Гран При Монако: Пресс-конференция в среду

Первая тройка гонщиков: Хюлкенберг - Батон - Окон

Первая пресс-конференция

Участники: Дженсон Баттон (McLaren), Нико Хюлкенберг (Renault), Эстебан Окон (Force India)

Вопрос: Дженсон, победитель Гран При Монако 2009 года и чемпион мира – добро пожаловать! Вы вернулись в необычных обстоятельствах – как вы готовились к этому этапу, насколько хорошо знакомы с нынешней машиной McLaren?
Дженсон Баттон: Приятно вернуться в паддок и снова увидеть лица, которые за минувшие шесть месяцев я мог наблюдать только по телевизору. Подготовка прошла неплохо, если не считать того факта, что я не работал с машиной, а с новыми правилами это не лучший вариант. Была возможность провести половину дня в Бахрейне, однако там совершенно иная трасса, я счёл такую затею бесполезной и сказал команде, что мне лучше поработать несколько дней на симуляторе.

Гонщикам нравится симулятор, я много на нём тренировался, чтобы почувствовать обстановку. Знаете, многое осталось неизменным, но есть и нечто иное – при изменениях в правилах так всегда бывает, да и год от года технологии в принципе не стоят на месте. Пришлось кое-чему научиться, но передо мной та же гоночная машина – просто пришлось привыкнуть к тому, что теперь она немного шире.

Вопрос: На квалификации в Испании MCL32 в руках Фернандо Алонсо выглядела неплохо, а в Монако у команды, пожалуй, самые высокие шансы в сезоне заработать очки. Полагаю, после того, как в Барселоне в Sauber смогли финишировать в призовой десятке, для команды крайне важно добиться результата. Ваше кратковременное возвращение в гонки наверняка не подразумевает серьезных обязательств, но чувствуете ли вы, что должны непременно заработать очки?
Дженсон Баттон: Нет, я расслаблен и воодушевлен. Интересно вернуться всего на одну гонку – в Монако, на особый этап – я побеждал здесь раньше и прожил в Княжестве семнадцать лет. Но я не чувствую прессинга. Конечно, я запрыгну в кокпит и постараюсь сработать по максимуму – для этого я здесь. Такому же принципу я следую по жизни: нужно быть конкурентоспособным, выжимать максимум из себя, машины и команды.

В Барселоне MCL32 неплохо выглядела в квалификации, Фернандо сработал очень здорово, доказав, что машина способна ехать быстро. Я работал с обновленной спецификацией на симуляторе, прогресс был заметен, а сюда команда привезла дополнительные модификации. Если всё пройдет гладко, мы должны быть сильны.

Вопрос: Что ж, успешного уик-энда! Нико, три результативных финиша подряд, притом трижды по ходу нынешнего сезона вы квалифицировались в первой восьмерке. Похоже, дела Renault идут на поправку?
Нико Хюлкенберг: Ситуация начинает налаживаться. Особенно хорошо команда провела этап в Барселоне, сходы некоторых пилотов нам помогли, но в гонках такое случается.
В команде голодны до успехов и работают с максимальной отдачей – мы получаем новинки в каждый гоночный уик-энд. Этот подход помогает стабильно бороться за очки – такова цель на этот сезон. Посмотрим, удастся ли её реализовать, но ситуация выглядит многообещающей.

Вопрос: Год назад с Force India в Монако вам удалось квалифицироваться пятым. В чем секрет успешного результата в Княжестве?
Нико Хюлкенберг: В нужный момент проехать безупречный круг. Здесь сложно всякий раз повышать планку, ты просто постепенно обретаешь уверенность и выдаешь максимум в финальной фазе квалификации. Год назад мне удался отличный круг – постараюсь и в этот раз показать нечто подобное.

Вопрос: Эстебан, пять результативных финишей из пяти возможных, в Испании – лучший результат в карьере – пятое место. Блестящее начало сезона! Полагаю, вы довольны. Следующая цель – навязать борьбу Серхио Пересу и в итоге оказаться впереди него?
Эстебан Окон: Я доволен тем, как начался этот сезон с Force India. Целью были очки в каждой гонке, пока всё получается, да и машина постоянно прибавляет.

Впрочем, я мог добиться большего. В первых трех гонках я осваивался и если бы сразу собрал всё воедино, мог рассчитывать на большее. Но я рад, что заработал очки во всех прошедших гонках, что постоянно прогрессирую, приближаясь к Серхио – у нас с ним почти одинаковый темп, мы сражаемся на равных – я хочу, чтобы так продолжалось и дальше.

Вопрос: Вам не доводилось гоняться в Монако, хотя вы и выступали в сериях, этапы которых проходят в Княжестве. У Force India здесь весьма успешная история – в прошлом году обе машины финишировали в первой шестерке. Как в команде готовили вас к предстоящей гонке, и что вам самому удалось выяснить о Гран При Монако?
Эстебан Окон: К сожалению, я действительно не выступал в Монако, а в роли резервного пилота наблюдал за этапом со стороны. Впрочем, я хорошо знаю конфигурацию трассы, поскольку с детства не раз проезжал её в компьютерных играх! Еще я много времени тренировался на симуляторе, читал информацию в интернете, изучал записи с бортовых камер других гонщиков – например, с машины Дженсона…

Дженсон Баттон: С бортовых камер ветеранов!

Эстебан Окон: Да, ветеранов! Всё прошло неплохо, вряд ли я мог подготовиться лучше.

Вопрос: Прежде, чем мы передадим микрофон в зал, один вопрос для Нико и Дженсона. Насколько сложнее будет пилотировать более широкие машины по узким улочкам? Оценивать расстояние от защитных барьеров, атаковать, обгонять… Нико, ваше мнение?
Нико Хюлкенберг: Мы провели с новыми машинами уже несколько гонок и вполне к ним адаптировались. Да, завтра утром снова придется осваиваться, но не думаю, что это будет так уж трудно или займет много времени.

Дженсон Баттон: А я не пилотировал машину и не знаю, что вам ответить! Честно говоря, впервые опробовать MCL32 в Монако не такая уж плохая идея. Да, всем нам будет немного непривычно управлять более широкими машинами, но гонщик по-прежнему сидит строго по центру, так что проблем с оценкой пространства быть не должно.

Вопросы с мест

Дженсон Баттон

Вопрос: (Дэн Натсон) Дженсон, получив предложение вернуться на одну гонку, вы сразу согласились, или всё-таки думали – пусть даже пару секунд?
Дженсон Баттон: Я спросил у моих собак, и они сказали, что смогут прожить без меня эту неделю! Моя подруга тоже была уверена, что я должен выступить в Монако. Так что я согласился, и это было моё решение. Я мог отказаться, если бы не захотел. Сейчас я в предвкушении, хотя, разумеется, подготовка могла бы быть лучше, если бы у меня была возможность нормально поработать на тестах. В плане физических нагрузок проблем быть не должно, хотя вечером в четверг шея будет побаливать даже в Монако.

Хорошо, что в пятницу у нас выходной, есть возможность отдохнуть. Со мной приехал мой физиотерапевт, он поможет со всем справиться. Это интересный вызов, именно поэтому я здесь.

Вопрос: (Петер Фаркас) Дженсон, вам доводилось выступать в Монако на машинах с большей прижимной силой, но если бы этого не было, вы бы согласились принять участие в тестах в Бахрейне?
Дженсон Баттон: Всегда проще ответить «нет», поскольку в тот день я проехал бы максимум семнадцать кругов, да и трасса в Бахрейне сильно отличается от Монако. Что касается работы с настройками, то в моём распоряжении есть вся информация, которую только можно получить, и я посвятил немало времени её изучению. Важно понимать, как себя ведёт машина, как она реагирует в тех или иных ситуациях – это ключевые моменты, с которыми необходимо разобраться, но всё это можно сделать на симуляторе.

Машины стали шире, для меня это непривычно. Если говорить о шинах, с ними в последние несколько лет было непросто. Впрочем, нынешние составы смеси работают иначе, в любом случае придется осваиваться – благо, на это у меня будет пара дней. Тёплая погода наверняка поможет. Да, по ходу уик-энда наверняка будут непростые моменты, главное – успешно с ними справляться и выступать уверенно.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Вопрос для Нико и Эстебана. Гонщики говорили, насколько более изматывающими стали гонки в нынешнем сезоне. Не могли бы вы поделиться своим мнением – насколько сложнее сейчас выдержать дистанцию?
Эстебан Окон: Немного сложнее, но, честно говоря, я ожидал даже большего. Основное отличие в том, что теперь мы атакуем агрессивнее, поскольку позволяет ресурс шин. Но в целом, повторюсь, нам ненамного сложнее.

Нико Хюлкенберг: Да, гонки отнимают больше сил, но настоящее испытание ждет нас в Сингапуре и на трассах, которые из года в год считаются наиболее требовательными. Вот там мы почувствуем разницу. Пока же всё в порядке, мы серьезно подошли к подготовке и не чувствуем дискомфорта.

Вопрос: (Барна Жолдош) Дженсон, в прошлом году в Монце команда назвала вас одним из ключевых элементов инновационного состава из трех пилотов. Если это в самом деле так, почему вы колебались с ответом? Какова ваша нынешняя позиция в коллективе?
Дженсон Баттон: Ничего не изменилось – я по-прежнему являюсь послом команды, своего рода третьим пилотом, а в этот уик-энд получил возможность вернуться в кокпит. Я в любом случае планировал оказаться в Монако, но вместо того, чтобы сидеть в кресле и пить шампанское, буду заниматься своим делом – управлять машиной. Это удачная должность и интересный вызов!

Нико Хюлкенберг

Вопрос: (Эндрю Франкель) Нико, на вашем счету победа в «24 часах Ле-Мана», а в этот уик-энд Фернандо Алонсо попробует свои силы в «500 милях Индианаполиса». Если испанец выступит настолько успешно, насколько все ему желают, захотите ли и вы попытаться покорить «Старую кирпичницу»?
Нико Хюлкенберг: В данный момент ничего вне Формулы 1 меня не привлекает. Ле-Ман был отдельной темой – возможно, туда я еще вернусь, а Индианаполис мне пока не интересен. Возможно, в ближайшие несколько лет мнение изменится, но пока мне нравится выступать в Формуле 1.

Вопрос: Дженсон?
Дженсон Баттон: Как-то я никогда не думал про Инди-500 и был удивлён, когда Фернандо захотел там выступить. Но разным гонщикам могут нравиться разные вещи.

Лично я хочу когда-нибудь выступить в Ле-Мане, что может стать интересным опытом, и мне нравится атмосфера товарищества, окружающая эту гонку. Но для этого всё должно сложиться правильно, как это было в случае с Нико Хюлкенбергом. Кроме того, я хотел бы попробовать свои силы в NASCAR, думаю, это тоже было бы весело.

В этом году я уже побывал на одной из гонок этой серии по приглашению Джимми Джонсона, шоу мне понравилось. NASCAR очень отличается от других серий, но там свои сложности, причём очень серьёзные. Поэтому, кто знает? Еще мне нравится ралли-кросс, а вот Инди-500 – это не моё, по многим причинам…

Вопрос: Эстебан?
Эстебан Окон: Сейчас для меня Индианаполис или Ле-Ман не в приоритете, я хочу полностью сосредоточиться на Формуле 1. Я всегда мечтал сюда попасть, а теперь мечтаю добиться успеха. Не уверен, что и в будущем мне захочется испытать себя в Индианаполисе или Ле-Мане – скорее я займусь раллийными гонками.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Дженсон, следите ли вы за работой Фернандо в Индианаполисе и планируете ли в воскресенье наблюдать за гонкой?
Дженсон Баттон: Во сколько у них старт? В 18:00? Тогда, конечно, посмотрю! Я наблюдал, как Фернандо впервые работал с машиной IndyCar – видеть реакцию гонщика всегда интересно. Впрочем, еще интереснее было лицезреть реакцию Фернандо всякий раз, когда он покидал кокпит, а в следующую секунду его окружала толпа журналистов – мы знаем, насколько Алонсо любит общаться с вашими коллегами, наблюдать за ним в те моменты было даже занятнее, чем за пилотажем на трассе. Невероятно, сколь велико внимание к той гонке – это поистине фантастическое событие для спорта!

Посмотрим, что скажет Фернандо по возвращении. Конечно, мне интересно его выступление. Мы были напарниками на протяжении нескольких лет и соперниками еще более продолжительное время – посмотрим, как он себя покажет. Это совершенно иные гонки, там выступает немало талантливых спортсменов – поглядим, что получится у Алонсо. Квалификация для него прошла успешно, но гонка – отдельный случай, там много борьбы колесо в колесо, полное безумие на трассе! Желаю ему успеха, но главное, чтобы он остался цел и невредим.

Вопрос: (Лей Диффи) Дженсон, если вы еще не заметили, то по ходу уик-энда наверняка поймете, насколько в паддоке рады вашему возвращению…
Дженсон Баттон: Спасибо!

Вопрос: (Лей Диффи) Каково вам было оказаться в стороне?
Дженсон Баттон: Потрясающе! Но не имею ничего против паддока – приятно вернуться и вновь увидеть всех вас! Формула 1 многие годы была моей жизнью, невозможно просто уйти и обо всем забыть. Я рад снова оказаться здесь, увидеть друзей, коллег, журналистов, но моя жизнь вне Формулы 1 тоже складывается неплохо.

Сейчас я провожу много времени в одном месте, вместо того, чтобы путешествовать по миру, выполняя по три перелета в неделю. Честно говоря, сейчас мой график более напряженный, чем когда-либо, поскольку я целиком посвящаю себя своей страсти – триатлону. Я постоянно тренируюсь, еще прибираю за своими собаками…

Эстебан Окон: Неплохое упражнение на бицепс!

Дженсон Баттон: Согласен! В социальных сетях я наблюдал, насколько активно гонщики тренировались минувшей зимой. Видел, как Даниэль Риккардо стоит на швейцарском мяче с чем-то в руках – не знаю, какое отношение это имеет к Формуле 1, но смотрелось здорово! Парни неустанно выкладываются в тренажерном зале, это просто потрясающе, ну а я беспокоюсь лишь за мышцы шеи – в остальном сложностей быть не должно.

Вопрос: (Джо Ван Бьюрик) Нико, как проходит процесс доработки силовой установки Renault?
Нико Хюлкенберг: Неплохо, в компании сделали большой шаг вперед по сравнению с предыдущим сезоном. В прошлом году я не пилотировал машину с мотором Renault, по отзывам команды и других гонщиков прогресс есть, но предстоит многое сделать, чтобы сократить отставание от Ferrari и Mercedes. В ближайших гонках мы получим обновления силовой установки, пока всё идет по графику.

Вопрос: (Луис Деккер) Вопрос ко всем. Трасса в Монако особенная, какой поворот вы можете назвать любимым? Эстебан, вам, очевидно, придется ориентироваться на симулятор…
Дженсон Баттон: Любимый поворот… В случае с Монако это тот еще вопрос – здесь сложно выбрать какой-то один. Скажем, поворот Табак просто невероятный. Для большинства поворотов в Монако относительно просто определить апекс, но Табак слишком скоростной, там сложно найти апекс и правильно выйти. С барьерами ситуация тоже непростая – возможно, будь они иного цвета, это помогло бы. Из того, что я слышал, Табак и Бассейн с нынешними машинами проходить будет намного сложнее, чем годом ранее, и то же самое можно сказать о входе перед Казино. В случае с медленными поворотами разница окажется не столь заметной, но в скоростных поворотах будет ощущаться сполна!

Нико Хюлкенберг: Как заметил Дженсон, сложно обозначить какой-то один поворот – проще говорить о связках. Лично мне нравится участок от Mirabeau, затем Loews и далее два правых поворота на пути к туннелю. А еще скоростные Tabac и Бассейн – из кокпита они выглядят просто потрясающе, на каждом круге представляют серьезный вызов, но это по-своему весело!

Эстебан Окон

Вопрос: Эстебан, какого поворота вы ждете большего всего?
Эстебан Окон: Бассейн и следующая за ним связка правого и левого поворотов. Я не знаю названия всех, поскольку здешняя трасса для меня новая. Мне нравятся шиканы, и те четыре поворота подряд выглядят очень захватывающими и непростыми.

Вопрос: (Фил Данкан) Дженсон, что вы думаете о произошедшем на этой неделе террористическом акте в Манчестере? Будучи британским гонщиком, планируете ли вы каким-то образом почтить память погибших?
Дженсон Баттон: Ужасно, насколько часто подобные вещи случаются по всему миру и всё больше в Великобритании. У меня нет слов, мои мысли сейчас с пострадавшими. Больше всего ранит то… Знаете, важна каждая жизнь, но ведь там на концерт пришли дети. У меня детей нет, но я знаю многих, кто является родителями – невероятно, насколько бессердечными могут быть организаторы терактов!

Кроме того, эта неделя выдалась очень тягостной для многих людей из мира автоспорта, велоспорта и триатлона – Ники Хэйден покинул нас после нескольких дней борьбы. Всё это еще раз доказывает, насколько ценна человеческая жизнь, как важно дорожить каждым её моментом.

Вопрос: (Петер Фаркас) Нико, в Барселоне вам удалось заработать очки, но по чистой скорости уик-энд сложился для Renault не лучшим образом. Удалось ли разобраться в проблемах? Похоже, в медленных поворотах ваша машина выглядит лучше, чем в скоростных – это может помочь в Монако?
Нико Хюлкенберг: Я думал, всё наоборот – в скоростных поворотах мы эффективнее, чем в медленных. В любом случае, отчасти это зависит от трассы и шин. Темп на Medium в самом деле был далеко не лучшим, но у нас оказалась неплохая позиция, за которую мы изо всех сил держались. Когда температура шин не оптимальна, вы теряете в скорости – в каком-то смысле именно это произошло у нас в Барселоне с Medium. Очевидно, с более жесткими шинами нам сложнее работать – хорошо, что здесь у нас будут более мягкие.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Эстебан, с таким началом сезона что вы думаете о перспективах? Считаете ли вы, что уже в этом году сумеете заработать подиум?
Эстебан Окон: Подиум остается моей целью, надеюсь завоевать его как можно скорее. Столь удачный старт вселяет уверенность, я постоянно прогрессирую, отлично чувствую себя в коллективе. Команда встретила меня очень тепло, мы много работали – думаю, вместе нам по силам добиться очень высоких результатов. Надеюсь, впереди нас ждет еще немало успешных гонок, и, возможно, уже в этом году мы поднимемся на подиум.

Вопрос: Дженсон, вы прошли отбор на чемпионат мира по триатлону. Какие цели вы перед собой ставите?
Дженсон Баттон: Я слишком стар, в триатлоне навсегда останусь любителем и никогда не попаду в профессионалы. В Великобритании у нас немало талантливых спортсменов – братья Браунли, Холли Лоуренс, но для меня триатлон – способ превозмочь себя.

Мне нравится этот спорт, я приму участие в чемпионате мира, ну а если вы в нем участвуете, то, определенно, рассчитываете на победу. Такова и моя цель – я хочу победить в своей возрастной группе, не в профессионалах. На это было направлено немало усилий, так что жду с нетерпением. Соревнования пройдут в Чаттануге, штат Теннесси – думаю, будет интересно!

Вторая пресс-конференция

Гран При Монако. Вторая пресс-конференция в среду

Участники: Фелипе Масса (Williams), Даниэль Риккардо (Red Bull Racing), Паскаль Верляйн (Sauber)

Вопрос: Фелипе, начнем с вас. Наряду с Дженсоном Баттоном, с которым мы беседовали буквально только что, вы в конце прошлого сезона думали, что ваш заключительный Гран При Монако позади. Насколько важно получить еще один шанс выступить на улочках Княжества? Объявляя об уходе, думали ли вы, что вам будет не хватать этого этапа?
Фелипе Масса: Конечно! Гонка в Монако – это всегда вызов, и в прошлом году я думал, что буду по этому вызову скучать. Этап здесь всегда складывается по-разному, каждый год ты заново учишься проезжать многочисленные непростые повороты. В этот раз задача будет еще сложнее, ведь шины стали шире, машины тоже, а трасса осталась узкой. Помнится, Нельсон Пике сравнивал гонку в Монако с ездой на велосипеде в спальне – в этом году мы явно ощутим нечто подобное.

Даниэль Риккардо:
Мы выступаем на машинах, не на велосипедах.

Фелипе Масса:
Это сказал Нельсон Пике, не я.

Даниэль Риккардо:
Он тоже бразилец.

Фелипе Масса: Здорово, что Дженсон снова среди нас – я только что видел его внизу с журналистами, в паддоке ему все рады. Надеюсь, он выступит удачно – позади меня, но удачно, и насладится, вероятно, единственной гонкой, на которую вернулся.

Вопрос: Сезон складывается для вас весьма примечательно. Не считая гонщиков Ferrari и Mercedes, вы единственный, кому во всех пяти прошедших Гран При довелось стартовать из первой десятки. Во всех этих гонках вы финишировали, но заработали лишь 18 очков. Что происходит в воскресенье? Дело в стратегии, в невезении, в работе с шинами? Чего не хватает команде?
Фелипе Масса: Дело не в стратегии. В России я почти гарантировал себе шестое место, но получил прокол. В Барселоне было важно хорошо стартовать, я сразу прошел Серхио Переса и Фернандо Алонсо, но в первом повороте столкнулись две машины, мне пришлось сместиться вправо, но я не представлял, что Фернандо тоже постарается уйти правее. Машины слегка коснулись, одна из моих шин взорвалась. Я был впереди всей той группы, темп позволял удержать позицию, так что это было – невезение, гоночный инцидент? В любом случае, было очень досадно. Добейся я тех результатов, что были возможны в России и Барселоне, сейчас все рассуждали бы иначе.

Вопрос: Даниэль Риккардо, вы – обладатель прошлогоднего поула в Монако. После событий той гонки к вашей нынешней ситуации вполне применим термин «незавершенное дело». Полагаете, в этот раз характеристики машины вновь окажутся оптимальными для этой трассы?
Даниэль Риккардо: Посмотрим. Да, с прошлогоднего Гран При Монако остались незавершенные задачи, сделаю всё, что в моих силах. У меня позитивный настрой, достаточная уверенность. Команда подготовила новинки – некоторые из них были уже в Барселоне и обеспечили прогресс, правда, не такой существенный, как мы рассчитывали. Здесь новинок добавилось, они в большей степени адаптированы к этой трассе – надеюсь, прогресс будет существеннее, чем пару недель назад, и мы окажемся ближе к лидерам.

Вопрос: Удивительно, что со всеми доработками Red Bull Racing пока не сражается за поулы и победы. Реально ли команде достать лидеров, скажем, в ближайших гонках?
Даниэль Риккардо: Я на это надеюсь, но прогнозы делать сложно. В Бахрейне мы неожиданно сильно выступили в квалификации, затем подготовили новинки, но отставание не изменилось. В этот уик-энд у нас есть шанс. Если в квалификации собрать всё воедино, можно показать достойный результат. В Монако очень помогает уверенность в своих силах, ну а там посмотрим, что будет дальше. Ближайшие дни будут интересными!

Вопрос: Паскаль, в Испании вы добились лучшего результата в карьере – финишировали восьмым, блестяще реализовав стратегию с единственным пит-стопом. Что значил тот успех для вас и команды?
Паскаль Верляйн: Успех добавил мотивации. Начало сезона выдалось для нас очень непростым, потому здорово заработать очки уже в третьей для меня гонке. Сотрудники выкладываются по максимуму – как я уже сказал, результат прибавил сил. В Монако мы привезли кое-какие модификации – надеюсь, в будущем вы сможете чаще видеть нас на этих позициях.

Вопрос: Четыре заработанных очка позволили Sauber опередить McLaren, для соперников из Уокинга предстоящая гонка крайне важна. Насколько вы нацелены на то, чтобы не пропустить их вперед?
Паскаль Верляйн: Мы сосредоточены на собственной работе. До конца сезона еще далеко, мы просто стараемся выжать из машины максимум, а там посмотрим, каким окажется результат. Пока рано говорить о том, что команда старается удержать преимущество над McLaren.

Вопросы с мест

Вопрос: (Луис Деккер) Даниэль, ваш прошлогодний круг в квалификации был идеален? Насколько быстрее вы сможете проехать с новой машиной?
Даниэль Риккардо: Год назад я сделал всё, что мог, и остался доволен своей попыткой. Притом мне казалось, что на отдельных секторах машина могла бы сработать эффективнее, и результат был бы еще лучше. Помнится, в Casino чувствовалась недостаточная поворачиваемость, температура передних шин была неоптимальной, однако в остальном всё прошло удачно.

Сложно сказать, каким будет результат на этот раз. На отдельных трассах удавалось проезжать на 3-4 секунды быстрее, тогда как на других – всего на 1,5-2. Год назад в Монако время на круге было 1 минута 13,6 секунды – если получится выйти из 1 минуты 12 секунд, это будет очень здорово. Я бы ориентировался на эту цифру, но посмотрим.

Вопрос: (Лей Диффи) В прошлом году вас, по сути, лишили победы. Изменилось ли что-то в процедурах команды, чтобы подобное не повторилось?
Даниэль Риккардо: Да, в команде вернулись к давно зарекомендовавшей себя технике раздачи тумаков большими деревянными битами! Но помимо физической боли… Ладно, физической боли не было – по крайней мере, мне об этом не известно.

Меры мы предприняли уже на следующей гонке в Канаде, где в дополнение к системам радиосвязи в боксах появились экраны – с их помощью сотрудники лучше понимали, что происходит на трассе, тогда как одни лишь радиопереговоры, особенно в пылу борьбы, могли создавать сумятицу. В команде среагировали незамедлительно, что очень здорово.

Фелипе Масса (слева) и Даниэль Риккардо

Вопрос: (Жером Пагмайр) Фелипе и Даниэль, вы оба очень опытные гонщики. Что скажете о выступлении Эстебана Окона в нынешнем сезоне? Какие качества его характеризуют?
Фелипе Масса: Эстебан выступает очень здорово, с каждой гонкой набирается опыта и начинает соперничать с Серхио Пересом. В Барселоне парни из Force India сработали отменно – жаль, я не смог поучаствовать в этой борьбе. Эстебан демонстрирует неплохую скорость, постепенно прогрессирует – уверен, в команде им довольны.

Даниэль Риккардо: Эстебан быстр, он доказывал это и в младших сериях. Кажется, именно он боролся с Максом Ферстаппеном за титул в Формуле 3, и в итоге одержал верх – таланта ему не занимать. Ну а Макс себя уже проявил. Сейчас в Формуле 1 важно иметь минимальный вес, Эстебан, такое ощущение, весит всего 48 килограммов – это ему, определенно, помогает.

Вопрос: (Ливио Орихио) Учитывая ситуацию с шинами в нынешнем сезоне, возможно ли, что в случае выезда машины безопасности сразу после старта большинство участников проведет пит-стоп и поедет до финиша на одном комплекте резины?
Фелипе Масса: Вполне возможно. Если автомобиль безопасности даст шанс пусть не отыграть места, но остаться на хорошей позиции, многие постараются этим воспользоваться. Правда, для Монако вариант с единственным пит-стопом будет далеко не лучшим. На прошлом брифинге мы обсуждали этот вопрос с Чарли Уайтингом, и кое-кто из нас говорил, что обязательных пит-стопов должно быть минимум два – тогда гонка будет интереснее, появятся разные варианты стратегии – всё пойдет на пользу зрелищности.

Даниэль Риккардо: Думаю, вполне реально проехать всю дистанцию на одном комплекте шин. Возможно, следует подумать о специальной резине для Монако – это было бы интересно. Конечно, шины нужно тестировать, и говорить об этом проще, чем сделать, но было бы здорово получить специальные ещё более мягкие шины, с которыми неизбежно пришлось бы больше одного раза заезжать в боксы.

Паскаль Верляйн: В плане износа, как заметил Даниэль, проехать всю дистанцию с одним пит-стопом довольно просто – достаточно держать шины в нужном температурном диапазоне, что является ключевым требованием в нынешнем сезоне. В Барселоне наша схема с единственным пит-стопом сработала как раз потому, что мы сумели удержать шины в рабочем режиме. Ограничением выступает не износ, а температура – мы уже обсуждали, что выбранные для Сильверстоуна шины будут слишком жесткими, как слишком жесткими они оказались для Барселоны. Гонщикам хочется выступать на более мягких составах.

Вопрос: (Луис Деккер) Стоит ли с более широкими машинами ждать сложностей на первом круге? В первом повороте в Монако места не так много…
Даниэль Риккардо: Если я смогу повторить прошлогодний квалификационный результат, тогда об этом можно не беспокоиться! В остальном в Монако места всегда было недостаточно, а теперь машины стали на 20 сантиметров шире. Разница кажется небольшой, но если поставить все машины близко друг к другу, она сразу становится очевидной. Хороший результат в квалификации будет очень кстати.

Паскаль Верляйн

Паскаль Верляйн: Суббота здесь – важнейший день уик-энда. Некоторые повороты в Монако очень узкие, и в середине пелотона борьба там получится очень интересной.

Фелипе Масса: Как я говорил, в этот раз пилотировать будет сложнее. Временами в Монако мы практически касаемся барьеров – полагаю, в этот раз касаний будет больше, а кое-где этим дело не ограничится! Правда, расплата будет мгновенной. Для всех нас это дополнительный вызов, но, хочется верить, для всех уик-энд пройдет удачно.

Вопрос: (Ливио Орихио) Фелипе, трассы с высокими требованиями к прижимной силе не лучшим образом подходят Williams – как и в прошлые годы. Можно ли рассчитывать, что команда выступит успешно, или в Force India снова возьмут над вами верх?
Фелипе Масса: В предыдущие три годы именно трасса в Монако хуже всего подходила нашей машине – ощущения в кокпите были просто ужасными. Однако нужно помнить, что с тех пор правила изменились. Могу лишь сказать, что я настроен более оптимистично, поскольку на третьем секторе в Барселоне мы ехали не так уж и плохо, хотя в предыдущие три года там откровенно уступали. Возможно, у нас получится чуть иначе поработать с машиной, и она окажется более конкурентоспособной в Монако, чем в предыдущие три сезона.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё