Джеймс Эллисон рассказал о новом симуляторе Lotus Renault

Симулятор LRGP вступит в строй в марте следующего года

Команда Lotus Renault GP долгое время обходилась без собственного симулятора – и это едва ли отражалось на её результатах в лучшую сторону. Но уже в марте 2012 года, когда на базе в британском Энстоуне закончится строительство, мощный виртуальный помощник вступит в строй. Каким именно станет новый симулятор и чем он поможет команде – в интервью пресс-службе LRGP рассказал технический директор Джеймс Эллисон...

Вопрос: Зачем командам нужны симуляторы?
Джеймс Эллисон: Они используются на протяжении уже нескольких десятилетий. Существуют многочисленные типы симуляторов, и используются они в самых разных целях. Например, команды применяют гидравлические нагрузочные стенды – они позволяют смоделировать ситуацию, которую рычаги подвески испытывают по ходу гонки, подавая на них различную нагрузку. В таком случае устройство позволяет проконтролировать, что рычаги справятся с гоночной дистанцией, не подвергая пилота опасности.

Команды используют всевозможные симуляторы для испытаний аэродинамики, подвески, шин, коробок передач, моторов – их деятельность представлена в компьютерной программе рутинной чередой уравнений. Также на компьютере выстраивается рудиментарная математическая модель «виртуального пилота», который затем «ведет» ненастоящую машину по искусственной трассе, что позволяет получить базовую информацию о том, что происходит по ходу круга.

Такого рода симуляторы (часто называемые «круговыми») используются уже более четверти века. Они являются важной частью подготовки и оптимизации настроек перед отправкой на очередную гонку. К примеру, в такой виртуальной среде можно опробовать различные варианты регулировок пружин и антикрыльев, чтобы выбрать те, которые подходят лучше всего.

Тот симулятор, про который мы говорим, называется аналоговым. Во многих смыслах он похож на «круговой», описанный выше. Ключевое отличие в том, что место рудиментарной математической модели занимает реальный гонщик, который и осуществляет при помощи органов управления пилотаж виртуальной машины по виртуальной трассе.

Хотя привлечение живого пилота вместо математической модели и порождает ряд сложностей, оно позволяет добиться результата, который невозможно получить в первом случае. Причины этого довольно сложны, но можно объяснить все таким образом: пока что до сих пор нет точного объяснения того, как именно пилот контролирует поведение гоночной машины, когда она близка к тому, чтобы начать скольжение из-за нехватки сцепления шин.

Компьютер может «вести» машину так, как это не в состоянии сделать человек. Из-за этого возникает серьезная разница между двумя вариантами симуляторов, причем использование «кругового» может привести к серьезным ошибкам в настройках, даже если инженеры пытаются корректировать «стиль пилотажа» компьютера.

Если же задействовать гонщика, то команде не обязательно иметь точную математическую модель – спортсмен сам даст рекомендации, как можно улучшить поведение машины. Виртуальному пилоту такое не под силу.

Вопрос: Новый симулятор LRGP заменит уже существующие системы или это будет совершенно новый инструмент?
Джеймс Эллисон: Мы создаем в Энстоуне аналоговый симулятор, способный дополнить данные, полученные на других устройствах, которые мы используем уже много лет.

Вопрос: Какие факторы вы принимали во внимание при разработке симулятора?
Джеймс Эллисон: Как и в случае с «круговым» симулятором, должна быть математическая модель, как можно более точно описывающая физику реальной машины. Её разработка – непростая задача, но внутренние механизмы модели такие же, как на уже существующих симуляторах. Самое главное отличие – необходимость «внедрения» в схему реального пилота.

Если все сделано точно, и он ощущает себя также, как за рулем настоящей машины, это заметно повышает эффективность процесса. Потому визуальную часть – трассу и её окружение – надо проработать очень тщательно. Не меньше внимания требуется уделить звуку мотора, ведь это одна из подсказок, которую гонщик использует, чтобы определять момент начала торможения или переключения передачи.

Наконец, симулятор должен быть подвижным, причем его перемещения обязаны выглядеть убедительно для пилота – и это едва ли не самая сложная задача. Симулятор не в состоянии сообщать пилоту перегрузки, подобно машине, однако он воспроизводит особенности её движения – невероятно важно убедить мозг гонщика, что, сидя в нем, он все равно мчится по трассе.

Вопрос: Когда строительство симулятора будет завершено, будут ли гонщики уделять каждый свободный момент работе на нем?
Джеймс Эллисон: Нет. Безусловно, они будут привлекаться к такой работе, а симулятор мы планируем использовать по ходу большей части года. Но постоянно задействовать для этого основных пилотов команды непрактично. Основной объем работы ляжет на плечи резервных гонщиков, специализирующихся именно на симуляторе.

Вопрос: Вы считаете симулятор средством совершенствования пилотов или модернизации машины?
Джеймс Эллисон: Он может использоваться для решения обеих задач. Пилоты получат возможность выучить конфигурацию новых трасс или для улучшения различных аспектов пилотажа – скажем, освоения стартовой процедуры. И все же, львиная доля полученной пользы будет касаться именно доработки машины.

Текст: . Источник: пресс-служба Lotus Renault GP
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё