Аргентина'54: Вода и медные трубы

Хуан-Мануэль Фанхио за рулём Maserati 250F в Аргентине
Гонка #33: 17 января 1954 года. Гран При Аргентины. Буэнос-Айрес
Поул Нино Фарина (Ferrari 625) - 1.44,8 (134.4 км/ч)
Лучший круг Хосе-Фройлан Гонсалес (Ferrari 625) - 1.48,2 (130,2 км/ч)
Победитель Хуан-Мануэль Фанхио (Maserati 250F) - 3:00:55,8 (112,863 км/ч)

Гран При Аргентины 1954 года открывал новую эру в Формуле 1. После двух лет по регламенту Формулы 2 на сцену возвращались машины с 2,5 литровыми двигателями. Перемены привлекли новых участников – в первую очередь, заводские команды Mercedes и Lancia. Кроме того, набирала силы Maserati, которая вывела на старт новую 250F, впоследствии ставшую легендарной.

Проблема заключалась в том, что Гран При Аргентины проходил 17 января, а следующая гонка чемпионата (не считая Инди-500) должна была состояться только 20 июня – почти через полгода! К тому же, южноамериканский этап был единственным, проходящим вне Европы, доставка машин обходилась несоизмеримо дороже. А так как в зачёт чемпионата всё равно шли не все результаты, а только пять лучших (из девяти), большинство команд решили, что нет смысла торопиться с подготовкой новых машин к первой гонке сезона.

Из-за этого гонку проигнорировали все британские команды, а также Mercedes и Lancia, которые пообещали выставить свои машины на старт позже по ходу сезона. Фактически в случае Mercedes это произошло только на четвёртом этапе, а в Lancia провозились с D50 до последней гонки. Но далеко не все пилоты согласились сидеть без дела так долго, и подписавший контракт с Mercedes Хуан-Мануэль Фанхио всё же вышел на старт домашнего этапа – в составе Maserati.

Команда привезла в Аргентину только две новые машины 250F, а ещё двум гонщикам предстояло выступить на старой A6SSG. В итоге новая машина досталась аргентинцам Фанхио и Онофре Маримону – не столько за спортивные заслуги, сколько за национальность. А Луиджи Муссо и принц Бира довольствовались старой машиной с новым 2,5-литровым мотором.

В Ferrari, после ухода Альберто Аскари в Lancia, лидером команды стал Нино Фарина, которому помогали Майк Хоторн, Хосе-Фройлан Гонсалес и Умберто Маджиоли. Все четверо выступали на новой Ferrari 625, по сути представлявшей собой всю ту же 500 F2, но с двигателем увеличенного объёма. Помимо двух этих команд и множества «частников», в Аргентину также приехала французская команда Gordini, но тягаться в скорости с итальянцами она не могла.

Хуан-Мануэль Фанхио на Maserati 250F

После трагедии 1953 года на «Автодроме имени 17 октября», как он назывался в те годы, были приняты меры, чтобы предотвратить появление людей на трассе. Зрителей по-прежнему было очень много, но полиция внимательно следила за порядком. Другим изменением стало то, что хотя в гонке использовалась та же конфигурация трассы, что и годом раньше, теперь пилоты ехали не по часовой, а против часовой стрелки. На время прохождения круга это, впрочем, мало повлияло.

После квалификации казалось, что расстановка сил по сравнению с предыдущим годом ничуть не изменилась, и Ferrari вновь одержит лёгкую победу. Нино Фарина уверенно завоевал поул, а второе время, уступив всего десятую, показал Хосе-Фройлан Гонсалес. Кстати, Фарине на этот момент было уже 47 лет, и он до сих пор остаётся самым возрастным обладателем поула в истории Формулы 1.

Новая Maserati страдала «детскими болезнями», машиной было трудно управлять. В команде решили эту проблему весьма оригинальным способом – они распилили раму на машине Фанхио в двух местах, чтобы сделать машину менее жёсткой. Это позволило аргентинцу показать третье время – правда, проиграв Фарине почти секунду. У Маримона дела шли ещё хуже – в квалификации он показал шестое время, но из-за недостатка запчастей перед гонкой вынужден был пересесть за руль прошлогодней машины с новым двигателем.

Утро 17 января встретило пилотов пасмурной погодой. Над автодромом висели тяжёлые тучи, готовые в любой момент пролиться дождём. Тем не менее, до старта он так и не пошёл, так что гонка началась на сухой трассе. Фарина уверенно захватил лидерство, Фанхио вырвался было на второе место, но не мог держать темп Ferrari, и пропустил сначала Гонсалеса, а затем и Хоторна. Гонсалес вторым местом не удовлетворился, на 15-м круге обогнал Фарину и захватил лидерство в домашнем Гран При. Тройка пилотов Ferrari стремительно отрывалась от Фанхио, к тридцатому кругу он проигрывал лидеру более 30 секунд. Всё шло к привычному тройному подиуму команды из Маранелло.

Однако затем на трассу обрушился настоящий ливень. Первые же капли дождя буквально смыли техническое превосходство Ferrari, позволив великому аргентинцу в очередной раз продемонстрировать свой талант. К тому же, пилотам Ferrari дождь принёс проблемы. Гонсалес как раз начал 32 круг, но не удержал машину на мокрой трассе и вылетел, потеряв много времени. Гонку возглавил Фарина, но только до въезда на пит-лейн: Нино вынужден был заехать в боксы, чтобы установить козырёк на шлем – обычно он его не использовал. На первой позиции оказался Хоторн, но ненадолго – каждый круг Фанхио проезжал на несколько секунд быстрее! Вскоре аргентинец оказался впереди, а Хоторна ещё и развернуло, после чего он откатился на четвёртое место.

Хосе-Фройлан Гонсалес сражается с реками воды на Гран При Аргентины 1954 года

К середине гонки дождь стих, и Гонсалес с Фариной вновь опередили Фанхио. Но это была лишь временная передышка, после которой ливень начался с новой силой, и не прекращался уже до финиша. Хоторн вновь вылетел и вернулся лишь при помощи зрителей – вскоре его, а также Жана Бера на Gordini, за это дисквалифицировали. Фанхио вернул лидерство, отрываясь всё дальше, но воды на трассе оказалось так много, что ему пришлось заехать в боксы за новыми шинами – на них механики вручную вырезали более глубокие канавки.

Этот пит-стоп вошёл в историю Формулы 1 несколько неожиданным образом. Менеджер команды Ferrari, Нелло Уголини, видел, как вокруг машины Фанхио суетятся пятеро механиков. Но правила тех лет допускали работу только трёх! Уголини ушёл писать протест, и, будучи абсолютно уверенным в его успехе, приказал передать пилотам, чтобы в борьбе с Фанхио они особенно не усердствовали. Аргентинец вернулся на трассу третьим, позади Фарины и Гонсалеса, но легко догнал и опередил соперников, после чего быстро от них оторвался. Гонка была остановлена на 87 круге после истечения трёхчасового лимита, и к этому моменту Фанхио опережал Фарину более чем на минуту, а Гонсалеса – почти на круг!

Местная публика устроила овацию своему герою, но Уголини был уверен, что результаты гонки скоро будут изменены: Фанхио ждала дисквалификация. Однако всё пошло совсем не так, как хотелось итальянцу. Организаторы отклонили его протест. Механиков на пит-стопе аргентинца действительно было пятеро, но работали с машиной при этом только трое – как и записано в регламенте. Спустя несколько дней это подтвердила и международная спортивная комиссия, куда обратился неугомонный Уголини. Фанхио был официально признан победителем Гран При Аргентины.

Другие новости