Жан Алези: Я по-прежнему люблю гонки

Жан Алези

В июле в Москву для участия в шоу Moscow City Racing приедет Жан Алези, в прошлом популярный гонщик Формулы 1, более всего запомнившийся по выступлениям за Ferrari в первой половине 90-х. В эксклюзивном интервью F1News.Ru он рассказал о целях предстоящей поездки и поделился впечатлениями о текущем сезоне.

Вопрос: Вы приедете на Moscow City Racing в качестве специального гостя – в чём ваша миссия?
Жан Алези: Я страстно люблю автоспорт и в своё время объездил весь мир, выступая в гонках Формулы 1, проходивших в разных странах – от Мексики до Японии. А теперь я приеду в Россию, где мне выступать ещё не доводилось, и хочу помочь популяризации Формулы 1 в вашей стране. Лучшее, что я могу сделать – рассказать о своём любимом спорте, ведь в России всегда было много болельщиков, и уже скоро пройдёт первый Гран При.

Вопрос: Вы ветеран Формулы 1, и вам довелось выступать в чемпионате мира в тот период, который кто-то считает золотым веком этого спорта, но сейчас в нём происходят большие перемены. Как вы оцениваете переход на новый технический регламент и его последствия?
Жан Алези: В Формуле 1 всегда применялись самые передовые технологии, конструкторы гоночных машин всегда старались быть на острие технического прогресса, хотя в наше время основные усилия были направлены на увеличение мощности двигателей, повышение скорости, причём, не на прямых, а в поворотах. В выборе шин была относительная свобода, двигатели могли быть V12, V10 или V8, так что регламент был более открытым, в отличие от сегодняшнего дня.

Но теперь технологии невероятно продвинулись, ведь то, что сегодня называют силовой установкой – это сочетание двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом и двух электромоторов, один из которых одновременно заряжает батареи. Использование всех этих технологий в Формуле 1 – это же лучшая тестовая лаборатория для автоконцернов, которые потом могут всё это применять в производстве серийных автомобилей.

Разумеется, сначала мы испытали некоторый шок, когда услышали, как звучат новые моторы, ведь звук – это тоже часть шоу, причём, наиболее понятная для публики. Некоторым телекомментаторам и части болельщиков звук не понравился, они считают, что старые машины в этом плане были лучше. Но, по-моему, реформы идут на пользу спорту, ведь будущее связано не со звуком, а с новыми технологиями моторостроения, с системами рекуперации энергии, с экологически-дружественными гибридными двигателями. Так что, думаю, пока всё идёт неплохо.

Особенно наглядно это видно на примере Mercedes, где работают отличные специалисты. Кроме того, у этой команды отличные руководители, которые позволяют гонщикам соперничать друг с другом, и мы всё время, затаив дыхание, следим за происходящим на трассе до самых последних кругов, потому что не знаем, кому же достанется победа.

А вот у других команд серьезные проблемы, в том числе у тех, кто использует двигатели Renault. У Ferrari дело не только в двигателе – машине в целом не хватает скорости. Похоже, им не удалось добиться идеальной интеграции силовой установки и шасси, и теперь в Маранелло работают с полным напряжением сил, чтобы исправить положение во второй половине сезона. Но там уже вовсю занимаются машиной для следующего года.

Вопрос: В своё время вы выступали за Mercedes в DTM и неплохо знаете этих людей, вам хорошо известно, сколь серьёзно они подходят к делу, и сколь силён спортивный дух команды. Что бы вы ей посоветовали сейчас, когда Нико Росберг и Льюис Хэмилтон ведут принципиальные дуэли за победы? Какие меры надо предпринимать во второй половине чемпионата, чтобы ситуация не вышла из-под контроля?
Жан Алези: Да, я с удовольствием вспоминаю годы, когда выступал в DTM, ведь Mercedes отличается настоящим гоночным духом: эта компания не только выпускает отличные легковые автомобили – у неё богатая история в Формуле 1. Ещё в 50-х за команду Mercedes гонялся Хуан-Мануэль Фанхио, так что у неё очень богатый спортивный опыт. Сейчас мы наблюдаем фантастическую ситуацию, но если руководителей команды и должно что-то волновать, то это не поведение гонщиков. Льюис и Нико соперничают ещё со времён картинга, отлично знают друг друга, и если бы какие-то неприятности могли случиться, они бы уже давно произошли. А раз ничего такого не случилось, значит, команде не стоит переживать, потому что пилоты очень корректно ведут себя на трассе.

Мне понравилось, что по ходу Гран При Австрии команда попросила их использовать один и тот же режим мощности двигателя, и оба совершенно спокойно согласились. Ведь в ситуацию пришлось бы вмешиваться, только если один из них вопреки инструкции команды использовал бы режим максимальной мощности, а второй – нет. Хотя, похоже, в первых гонках сезона такие случаи уже были.

Вопрос: Как вы считаете, возможно, за чемпионатом было бы интереснее наблюдать, если бы у гонщиков Red Bull Racing была более реальная возможность бороться за победы с Хэмилтоном и Росбергом?
Жан Алези: Конечно, всегда лучше, когда борьбу за победы в гонках ведут две команды, но мы реалисты и понимаем, что в этом сезоне это вряд ли возможно – столь велико преимущество Mercedes. Даниэль Риккардо выиграл Гран При Канады, когда у Росберга и Хэмилтона возникли технические проблемы. Но в нормальных ситуациях в этом году мы увидим, что за победы будут бороться Льюис и Нико.

Вопрос: Ваше отношение к тем изменениям, которые произойдут в Формуле 1 в следующем году? Некоторые из идей кажутся странноватыми, например, когда речь шла об изменении формата уик-энда – хорошо, что от этого отказались. Но что вы думаете о новом подходе к рестартам, ведь теперь они будут даваться с места?
Жан Алези: Я думаю, Комиссия Формулы 1 обсуждала множество разных идей, стараясь оставить лучшие и исправить существующие недостатки. Например, за пятничными тренировками наблюдать не так уж интересно, потому что ты не знаешь, у кого сколько топлива, старые шины используются или свежие, и так далее. По-моему, они хотели сделать программу уик-энда интереснее.

В наше время было всё нормально, ведь в пятницу проходила первая квалификация, и если твоё время так и оставалось лучшим, ты стартовал с поула. Может быть, сейчас об этом уже забыли, но имеет смысл вспомнить.

Что касается автомобиля безопасности, то проводить старт с места – хорошая идея, ведь при этом гонка как бы начнётся с самого начала. Ведь старт и ситуация в первом повороте вызывают максимальный интерес – это же самый захватывающий момент Гран При!

Вопрос: Напоследок: понятно, что вы завершили активную карьеру, но хотя бы иногда вы садитесь за руль гоночной машины – просто для себя, для собственного удовольствия, чтобы не забыть ощущения скорости?
Жан Алези: Конечно, я по-прежнему люблю гонки и пару лет назад выступил в Инди-500, это была моя последняя гонка, которая подарила невероятные ощущения! Хотя моя машина была неконкурентоспособной, участие в Инди-500 доставило непередаваемые эмоции.

Уже 10 лет я руковожу командой молодых французских картингистов, а также пару раз на трассе в Ле-Мане тестировал гоночные машины – просто для себя. Но в гонках я больше не выступаю. Кстати, я занимаюсь карьерой своего 14-летнего сына. Он у меня картингист, и, конечно, мне приходится брать на себя роль тренера, ехать рядом с ним по трассе и показывать различные приёмы, помогающие добиться результатов.

Вопрос: Значит, можно ожидать, что со временем мы ещё услышим об Алези-младшем?
Жан Алези: (смеётся) Думаю, что услышите! Ему пока только 14, но он подаёт большие надежды!

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё