Гран При Великобритании: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Автодром в Сильверстоуне – один из самых знаменитых и домашний для большинства команд Формулы 1, ведь почти все они, включая Mercedes, базируются неподалёку. Кроме того, Гран При Великобритании – самый старый этап чемпионата мира. 13 мая 1950 года он был первым в календаре Формулы 1, а в 2016-м Гран При пройдёт в Сильверстоуне в 50-й раз.

В 1950 году никто не знал, есть ли у этого чемпионата будущее – несколько предыдущих попыток объединить многочисленные Гран При в единую серию, чтобы определить лучшего гонщика на лучшей машине, закончились ничем. Так что для пилотов, принявших участие в той гонке, это был просто один из многих Гран При, но сегодня мы знаем, что Формула 1 пришла в автоспорт всерьёз и надолго – настолько, что уже к началу 80-х Гран При, не входящих в зачёт чемпионата мира, практически не осталось.

С тех пор Гран При Великобритании неизменно входил в календарь – этим может похвастать ещё только итальянский этап. За эти годы гонка проводилась на трёх разных трассах, но тогда, в 1950-м году, это был именно автодром в Сильверстоуне. Конфигурация несколько раз менялась, но в общих чертах совпадает с той, по которой гонщики гонялись 65 лет назад.

В Сильверстоуне важна эффективность аэродинамики, так что тут часто доминировали машины, построенные Эдрианом Ньюи, но в последние годы преимущество перешло к Mercedes. В 2013 году поул завоевал Льюис Хэмилтон, но в гонке у него (как и у многих других) взорвалась шина, и победу одержал Нико Росберг. В 2014-м поул достался Росбергу, но не повезло уже ему – отказала коробка передач, и выиграл Хэмилтон.

Поул в Сильверстоуне имеет не слишком большое значение – превратить его в победу удаётся редко. В Сильверстоуне можно обгонять, очень важна стратегия, велика нагрузка на машины и часто идёт дождь – в общем, победу на этой трассе можно заработать только в воскресенье, а вовсе не в субботу.

В Сильверстоуне важна мощность мотора, так что основными фаворитами можно считать пилотов Mercedes и Ferrari, но если пойдёт дождь, то предсказать победителя почти невозможно – история знает немало самых удивительных дождевых гонок в Сильверстоуне.

Ситуация в чемпионате тем временем накаляется всё больше. ...

Безусловно, Сильверстоун – одно из самых желанных мест для победы для большинства пилотов. Это не только легендарная, историческая трасса, но и домашний Гран При для большинства команд, сюда приходят сотрудники их баз, обычно не имеющие возможности смотреть гонку своими глазами, со своими семьями. Вообще, это один из самых посещаемых Гран При чемпионата – в прошлом году сюда пришли рекордные 140 тысяч человек.

В то же время в Великобритании записные фавориты побеждают не так уж часто. К примеру, Михаэль Шумахер выигрывал эту гонку всего три раза, причём впервые это произошло в 1998-м, и победа стала несколько курьёзной – Шумахер заехал в боксы на последнем круге, потом проехал ещё один круг в боевом режиме, и был уверен, что занял только третье место, и лишь на круге возвращения в боксы ему сообщили, что именно он стал победителем.

Себастьян Феттель победил тут лишь однажды, причём в 2009 году, когда чемпионом не стал, а в годы своего доминирования с 2010 по 2013 не смог выиграть в Сильверстоуне ни разу. В эти годы здесь побеждали Марк Уэббер, Фернандо Алонсо и Нико Росберг (хотя машины Mercedes ещё были не слишком быстры). В последние два года, к радости местных болельщиков, первым финишную линию пересекал Льюис Хэмилтон. От того, удастся ли ему сделать это в нынешнем сезоне, может зависеть судьба чемпионата.

О трассе…

Сильверстоун. 52 круга по 5.891 км = 306.198 км. 18 поворотов. Во все времена трасса в Сильверстоуне считалась очень скоростной, но в отличие от, скажем, Монцы, эта скорость достигалась не за счёт длинных прямых, а благодаря изобилию очень быстрых поворотов. За 65 лет поворотов прибавилось, трасса стала чуть медленнее, но остаётся одной из самых быстрых в календаре.

За связки скоростных поворотов трассу любят гонщики и не любят инженеры и специалисты по стратегии, поскольку они провоцируют потерю аэродинамической стабильности. Ещё одна особенность – малое число серьёзных торможений, где можно запастись энергией для MGU-K. Лишь 9% дистанции гонщики проводят на торможении, износ тормозов – низкий.

Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 330 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 66% дистанции круга (среднее значение), однако мотор почти постоянно работает на высоких оборотах, что приводит к значительному расходу топлива. Время, необходимое для пит-стопа – 25 секунд, что по современным меркам много – это заставляет команды выбирать стратегию с меньшим числом пит-стопов.

О резине…

Шины Pirelli

В Pirelli выбрали для Гран При Великобритании самые жёсткие составы: Soft, Medium и Hard. Такое сочетание в этом году использовалось пока только в Испании. Износ резины в Сильверстоуне достаточно высок из-за боковых нагрузок в скоростных поворотах, вроде Copse и Abbey. Именно поэтому три года назад гонку испортили многочисленные взрывы шин, из-за которых Pirelli пришлось менять их конструкцию по ходу сезона.

В то же время, в отличие от Барселоны, покрытие трассы не столь абразивное, а прохладная погода может снизить износ, но тогда возможны проблемы с прогревом. В Сильверстоуне практически каждый год по ходу уик-энда идёт дождь, так что командам может пригодиться промежуточная и дождевая резина.

Год назад в Сильверстоуне…

Льюис Хэмилтон

Уик-энды в Сильверстоуне редко обходятся без дождя. Прошлогодний Гран При едва не стал исключением, но ситуацию «спасли» последние минуты гонки, когда ходившие над автодромом тяжёлые тучи всё-таки вынудили пилотов перейти на промежуточную резину.

Льюис Хэмилтон начинал гонку с поула, хотя показать хорошее время было непросто: в FIA решили не засчитывать круги, на которых гонщики выезжали за пределы трассы в девятом повороте – в итоге были аннулированы 12 быстрых кругов, в том числе и в финальной сессии.

На формировочном круге остановилась машина Фелипе Насра, а когда её доставили в боксы, команда обнаружила поломку коробки передач – и бразилец не участвовал в гонке. На старте Фелипе Масса опередил гонщиков Mercedes, возглавив гонку, а его напарник опередил Росберга и вышел на третье место!

Старт Гран При Великобритании 2015 года

Практически сразу выехал автомобиль безопасности: Баттон вылетел с трассы после столкновения с Алонсо, Грожан после контакта с Риккардо зацепил машину Мальдонадо. Дженсон и оба пилота Lotus сошли. На рестарте Хэмилтон попытался атаковать Массу, но ошибся и пропустил ещё и Боттаса – гонку возглавили два гонщика Williams!

У британской команды появился отличный шанс на победу или даже дубль, но слабым местом Williams вновь оказалась стратегия. Сначала они не позволили обогнать напарника явно более быстрому Боттасу, а затем упустили момент, когда необходимо было позвать хотя бы одного из пилотов на пит-стоп. Хэмилтон побывал в боксах раньше, затем взвинтил темп на чистой трассе, и после того, как Масса и Боттас сменили резину, Льюис вышел в лидеры и легко оторвался от преследователей.

Борьба за победу на этом была бы закончена, если бы к концу гонки не пошёл дождь. Пилотам Williams он не помог, а вот Нико Росберг смог здорово прибавить, опередил Массу и Боттаса на трассе, и быстро догнал напарника. Однако Хэмилтон тут же свернул в боксы за промежуточной резиной, и не прогадал – дождь усилился, кругом спустя всем остальным тоже пришлось отправиться на пит-лейн.

Отыгрался за счёт более раннего перехода на промежуточную резину и Феттель – он заехал в боксы на том же круге, что и Хэмилтон, благодаря чему разом опередил обоих пилотов Williams. В итоге Масса и Боттас, в начале гонки претендовавшие на победу, не смогли подняться даже на подиум. Шестым финишировал Даниил Квят, уступивший Боттасу менее секунды.

Читайте ещё