, что будет после того, как он уйдет из спорта и это огромная проблема. Вы все свое время тратите на спортивную карьеру, фактически не участвуя во взрослой жизни и вдруг окунаетесь в нее с головой. Единственным исключением я считаю Ники Лауду, остальным этот переход дается с большим трудом.

Вопрос: Мне всегда было интересно, как вы справились с этой ситуацией, кажется после ухода из гонок вы даже прошли через стадию хиппи, в стиле Джорджа Хариссона...
Дэймон Хилл: Точно, прибавьте к этому еще и кризис среднего возраста! Я просто делал то, что не мог делать раньше - играл на гитаре, ходил по пабам. Может быть это выглядело по-дурацки, но я не обращал внимания на критику.

Вопрос: Что вы думаете о современной Формуле 1?
Дэймон Хилл: Чемпионат по-прежнему интересен, но следя за гонками я иногда скучаю по прежним временам. Конечно, тут нужно соблюдать осторожность, многим нравится то, что сопровождало их молодость, но мир не может стоять на месте, все меняется, развивается. Самое большое отличие от прежних времен - снижение роли гонщика. Я говорю не только о технике, речь и о политике, об обаянии Формулы 1. Я пришел в чемпионат в момент смены эпох, как раз перед этим гонщики были ровесниками владельцев команд, а Берни Экклстоун и Макс Мосли были лишь немного старше. Мы и сейчас часто слышим о Джонсе, Росберге, Пике и Мэнселле, о Лауде и Просте... Они имели политическое влияние на Формулу 1, а после смерти Сенны некому было взять на себя инициативу, Михаэль Шумахер думал лишь о карьере. Сейчас в чемпионате есть лишь несколько гонщиков, которые участвуют в политической жизни, они просто говорят то, что думают - Жак Вильнев, может быть Дэвид Култхард. Эдди Ирвайн был очень хорош!

Вопрос: Хотя он часто и много вас критиковал...
Дэймон Хилл: Да, я знаю, но это... игра на публику, что-то вроде бокса, ведь там вы никогда не увидите, как соперники обнимаются перед поединком. Это шоу - Пике ненавидел Мэнселла, Мэнселл ненавидел Пике, Прост ненавидел Сенну...

Вопрос: А вы с Михаэлем Шумахером ненавидели друг друга?
Дэймон Хилл: Да, и это тоже хорошо. Вы же должны мотивировать себя, должны действительно ждать победы над своим соперником, даже если уважаете его в обычной жизни. Тогда болельщики знали, что увидят настоящую борьбу, а гонщики не думали о том, что можно говорить, а что - нет. Сейчас никому и в голову не придет критиковать поставщика моторов, а вспомните - Айртон постоянно жаловался на недостаток мощности.Помню я критиковал моторы Mugen, мало того, что им не хватало мощности, они еще и постоянно ломались и Эдди Джордан попытался уличить меня в нарушении контракта. Я сказал: "Эдди, я делаю это для вашей же выгоды". И что вы думаете? Моторы стали лучше и мы даже выиграли гонку! А сейчас - увы, все прописано в контракте, а гонщики немы, как рыбы. Этот спорт... слишком тщательно контролируется.

09.07.2005. Autosport. Дэвид Кэмерон
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё