Колонка комментатора: Монца и Спа

Монца: В Королевском парке темнеет быстро

В Королевском парке темнеет быстро. Но в те часы, что отделяют финиш Гран При Италии от заката, здесь царит совершенно особая обстановка. Напряжение, которое росло по ходу всего Гран При, только что достигло вершины и начинает стремительно убывать. Пока еще бегают по паддоку журналисты с неизменными блокнотами, неспеша расходятся со стартовой прямой зрители, а в очереди на выезд с автодрома можно провести целый час. Но на самом деле все уже позади – еще пару часов, и паддок практически опустеет. Это замечательное время – можно прогуляться по аллеям, которые помнят великих Аскари и Фанхио, потрогать теплый еще асфальт в том месте, где Льюиса Хэмилтона едва не закрутило при обгоне Кими Райкконена, наконец – увидеть своими глазами почти вертикальные плиты дорожного полотна на вершине заброшенного овала.

Еще разносится над кемпингами не слишком трезвые вопли развеселых болельщиков из Овьедо, еще не ушли последние автобусы для зрителей на вокзал Монцы, а команды уже деловито собирают пожитки. Дворец-моторхоум Red Bull и Toro Rosso, где четыре дня жизнь била ключом с утра до вечера, огромным краном разбирают на составные части. Другая стрела виднеется за серебристым дворцом McLaren. На порядком вытоптанной лужайке возле пункта питания и прямо напротив знаменитой скульптуры гоночного автомобиля 50-х годов в вальяжных позах сидит группа людей с банками пива в руках. По разговорам понятно сразу – русские. И это приятно.

Итальянская гонка получилась для меня особенной во многих отношениях. И дело далеко не только в том, что это был второй и последний в нынешнем сезоне выездной комментарий, позволивший вновь ощутить тот невероятный дух, который с каждым разом нравится все больше, и который хочется чувствовать снова и снова. Конечно, это здорово – приезжать по утреннему холодку на трассу, брать на входе в паддок теплый еще выпуск Red Bulletin и отправляться в один из моторхоумов за чашкой горячего чая. Но это все же лирика, а работа есть работа. С ней-то в Монце и возникли определенные трудности.

В бородатом анекдоте рядовой говорит офицеру: «Вам-то хорошо, товарищ замполит: рот закрыли – рабочее место убрано». Казалось бы, с технической стороны комментирование гонок не должно вызывать проблем. Соединяйся с Москвой и говори, сколько душе угодно. На деле не все так просто. На каждый этап съемочная группа Ren TV везет собственное оборудование для того, чтобы снять, смонтировать и передать в столичный офис сюжеты. Если на Гран При выезжает комментатор – то нужно захватить еще несколько специальных приборов. И вот именно один из них и устроил в Монце забастовку.

Это стало ясно еще в пятницу – тестовый сеанс связи был провален. Местные техники только разводили руками. И тут уж не до шпионского скандала, карабинеров в паддоке или вердиктов Всемирного суда FIA. Даже о прогулке по историческому центру Милана можно было забыть, поскольку на исправление ситуации оставались считанные часы. К субботе усилиями самых разных людей ситуацию удалось разрешить, и тут – следующий удар. Новый блок, принесенный итальянцем по имени Эцио, прекрасно работал во время тренировок, но за 20 минут до начала квалификации «потерял» линию. Сложно описать наше с Димой Яковлевым (корреспондентом Ren TV, выезжающим на этапы Ф1) состояние. Уже потом мы сравнили его с положением Винни-Пуха, взлетевшего к гнезду пчел на воздушном шаре: мы могли получать международную картинку, слышать рев моторов и даже видеть происходящее в окно кабинки, но вот рассказать об этом мы просто не имели возможности. Какая уж тут спокойная и неторопливая подготовка к комментарию!

Однако, небеса в этот день были на нашей стороне. Через две минуты после начала трансляции телемост Москва-Монца был налажен. Дальше все было заметно проще, хотя волнение сказывалось еще добрых полчаса. Да еще стены кабинки оказались из какого-то невероятно плотного материала, в который мне так и не удалось воткнуть заранее припасенные кнопки... Кто бы знал тогда, что это были только цветочки.

Днем позже Монца превратилась в гоночную столицу мира и вавилонскую башню одновременно. Сколько же тут было людей, и на каких только языках они не говорили. Среди прочих делали это и комментаторы, причем используя не самые парламентские выражения – за 40 минут до старта у всех одновременно погас свет! Монца готовилась к 78-му Гран При, но мир мог просто-напросто не узнать об этом. Обсудив ситуацию с соседями – двумя колоритными журналистами тель-авивского канала, мы решили, что положение складывается презабавнейшее. Мимо пробежал Эцио – но спрашивать его о чем-то было бессмысленно. Один из коллег бросил инженеру сверху бухту кабеля – было видно, что работа идет, но сколько времени займет устранение неисправностей, успеют ли до начала гонки? Из кабинки поодаль вышел Павел Турек – раньше он работал в McLaren по линии West, а последние полтора года сотрудничает с чешским ТВ. Чехам-то хорошо, у них есть возможность работы от батарей и запас элементов питания. Пусть ничего не видят, но хоть на связь могут выйти...

Одним словом, итальянский этап получился веселым. Свет дали – за 20 минут до старта и всего за семь до выхода в эфир. Говорить о полноценной подготовке второй раз за два дня было глупо – я даже не заметил, что взял список моторов для прошлого Гран При! Но все это не более, чем рабочие моменты. А вот последний в нынешнем сезоне выход представителя (не пилота!) McLaren на призовой подиум запомнится. Как и авария ДиСи, сход Массы и второе очко Баттона. Гонка вообще получилась недурственной, хотя пролетела мгновенно и разочаровала большую часть тиффози. А потом, когда Льюис рассказывал о событиях гонки, свет погас вновь. Спасибо Максу Головкину, который подстраховал меня из московской студии, и всем тем, кто работал в этот выходной день, чтобы донести Формулу 1 до российских болельщиков. Мы сделали это, несмотря на все трудности и проблемы. И пусть на долгих 362 дня Монца расстается с Большими Призами, гонки непременно вернутся сюда вновь – так происходит уже много десятилетий.

В Королевском парке темнеет быстро. Но эти сумерки стоят того, чтобы их увидеть. И если Вы до сих пор не решили, с чего же начать свое личное знакомство с миром Ф1, мой Вам совет – приезжайте в Монцу!

Спа: Тактика солидных синиц

В Спа Ferrari завоевала Кубок Конструкторов. За три этапа до финиша сезона итальянская команда, набрав 161 очко, стала недосягаемой для преследователей. Но любому болельщику (кроме, разве что, дошколят) не составит труда сложить баллы, завоеванные в личном зачете Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном. У меня получилось в сумме 192 очка. И даже если из этого количества вычесть полтора десятка венгерских «штрафных пунктов», итоговый результат все равно будет превосходить показатели Скудерии. В странное время мы живем...

Макс Мосли и Рон Деннис

Что же до самой бельгийской гонки, то прощание Формулы 1 с Европой получилось весьма спокойным. А кроме того – скоротечным. От старта до финиша заезда прошел всего час и 20 минут. Никогда прежде Гран При в Спа не заканчивались так быстро. С одной стороны это говорит о росте скоростей, с другой – об отсутствии событий, способных сломать ритм гонки. Говоря проще – на этот раз мы не увидели ни аварий, ни внезапных перемен погоды, ни поврежденных крышек дренажной системы. Последнее, конечно же, радует, но все же от легендарной арденнской трассы явно ждали чуть большего. Но похоже, на этот раз главные события происходили не на гоночном асфальте.

Уже к субботнему утру стало понятно, что скоростные виражи семикилометрового кольца больше подходят красным, нежели серебристым. И пусть команда Рона Денниса уже не станет в нынешнем году чемпионом, ее отлаженный механизм вновь сработал без сбоя. Соперники впереди, но за третье и четвертое места тоже начисляют очки. Не стоит гоняться за журавлями, если располагаешь весьма солидными синицами...

Если сравнить McLaren в Спа с Ferrari в Монце, то сразу становится ясно, откуда взялись те 30 (пусть даже 15) очков преимущества в потерявшем актуальность споре двух команд. Замена мотора на автомобиле Массы в Австралии, дисквалификация Фелипе в Канаде, три технических отказа – именно эти события оказались решающими в ситуации, когда по чистой скорости соперники были практически равны. Конечно же, не стоит принижать достижения Скудерии – в Бельгии команда выступила превосходно, а Кими так и вовсе впору примеривать на себя корону лучшего гонщика сложнейшей трассы чемпионата. Вот только на трех оставшихся этапах Ferrari надо не только выигрывать самой, но и рассчитывать на осечки McLaren. А много ли их было в нынешнем году? Одна серьезная и несколько мелких в 28 стартах...

Все остальные на Гран при Бельгии вновь сражались в лиге В. Точнее даже было бы сказать, что одинокий Ник Хайдфельд оказался в B+, а вот преследователи немца собрались в собственно лиге В. BMW Sauber пребывает в уникальной ситуации – команда на четком третьем месте, и если подобная изолированность еще возможна для явного лидера или записного аутсайдера, то в середине турнирной таблицы такое, как казалось, просто нереальным. Ан нет. Впрочем, неполадки с мотором Роберта Кубицы показали большую условность всех подобных построений. А равно – на глазах растущую значимость квалификации. Даже на скоростных участках Спа поляк так и не смог одолеть многих более медленных соперников и впервые в сезоне добрался до финиша вне очковой восьмерки.

Все же остальные результаты более или менее укладываются в текущий расклад сил. Кто-то проехал чуть лучше (как Адриан Сутил, который выдал потрясающий стартовый отрезок), кто-то – чуть хуже (в первую очередь Хейкки Ковалайнен, для которого гирями на ногах стала тактика единственного пит-стопа). Аварий – что очень странно для Спа – на этот раз почти не было. Быть может, владельцы трассы самую малость переусердствовали в погоне за безопасностью, поэтому все ограничилось парой разворотов да разбитой подвеской Джанкарло Физикеллы – одного из главных неудачников бельгийского этапа. Кстати, если взглянуть на список сошедших, то там собрались все больше ветераны Ф1 – ДиСи, Физико, Вурц. Все ближе к этой категории и Дженсон Баттон, и лишь Себастьян Феттель оказался явно не на своем месте.

Подиум Гран При Бельгии

Теперь до финиша сезона остаются три Гран При и – будем надеяться – ни одного судебного заседания. Кто-то попытается «выстрелить» под занавес первенства, другие уже сосредоточили усилия на подготовке с 2008 году. Так или иначе, но победитель 58-го чемпионата Ф1 известен пока только в одном из двух зачетов. Рону Деннису было легко думать о солидных синицах, когда речь шла о борьбе с внешними соперниками. Теперь же проигравшим должен неизменно стать хотя бы один из его собственных парней. Между прочим, таких концовок Формула 1 не видела уже добрых 11 лет. Что ж, тем интереснее будет смотреть за событиями в Японии, Китае и Бразилии.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё