Флавио Бриаторе: "Моя жизнь посвящена работе"

Вопрос: Вы покинули базу команды в 1998-м, считая, что "Формула-1" осталась позади, но год назад вернулись. Что вы чувствовали, входя через эту дверь в качестве босса "Рено"?
Флавио Бриаторе: Ничего особенного. Я вернулся, потому что мне показался очень смелым вызов, брошенный "Рено". А так, все по прежнему, база на месте, вокруг сады, овцы пасутся. К сожалению не было нужного персонала и это стало главной проблемой.

Вопрос: Вы застали прежний "Бенеттон"?
Флавио Бриаторе: Я застал зону бедствия. Сотрудники разбежались, нам не хватало людей практически во всех отделах. И, что более важно, исчез победных дух. Я оставил команду, когда она побеждала, вспомните Герхарда Бергера в Хоккенхайме, мы были в первой тройке Кубка Конструкторов, так что мое возвращение было холодным душем. У команды пропала мотивация, не было никаких долгосрочных планов, никакой перспективы, ничего. Сотрудники забыли о дисциплине, единственный положительный момент - я был знаком с половиной команды, ее ядро уцелело, но перемены, вызванные приходом Рокко Бенеттона и Дэвида Ричардса разрушили команду. 

Вопрос: Каким образом?
Флавио Бриаторе: Рокко и Дэвид вместе управляли командой. В ситуации, когда ответственность делится пополам, невозможно принять решение, к тому же "Бенеттон" не имел поддержки со стороны серьезного автопроизводителя, команда разваливалась, у нее не было будущего.

Вопрос: С чего вы начали? Просто пытались разобраться в ситуации, или стали сразу принимать меры?
Флавио Бриаторе: Нужно было немедленно что-то делать, разгребать ситуацию. Кое-кому было предложено искать другую работу, некоторых я оставил, кого-то пригласил. Но все это приходилось делать быстро, в "Формуле-1" время стоит очень дорого. Майк Гаскойн и Пэт Симондс с коллегами занялись техническими вопросами, с нами остался Тим Деншам, были приглашены новые инженеры - Марк Смит, Боб Белл и Джон Илей.

Вопрос: У вас есть собственный метод управления, в чем вы его использовали?
Флавио Бриаторе: Я стал опытнее, но своей основной философии не изменил. Мы должны построить быструю машину. Я не вижу никакой романтики в "Формуле-1", это очень жесткий спорт. Люди со стороны обращают внимание на девушек, украшающих стартовое поле и на машины, которые в воскресенье днем участвуют в гонке. На самом деле за этим праздником стоит каждодневная работа на нашей базе и в управлении этим нет ничего нового. Между командой "Формулы-1" и фирмой в Нью-Йорке, разве что эго...

Вопрос: Что вы имеете ввиду?
Флавио Бриаторе: Вы должны разработать программу и придерживаться ее, не обращая внимания на происходящее вокруг.

Вопрос: До того, как вы попали в "Формулу-1", у вас не было иных интересов в спорте?
Флавио Бриаторе: Впервые я приехал на гонку в 1988 году, а до этого руководил сетью магазинов "Бенеттон" в США. Лучано Бенеттон пригласил меня на квалификацию перед "Гран-при Австралии" ия даже не видел гонки. Тогда я ни за что бы не подумал, что через полгода я буду носить одежду в цветах команды.

Вопрос: Вы ничего не знали о "Формуле-1"?
Флавио Бриаторе: Нет, я предпочитал футбол и лыжный спорт.

Вопрос: Лыжный спорт?
Флавио Бриаторе: Да, когда мне было 17 лет я даже работал инструктором в Италии.

Вопрос: Где же вы встретили Лучано Бенеттона? На лыжне?
Флавио Бриаторе: (Улыбается) Нет, я встретил его на Миланской фондовой бирже в 1974-м, тогда я был стажером на должность маклера. А на следующий год он уже отправил меня в Гонконг, представлять "Бенеттон" в Азии и эта работа продолжалась более пяти лет. В 1981-м Лучано попросил меня заняться тем же, но в США.

Вопрос: Вам было 25, когда вы поехали в Азию и 31, когда отправились в Америку. Не слишком юный возраст для такой должности?
Флавио Бриаторе: Нет, в "Бенеттон" работали молодые люди. Это было невероятно, Нью-Йорк, Студия 54...

Вопрос: В конечном счете вы оказались в "Формуле-1"...
Флавио Бриаторе: Да, команда, которую купил "Бенеттон" нуждалась в развитии маркетингового отдела и меня временно назначили на эту должность, чтобы я нашел спонсоров, мотор и гарантировал отсутствие финансовых проблем. Тогда мы рассчитывали, что это продлиться пять месяцев, после чего я вернусь в Нью-Йорк.

Вопрос: Что заставило вас остаться?
Флавио Бриаторе: Директор не справлялся, так что Лучано попросил его уступить мне свое место, пока он будет искать нового босса и это затянулось на десять лет!Вопрос: Почему Лучано Бенеттон обратился именно к вам?Флавио Бриаторе: Хороший вопрос! Вы знаете, у меня нет на него ответа...

Вопрос: Теперь понятно, почему все считают, что вы способны встряхнуть "Формулу-1" собственными методами управления...
Флавио Бриаторе: Я очень уважаю Рона Денниса и Френка Вильямса, но у нас действительно разные методы. Компания "Рено" пришла в "Формулу-1" не за славой, цель в том, чтобы продавать больше дорожных машин. "Формула-1" - это имиджевый спорт, здесь нет проблем с мотивацией автопроизводителей. Несколько лет назад "Рено" просто поставляла моторы, а после первых четырех гонок сезона все забыли о "Бенеттон", это маленькая победа.

Вопрос: Вы можете, в двух словах, охарактеризовать "метод Бриаторе"?
Флавио Бриаторе: Быть требовательным к себе и другим, акцентируя внимание на дисциплине, творческом потенциале и профессионализме. Принимать быстрые и эффективные решения, работать с перспективой.

Вопрос: "Формула-1" - это прежде всего, шоу?
Флавио Бриаторе: Конечно. Гонка - это часть мечты и было бы глупо с этим спорить.

Вопрос: Некоторые боссы относятся к этому гораздо серьезнее, очевидно не все разделяют ваше мнение...
Флавио Бриаторе: Это их дело и мне совершенно необязательно понимать это. Что считать мерилом серьезности? Зрители ждут зрелища.

Вопрос: Подобный подход к гонкам объясняет вашу дружбу с Экклстоуном?
Флавио Бриаторе: В некоторой степени. На протяжении последних 12 лет нас объединяет настоящая дружба. У нас похожий менталитет... даже при том, что он не перестает удивлять меня тем, что по-прежнему преуспевает. Ему понравилась идея прихода моды в "Формулу-1", вместе с "Бенеттон". Но чемпионат - не единственный предмет для беседы, когда мы встречаемся. Берни - один из четырех-пяти человек, которых я считаю своими друзьями.

Вопрос: Как встретила "Формула-1" человека с подобным менталитетом?
Флавио Бриаторе: С подозрением м некоторым презрением. Уверен, многих расстроило, как я ношу кепку, но когда мы начали побеждать, им пришлось воспринять меня всерьез. В прошлом сезоне команда вновь стала объектом для насмешек, но посмотрите, как сегодня работает "Рено", улыбки уже исчезли с лиц. 

Вопрос: В 2001-м команда была среди аутсайдеров, а в 2002-м вернулась в группу лидеров. Вы гордитесь этим?
Флавио Бриаторе: Да, прошлой зимой никто не ушел, ни один человек, хотя обычно после неудачного сезона происходит своеобразная "утечка мозгов", тем более, что наши конкуренты не могли сдержаться и не бросить камень. В конце сезона 2002 года многое изменилось, прежде всего менталитет. У нас есть твердая основа и теперь мы должны, шаг за шагом, двигаться вперед и то, что мы можем это сделать, показал опыт прошедшего сезона.

Вопрос: Вы предпочитаете назначить специалиста и спрашивать с него или контролируете все сами?
Флавио Бриаторе: Я должен решить проблему, если она неожиданно возникнет. В команде есть семь или восемь ключевых фигур, на которых я могу положиться, кому я полностью доверяю. Я хочу одного - добиться успеха и каждый знает, я делаю для этого все, что могу.

Вопрос: В каких вы отношениях с персоналом?
Флавио Бриаторе: Я люблю пошутить, но и требую всерьез. Жизнь команды зависит от дисциплины. Иногда стоит рассматривать своих сотрудников, как армию, где недопустимо любое отклонение от устава. Но, честно говоря, я считаю себя довольно мягким руководителем.

Вопрос: Вы когда-либо сомневались в перспективе мотора с большим углом развала цилиндров, предложенного "Рено"?
Флавио Бриаторе: Я хорошо знаю Жан-Жака Хиса и полностью ему доверяю. Были некоторые сложности до тех пор, пока проблемы не были устранены.

Вопрос: Вернемся к работе с персоналом. Некоторых сотрудников вам пришлось уволить, как вы подходите к этому вопросу?
Флавио Бриаторе: Колебания недопустимы. Если кто-то приносит проблемы, его лучше заменить. Бесполезно пытаться переделать человека. Больше мне сказать нечего.

Вопрос: То есть вы не оставляете права на ошибку?
Флавио Бриаторе: Я не отношусь к категории людей. которые дают второй шанс. Если однажды вы ошибетесь, вероятно допустите ошибку и в будущем. Каждый из нас имеет право на оплошность, все мы их допускаем, но когда это становится системой, я не допускаю компромиссов, это касается абсолютно всех, от механиков до гонщиков.

Вопрос: Вы часто говорите, что гонщики - это часть команды и не должны рассматриваться отдельно...
Флавио Бриаторе: Это так. Насколько талантливым не был бы гонщик, он должен понимать, что находится в конце длинной цепочки и на нем сфокусированы усилия многих людей. Ошибка гонщика может иметь очень серьезные последствия и я требую от них максимума, 100%, а не 95%. В 2001-м пресса писала, что я разрушил карьеру Дженсона Баттона. Если бы я мог завершить чью-то карьеру, то с удовольствием делал бы это каждый год! Однако сегодня Дженсон получает удовольствие от своей работы.

Вопрос: Ярно Трулли в этом сезоне очень не везло...
Флавио Бриаторе: Он был плохо знаком с командой, для него все было в новинку, резина, мотор, инженеры. Не везло? Я так не думаю, откровенно говоря мы начали сезон с очень сырым мотором и то, что случилось с Ярно могло произойти с Дженсоном. Он всегда великолепно проводил квалификацию, второго такого гонщика еще нужно поискать и конец сезона явно отразил его потенциал.

Вопрос: Вы довольны его работой?
Флавио Бриаторе: Полностью. Ярно очень предан гонкам, ничего подобного я не видел с тех пор, как работал с Михаэлем Шумахером. Он часто бывает на базе, участвует в тестах, проводит часы в тренажерном зале и не имеет недостатков.

Вопрос: Как бы вы подвели итоги прошедшего сезона?
Флавио Бриаторе: Мы выполнили то, что планировали, заняв четвертое место в Кубке Конструкторов. Но спешить не стоит, дайте нам время. О борьбе за титул разговоров пока быть не может, по крайней мере до 2004 года. Я уже упомянул "Макларен" и "Вильямс", а в прошлом году нам приходилось бороться с "Джордан", "БАР" и "Ягуаром"... налицо существенный прогресс.

Вопрос: Вдалеке от телекамер ваш имидж не меняется? Гордый босс команды может позволить себе сомневаться?
Флавио Бриаторе: Как и все остальные, я ведь занимаюсь бизнесом. Я не хочу выглядеть мрачнее тучи, ведь это "Формула-1", предел мечтаний многих. Как представитель "Рено" я играю роль и эта роль - положительная. Я нахожусь в центре внимание три дня, каждые две недели, но сильно играть не приходится, все это похоже на мое обычное поведение. Но я не клоун, твердость и решительность здесь очень нужна.

Вопрос: Вы думали о том, как сильно шагнули вперед с тех пор, когда начинали инструктором по лыжам?
Флавио Бриаторе: Мои родители были небогаты, они преподавали в школе и научили меня уважать реальные ценности, мы всегда старались не отрываться от земли. Моя работа по-прежнему меня мотивирует, наверное я допускал ошибки, но, если бы была возможность начать все с начала, я сделал бы все то же самое. С другой стороны моя жизнь посвящена работе, имидж - это одно, а действительность - совсем другое.

Вопрос: Эта сторона вашей жизни мне совершенно неизвестна...
Флавио Бриаторе: "Образ Бриаторе" создала пресса - беззаботный и всегда улыбающийся везунчик, им просто нужна была такая фигура в "Формуле-1". Давайте отметим один момент, мой отпуск короче, чем у боссов других команд. Пресса считает меня дилетантом и я не собираюсь спорить, мне даже нравится. Некоторые стороны своей индивидуальности я предпочитаю скрывать, к примеру, одна из моих компаний - лидер на итальянском рынке медицинских приборов. Я считаю очень важным помогать тем, кто страдает. Но вокруг этого нет никакой суеты в прессе. Мой образ в боксах меня совершенно не беспокоит. Я не дурак и знаю, что за этим стоит. Важнее всего, с кем работаю я и кто работает со мной, мы должны быть уверены друг в друге.

Вопрос: Вы интересуетесь тем, что пишет о вас пресса?
Флавио Бриаторе: Никогда ничего не читал. Может быть просмотрю, если статья действительно оказалась глупой. Я знаю, что делаю и знаю, как я это делаю, остальное не имеет смысла.

Вопрос: Вы никогда не думали о карьере политика?
Флавио Бриаторе: Нет, сейчас я полностью погружен в "Формулу-1". А в будущем, почему бы и нет? Посмотрим.

Вопрос: Вы считаете себя счастливым человеком?
Флавио Бриаторе: Было бы неверным сказать, что я несчастен... главное - не потерять ориентиры. Сегодня я занят 14 часов в день, я люблю свою работу, люблю конкуренцию и не думайте, что я уже добился максимума.

Renault F1. 24.11.2002
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё