Гран При Монако: Превью этапа

Гран При Монако

В последнее воскресенье мая по традиции пройдет Гран При Монако. Гонка по улочкам княжества – один из символов Формулы 1, её визитная карточка. Впервые гонка в Монте-Карло прошла в 1929-м, с тех пор очертания трассы практически не менялись.

Лидером чемпионата впервые в этом году на этап приедет Льюис Хэмилтон. Четыре победы подряд позволили британцу ликвидировать последствия схода в Мельбурне, но его преимущество над напарником по Mercedes AMG Нико Росбергом – всего три очка. В Монте-Карло немец надеется нанести ответный удар – год назад именно Росберг завоевал здесь первую победу для команды в сезоне, а Хэмилтон тогда финишировал лишь четвертым.

Петер Нюгард* вспоминает Гран При Монако 1996 года

* – фотограф и журналист из Дании с 30 летним стажем в Формуле 1

Старт Гран При Монако 1996 года

Гран При Монако – это олицетворение гламура. В календаре нет более престижной гонки, сюда приезжают кинозвезды, члены королевских семей, самые богатые и влиятельные люди мира, но если говорить о журналистах и фотографах, то во всем календаре для работы нет места хуже. Сейчас пресс-центр расположен в здании бывшей школы, но 20 лет назад мы были вынуждены работать на территории парковки. Согласитесь, даже звучит это не слишком гламурно.

С тех пор многое изменилось. Паддок перенесли, он стал более просторным, пит-лейн расширен за счет более грамотного расположения временных гаражей, но даже сейчас для фотографов – это самый тяжелый этап в чемпионате мира. Чтобы переместиться с одной точки съёмки на другую, надо потратить вечность. Многие точки перекрыты, а улочки в Монте-Карло представляют собой лабиринт. Тем не менее все усилия окупаются отличными кадрами. Снимки из Монако невозможно спутать ни с какими другими.

Гонка 1996 года многим памятна из-за победы Оливье Паниса – первой и единственной для него самого в Формуле 1 и последней для Ligier, а также из-за того, что до финиша добрались всего три пилота. Однако для фотографов Формулы 1 этот уик-энд памятен не только поэтому.

В выходные погода была плохой, дождь то начинался, то переставал, но в ходе свободных заездов в четверг еще было солнечно. Именно в том году мы впервые обнаружили точку, с которой можно заснять загорающих девушек на фоне проносящихся машин – я думаю, практически все болельщики Формулы 1 видели такие кадры. С тех пор каждый уважающий себя фотограф обязан иметь в своем архиве хотя бы один такой кадр.

На протяжении долгого времени я работал не только фотографом и репортером, но еще и комментировал гонки для датского телевидения. Мы показывали не все Гран При в прямом эфире, только выборочные. Постоянные трансляции начались как раз в 1997 году, когда Ян Магнуссен подписал контракт со Stewart, но до этого мы показывали только некоторые этапы. Естественно, Гран При Монако был в их числе.

Я работал в паре с другим комментатором, выступал в качестве эксперта, поскольку к тому времени работал в Формуле 1 уже практически 15 лет. Но в этот уик-энд комментировать происходящее было очень сложно – тем более человеку, который зовется экспертом. Если в Монако идет дождь, гонка превращается в лотерею. Достаточно вспомнить, что было здесь в 2008 году, но в 1996-м Гран При получился еще более непредсказуемым. Я вынужден был отвечать на вопросы, давать экспертную оценку, хотя зачастую сам просто не понимал, что происходит.

Все лидеры сошли. Михаэль Шумахер стартовал с поула, итальянская пресса ждала от него победы, но он разбил машину на первом круге. У Дэймона Хилла отказал двигатель, а быстрее всех по трассе ехал почему-то Оливье. Условия постоянно менялись, пилоты были на разной резине, постоянно попадали в аварии – более запутанной гонки сложно представить. В довершение всего Дэвид Култхард, который в итоге финишировал вторым, гонку проехал в шлеме Михаэля. У него самого со шлемом что-то случилось, и Шумахер одолжил ему один из своих.

Ситуацию осложняло то, что в то время все комментаторы сидели в одном помещении. Бригады были разделены тонкими стенками. Нам досталось место рядом с финнами. Они обычно тихие, но проблема была в том, что моим коллегой, то есть экспертом на финском телеканале, был Кеке Росберг. Он отличный парень, у меня никогда не было с ним проблем, но он очень любит сигары. Заканчивая одну, он сразу закуривал другую, и к концу эфира сигарами пропахло уже все помещение. Я – ничего, но моему коллеге по эфиру стало нехорошо. Мы несколько раз просили Кеке перестать курить, но он просто отмахивался.

Гран При Монако с Marussia F1 Team

Макс Чилтон в Монако

Главный гоночный инженер Дэйв Гринвуд об особенностях настройки машин: "Гонка в Монако – уникальный со всех точек зрения этап. Здесь мы всегда настраиваем машины на максимальный уровень прижимной силы. Больше нигде угол атаки антикрыльев не бывает столь большим. Плюс нужны особенные настройки подвески, поскольку покрытие в Монако неровное".

Круг по трассе в Монако с Максом Чилтоном

Макс Чилтон

Монако – трасса для гонщиков, очень техничная и очень узкая, но если удается собрать круг, вы чувствуете настоящее удовлетворение – пожалуй, ни на одной другой трассе хороший круг не доставляет такого удовольствия.

 Про стены в Монако я всегда говорю, что к ним нужно относиться, как к друзьям: подпускать к себе настолько близко, насколько возможно, но соблюдать дистанцию. Это великолепная трасса, дышащая историей – мне всегда нравились исторические трассы, но Монако – это уникальное место.

На трассе есть несколько ключевых поворотов и один из них – первый. Для городской трассы это очень быстрый поворот, а в Монако кажется, что скорость ещё выше. Здесь главное не заблокировать колеса и не выехать из поворота шире, чем нужно, ведь никакого "шире" здесь просто нет.

Еще один ключевой поворот – вход в "Казино" после подъема. Два абсолютно слепых поворота подряд. После этой секции необходимо сразу сместиться правее, чтобы объехать огромную кочку. На телевизионной картинке её заметно не так хорошо, но если по ней проехать, в следующий поворот вписаться будет очень сложно.

Очередной ключевой поворот – это шпилька. Очень важно на входе сместиться максимально вправо, иначе вы просто не сможете уместиться в повороте на выходе, даже на самой маленькой скорости.

Туннель – невероятное место. Очень быстро, очень близко к стенам. Мы проходим его на полном газу, но на самом деле это поворот. В прежние годы из-за того, что это закрытое пространство, там было очень громко.

Ещё одна увлекательная секция – две шиканы возле бассейна. Очень быстро на входе, а затем машина начинает, как я всегда говорю, танцевать на поребриках. Одно из самых зрелищных мест во всем календаре.

Последний поворот тоже очень интересный. Дорога здесь с обратным уклоном, так что машина как бы сваливается на внешнюю стену. Очень легко допустить ошибку. Но это утверждение верно практически про каждый поворот в Монако».

текст: Олег Карпов

Читайте ещё