Гран При Малайзии: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Малайзии. Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, для вас это уже двадцать седьмая победа! По этому показателю вы сравнялись с сэром Джеки Стюартом, однако ситуация на трассе в районе 43-44 кругов была крайне напряженной. Расскажите об этом.
Себастьян Феттель: Борьба была очень плотной, колесо в колесо, а места на трассе едва хватало для обеих машин. Я действовал несколько поспешно, поскольку на финальном отрезке получил более мягкие шины и чувствовал, что могу ехать немного быстрее. Мне понравилось наше сражение, я все-таки оказался первым… Ситуация оставалась напряженной на протяжении всей дистанции, Марк ехал впереди, я упирался в трафик. В середине гонки я не был уверен в выбранной стратегии, однако ближе к финишу всё встало на свои места – сэкономленный комплект более мягких шин обеспечил чуть лучшую скорость.

Вопрос: (Мартин Брандл) Похоже, некий осадок остался – мы слышали, как по радио вам сказали: «Поздравляем, но тебе придется кое-что объяснить». Что скажете?

Себастьян Феттель: Ситуация напряженная, но если мы и должны что-то сказать, то сперва обсудим это внутри команды. Думаю, мне и Марку понравилась борьба. Впрочем, я оказался на верхней ступеньке подиума и, очевидно, радуюсь больше, но времени на разговоры у нас предостаточно.

Вопрос: (Мартин Брандл) Что ж, пора спросить самого Марка. Марк, вы отлично стартовали, шины неплохо отработали первый отрезок… Вам не всегда удавалось уверенно сорваться с места, однако сегодня в начале гонки вы были очень сильны…
Марк Уэббер: Да, первый отрезок удался. Старт на промежуточных шинах получился непростым, но мы удачно спланировали тактику и вовремя перешли на слики, после чего оставалось лишь контролировать ход гонки и следовать намеченному плану.

Пришлось какое-то время следить за Льюисом, но после финального пит-стопа команда сказала, что соперничество закончено, я перевел двигатель в щадящий режим и поехал к финишу. Я тоже был не прочь побороться, но так решила команда, причем, как всегда, мы обсуждали это ещё перед стартом. Нужно было следить за шинами и ехать к финишу, однако Себастьян решил иначе, и ему это наверняка сойдет с рук.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы удивились, когда он вас обогнал?

Марк Уэббер: Я перевел двигатель в щадящий режим и старался беречь шины. Мы знаем, что Себастьян быстрый гонщик, однако я огорчен итогом этого уик-энда. Команда сработала неплохо, я вижу здесь болельщиков из Австралии – спасибо, ребята! Я сделал всё, что было в моих силах.

Вопрос: (Мартин Брандл) Есть хоть какие-нибудь положительные выводы?

Марк Уэббер: Я хорошо провел гонку, уверенно стартовал на промежуточной резине, хотя возможностей ошибиться сегодня было немало – как в случае с Фернандо, что для него весьма необычно. В конце пришлось ехать достаточно осторожно, мы не выкладывались по максимуму, как обычно… Все лидеры сдерживали темп, стараясь сберечь шины.

Вопрос: (Мартин Брандл) Переходим к нашему третьему призеру, Льюису Хэмилтону. Льюис, вы тоже яростно боролись с напарником, но, похоже, все решила необходимость экономить топливо…
Льюис Хэмилтон: Верно. Команда сработала очень здорово, приятно подарить ей подиум, но, честно говоря, я искренне считаю, что на моем месте должен был быть Нико. Он провёл гонку гораздо лучше меня, а я был вынужден довольно долго беречь топливо и не мог держаться за лидерами. Тем не менее, мы все-таки взяли подиум, парни действовали потрясающе, я горжусь результатом!

Вопрос: (Мартин Брандл) Нико в довольно жесткой форме требовал разрешения вас опередить, однако Росс Браун запретил такое соперничество, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Именно. Не могу сказать, что чувствую себя комфортно, стоя сегодня на подиуме, но гонки есть гонки, будем работать дальше.

Вопрос: (Мартин Брандл) Не могу не спросить вас о том пит-стопе, когда вы едва не остановились в боксах McLaren. Вспомнили старые времена?
Льюис Хэмилтон: Да, я упредил Дженсона, как он сам упредил меня пару лет назад. За годы выступлений в McLaren я привык к их пит-стопам – не знаю, что заставило меня снова свернуть к ним. Парни, примите мои извинения!

Вопрос: (Мартин Брандл) Вы все – очень конкурентоспособные гонщики, и сегодня вы по-разному оцениваете эту гонку. Но, в конечном итоге, Себастьян, вы укрепили свое положение в чемпионате, пусть и не на долгосрочную перспективу…

Себастьян Феттель: Да, сезон очень долгий, приятно зарабатывать очки в самом начале, но о чемпионате думать пока рано. Сегодня команда здорово провела гонку, я лучше контролировал износ шин. Трасса подсохла очень быстро, но и на сухом асфальте у нас не возникло никаких проблем с резиной.

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, примите поздравления! Двадцать седьмая победа, вы сравнялись по их количеству с сэром Джеки Стюартом, причем в тот день, когда ваш главный соперник по чемпионату – Фернандо Алонсо – не заработал очков. В середине гонки вы сказали: «Я быстрее Марка, дайте мне проехать», однако в итоге сами решили этот вопрос. Как складывалась ситуация?
Себастьян Феттель: Стартовать на промежуточных шинах было по-своему интересно. Думаю, мы в целом верно определили момент для перехода на слики, хотя и слегка поторопились. В некоторых местах трасса выглядела практически сухой, тогда как на деле асфальт оставался влажным. Не помог и тот факт, что из боксов я выехал в трафик, потерял лидерство и откатился на третью позицию. После этого оставалось следовать к финишу, контролируя состояние шин, но на последних кругах темп был достаточно уверенным, а мой комплект шин позволял держать несколько большую скорость… Борьба была плотной, но, как вы сами можете видеть, я не очень-то доволен, поскольку сам допустил ошибку.

Нужно было оставить всё как есть. Я не намеренно игнорировал решение команды, а просто неверно оценил ситуацию и перехватил лидерство, чем сильно огорчил Марка. Хочу остаться честным и приношу свои извинения. Впрочем, знаю, мои слова не помогут напарнику, а в остальном команда здорово провела гонку. Мы уверенно контролировали состояние шин, и если подводить итоги… Я извиняюсь перед Марком, хотя результат такой, какой есть… Все, что я могу сказать, я не делал это намеренно.

Вопрос: Что именно вы имеете в виду? Было какое-то соглашение, которое вы нарушили?
Себастьян Феттель: Нет. Мы обсуждаем подобные ситуации перед каждой гонкой и не впервые соперничали друг с другом. По-моему, разница в скорости ближе к финишу была несколько неуместной – Марк пытался сберечь машину и шины, а я не собирался нарушать приказ команды, но должен был действовать более осмотрительно. В конце концов, обгон был крайне рискованным и мог оставить нас обоих вне гонки…

Вопрос: Марк, вы с Себастьяном не первый раз вплотную сражаетесь в гонке. Что ответите напарнику?
Марк Уэббер: Я доволен тем, как провел сегодняшнюю гонку, да и команда добилась неплохого результата. Честно говоря, перед стартом мы беспокоились о том, какой будет наша скорость по ходу дистанции. В наше время гонщики зачастую вынуждены ехать на 80% своего реального темпа, поскольку резина изнашивается слишком быстро – забудьте о тех временах, когда мы могли позволить себе гнать в полную силу и сжигать шины. Ситуация не из приятных, но она одинакова для всех.

Сегодня я обеспечил себе позицию, с которой можно было спокойно контролировать ход гонки, команда сообщала мне желаемое время круга в зависимости от состояния шин, а когда Себастьян и Льюис подобрались чуть ближе, я смог взвинтить темп и переиграл их на пит-стопе. Вплоть до финиша ситуация обещала быть самой благоприятной, я задумался, что решит команда, и стал готовиться к финальному спринту, когда мне сказали: «Гонка сделана, прессинга нет, необходимо сохранить шины до конца дистанции, у вас нет необходимости сражаться друг с другом». Я перевел двигатель в щадящий режим, следуя принятому у нас кодированному сообщению.

Я доволен тем, как я пилотировал сегодня, а в остальном… Эмоции ещё слишком сильны, и сейчас не лучший момент обсуждать произошедшее.

Вопрос: Льюис, поздравляем с первым подиумом за Mercedes! Впрочем, вы не выглядите счастливым. Вам тоже пришлось удерживать позицию, тогда как Нико ехал за вами до самого финиша. Расскажите о гонке.
Льюис Хэмилтон: Команда сработала здорово, и я счастлив представлять ее здесь. Парни всю зиму не жалели сил, очень тепло встретили меня, и финишировать здесь на третьем и четвертом местах – настоящее достижение. Впрочем, мне кажется, что я сижу здесь не вполне заслуженно – Нико должен был быть на моем месте, но так решила команда. С точки зрения борьбы в чемпионате, очевидно, было логичным оставить позиции без изменений. В любом случае, мои поздравления Нико – он пилотировал осмотрительнее и провел гонку лучше меня.

Вопросы с мест

Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) Себастьян, вы принесли извинения. Считаете ли вы, что вы, в какой-то степени, должны Марку победу?
Себастьян Феттель: Мы всего пару минут назад покинули кокпит, и я хотел бы поговорить об этом с Марком позже и наедине. Как я уже сказал, я не хотел нарушать установку команды, мы не раз обсуждали подобный расклад, и мне следовало действовать более обдуманно.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Льюис, когда после финиша Нико Росберг остановил машину в паддоке, он сказал команде: «Я запомню эту гонку». Вы тоже её запомните?
Льюис Хэмилтон: Конечно! Как я могу ее забыть?

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Вопрос ко всем. Я понимаю технические причины, по которым вы должны сдерживать темп под занавес гонки, и понимаю, почему команды заранее диктуют вам тактику, но если смотреть с позиции болельщика, разве можно приказывать гонщикам не атаковать друг друга? Все были буквально поглощены сражением между Себастьяном и Марком и крайне огорчены тем, что Росбергу не позволили атаковать Льюиса…
Марк Уэббер: Я сам остаюсь поклонником спорта и хочу, чтобы спортсмены до самого конца выкладывались по максимуму. Опять же, крайне редко два напарника вместе едут к финишу, и позиция команды… Мы не раз проходили через это, теперь ситуация несколько изменится, но такова Формула 1.

Когда за вами 500 сотрудников команды, мы с Себастьяном сражаемся бок о бок, и в результате я влетаю в стену, Михаэль Шмидт, возможно, радуется, но обрадуются ли наши парни? Даже если обстановка накаляется до предела, мы должны оставаться профессионалами, и сегодня мы выполнили свою работу, хотя ситуацию, в которой оказалась команда, простой не назовешь.

Об этом говорили, говорят и будут говорить: если у вас всего одна машина, проблем нет, и для некоторых команд один гонщик – оптимальный вариант, но столкновение на трассе между напарниками – худший вариант.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, ваше мнение?

Себастьян Феттель: Если говорить о гонке, я чувствовал себя более комфортно, поскольку мой комплект шин работал чуть лучше. Ну а в целом сценарий Гран При в наши дни совсем иной, чем раньше – приходится тщательнее следить за состоянием резины и пилотировать в условиях неопределенности.

Думаю, вы видели, как отлетают куски резины, как нелегко приходится гонщикам. Последнее, что хочешь в такой ситуации – получить прокол и не закончить гонку, и все мы не отказались бы от шин, способных выдержать большую дистанцию, но, как мне кажется, подобные проблемы будут с любой резиной. Как заметил Марк, у нас есть определенные обязательства перед командой и её сотрудниками, за команду выступают две машины, и это нужно всегда принимать в расчет.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Льюис, ваше мнение? Эта трасса беспощадна к шинам, но сохранится ли ситуация на других автодромах?
Льюис Хэмилтон: Возможно. Ресурс этих шин сложно контролировать: сегодня я не мог заставить их сохранять эффективность столько, сколько было необходимо. Впрочем, я еще на ранней стадии гонки был вынужден начать экономить топливо, но в любом случае шины… Знаете, мне это не вполне нравится – всё совсем не так, как раньше, когда мы могли атаковать в полную силу на протяжении всего отрезка, и резина не теряла в скорости. Сейчас ситуацию можно сравнить со ста долларами, которые ты должен осмысленно потратить за определенный период времени. Гонки стали другими, в них больше стратегии, чем чистой скорости…

Вопрос: (Мэтт Кох – pitpass) Себастьян, вы сказали, что ненамеренно нарушили приказ команды, но, как мне кажется, атака была вполне осмысленной. Как вы можете говорить, что не игнорировали установку команды, если целенаправленно атаковали напарника?
Себастьян Феттель: Я оказался в непростой ситуации, и мне сложно подобрать слова. Собственно, я сам поставил себя в такое положение и могу лишь извиниться перед Марком. Понимаю, сейчас сложно все объяснить, но атака действительно была, ведь я хотел обойти Марка, иначе бы даже не пытался, но я не хотел нарушать стратегию команды. Я просто ошибся.

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Льюис, вы сказали, что Нико очень осмотрительно провел гонку. Вам довольно рано стали говорить о необходимости экономить топливо, тогда как Нико получил подобное сообщение всего пару раз. Ваши машины заправлены ровно на дистанцию гонки, или вы пилотируете излишне агрессивно? В чём проблема с топливом?
Льюис Хэмилтон: Мы делали все возможное, чтобы угнаться за Red Bull Racing, которые сегодня выступали в другой лиге. Да, мы ехали довольно близко, но балансировали на грани, и моя машина неэкономно расходовала топливо. Команда рано попросила меня его экономить – очевидно, при заправке мы выбрали крайне агрессивный подход и немного просчитались.

Не знаю, как обстояли дела у Нико, но лично я терял немало времени, поднимая ногу с педали газа за сотню метров до поворота – уверен, нам по силам работать эффективнее. Опять же, Росберг не атаковал в начале отрезка, тогда как я старался удержаться за Марком и Себастьяном и, возможно, пилотировал слишком агрессивно, перегружал резину, но что поделать – таковы гонки.

Вопрос: (Кристофер Джозеф – The Vancouver Sun) Вопрос для Марка и Льюиса. Поскольку Формула 1 – командный вид спорта, и благоприятная обстановка в коллективе жизненно необходима, что сделаете лично вы для восстановления оптимального микроклимата в ваших командах?
Марк Уэббер: Пока рано говорить об этом, нужно найти оптимальный выход. Ситуация будет обсуждаться на следующей неделе, но я буду в Австралии, займусь серфингом, телефон будет отключен, а там посмотрим.

Льюис Хэмилтон: Сложно сказать, какие действия мы предпримем, но я обязательно поговорю с сотрудниками. Следует ли мне извиниться перед Нико… Я сказал ему, что он сработал фантастически. Пропущу ли я его, если окажусь в схожей ситуации в будущем? Скорее всего.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Марк, вы уже сказали, что эмоции ещё свежи, но приняли ли вы извинения Себастьяна? Когда напарник игнорирует приказы команды, заставляет ли это задуматься о вашем будущем в команде и Формуле 1 в целом?
Марк Уэббер: За последние пятнадцать кругов я успел о многом подумать.

Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action) Себастьян, понимаете ли вы, что в подобные ситуации в своё время попадали Сенна и Прост, Вильнев и Пирони, и если обстановка не нормализуется, вся команда может пострадать?
Себастьян Феттель: Зато у вас, журналистов, работы прибавилось, хотя дело касается меня и Марка. Мы уже попадали в определенные ситуации, пусть и не такие, как сегодняшняя, и в газетах всякое писали о наших взаимоотношениях.

Могу лишь сказать, что эти отношения - чисто профессиональные, и с этой точки зрения у нас нет проблем. Да, мы не лучшие друзья, поскольку сложно поддерживать дружеские отношения с кем-либо из гонщиков, но уважаем друг друга. Помню, как некоторые люди весьма неуважительно отзывались о Марке и его карьере, но я старался проследить весь его путь и потому отношусь к нему с большим почтением.

Да, мы не раз подвергали друг друга серьезному прессингу – как сегодня. Нечто подобное происходит в каждой гонке, но с точки зрения командного духа у нас никогда не было проблем. Похоже, вы мне не очень-то верите, поскольку в предыдущие три года я всякий раз финишировал в чемпионате выше Марка, но соперничество неизменно было острым.

Могу ли я сказать что-то кроме того, что допустил ошибку и не горжусь этим? Если бы у меня был шанс исправить ситуацию, я поступил бы иначе, но сейчас это не имеет значения. Уже ничего не изменить, но, возможно, в будущем у меня будет такой шанс, и я постараюсь объяснить это Марку и всей нашей команде.

Вопрос: (Трент Прайс – Richland F1) Марк, вчера оставались сомнения насчет шинного фактора и его роли в гонке, однако сегодня вы безупречно контролировали ситуацию. Полагаю, это добавляет уверенности на сезон в целом?
Марк Уэббер: Вы правы, перед началом уик-энда у нас были серьёзные сомнения. Отдельные серии кругов получались откровенно неудачными, но парни в Red Bull Racing не привыкли почивать на лаврах, особенно наш ключевой специалист – Эдриан Ньюи, который работает не жалея сил. Все это хорошо для новых поклонников спорта, но те, кто чуть дольше следит за чемпионатом и помнит прошлые времена, наверняка чувствуют, что сейчас команды не представляют, как сложится гонка. Лично я был удивлён, когда соперникам не удалось удержаться за нами – многие не могли поверить, но это факт.

А ещё я считаю, что шины для младших гоночных серий должны позволять молодым спортсменам учиться выжимать из машин максимум и атаковать на пределе. Когда Рафаэль Надаль и Роджер Федерер играют друг с другом, они посылают мячи под самую линию и ведут острую борьбу все пять сетов, и нам нравится такое зрелище. Так почему мы вынуждены ехать на восемь десятых медленнее, чтобы сберечь шины?

В будущем подобные ситуации будут возникать всё чаще, поскольку сейчас не ясно, кто на самом деле обладает хорошим темпом. Себастьян считает, что он был быстр только в середине гонки, но я могу ответить ему тем же. Гонки сводятся к задаче сохранить резину, сейчас они имеют мало общего с пилотированием на пределе. Да, мы с Себастьяном взвинтили скорость в середине последнего отрезка, но в целом сегодня никто не атаковал на максимуме. Не знаю, ответил ли я на ваш вопрос, но таково мое мнение.

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Марк, понимаю, эмоции еще сильны, но если ситуация повторится в будущем, последуете ли вы приказу перевести двигатель в щадящий режим и сохранять позицию, или проигнорируете его и постараетесь атаковать напарника?
Марк Уэббер: Не думаю, что смогу прямо сейчас ответить на ваш вопрос. За последние пятнадцать кругов гонки я о многом успел подумать – не только о сегодняшнем дне, но и о прошлых временах. Посмотрим, чем всё закончится. До следующей гонки ещё три недели.

Вопрос: (Анне Джунтини – L’Equipe) Мы знаем, что вы все – настоящие бойцы, и мы не вправе судить вас, но позвольте вопрос. Сможете ли вы, Себастьян, уступить победу Марку не в конце чемпионата, когда уже взяли титул, или наоборот, шансов уже нет, а ещё по ходу сезона, когда у вас будет такая же плотная борьба, но именно вы окажетесь впереди, а Марк – позади?
Себастьян Феттель: Кажется, мы уже отвечали на подобный вопрос в самом начале пресс-конференции. Нужно подумать об этом, а пока могу лишь сказать, что допустил ошибку и ничуть этим не горжусь. Если бы у меня был шанс повторить ту ситуацию, я поступил бы иначе, но для этого нужно совпадение множества факторов. В любом случае, этот момент останется в памяти…

Вопрос: (Гари Минаган – The National) Себастьян, Марк сказал, что успел о многом подумать на последних 15-ти кругах. О чём думали вы? Когда вы поняли, что допустили ошибку?
Себастьян Феттель: Я уже говорил, что атаковал не намеренно и понял свою ошибку лишь тогда, когда увидел реакцию команды. Мы перебросились парой слов с Марком, он ответил довольно резко, и тогда я осознал, что – простите за прямоту – свалял дурака.

Вопрос: (Питер Уиндзор – F1 Racing) Себастьян, почувствовали ли вы удар от машины Алонсо на первом круге?
Себастьян Феттель: Да, и был слегка удивлен. Мне удался неплохой старт, я сохранил лидерство в первом повороте, но все мы знаем, что это далеко не решающий фактор – есть ещё второй поворот и т.д. Я пытался защищать позицию, асфальт был скользким, машина нырнула во второй поворот, и здесь я почувствовал толчок – не знаю, от машины Фернандо или от кого-то ещё. Я посмотрел в зеркала, Ferrari оказалась довольно близко. Сложно сказать, что произошло дальше – по-моему, Фернандо продолжил борьбу, но Марк практически сразу прошел его. Лишь в конце гонки мне сказали, что Алонсо сошел, но я не в курсе, был ли причиной тот контакт.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем. Что должны думать болельщики Формулы 1, когда победитель говорит: «Мне жаль, на моём месте должен быть тот, кто финишировал вторым», а третий призер заявляет: «Я недостоин быть здесь, это место напарника, приехавшего четвертым»?
Себастьян Феттель: Для журналистов так даже лучше – есть о чём писать! До следующего этапа ещё далеко, и вам наверняка не придется скучать. Я же говорил о ситуации в целом и не сожалею о победе. Мы оба хорошо провели гонку, просто первым должен был финишировать Марк, а я допустил ошибку.

Люди могут думать так, как считают нужным, у каждого останется своё мнение, но я не знал о своей ошибке до тех пор, пока не снял шлем. Постараюсь реабилитироваться и для начала объясню команде, что на самом деле произошло.

Марк Уэббер: Я сам являюсь активным болельщиком, а всякий болельщик желает видеть свою избранную категорию идеальным миром. Мы хотим, чтобы соперничество было чистым везде – в футболе, боксе, велоспорте, но эта позиция отчасти наивна.

Я слежу за разными видами спорта, болельщики следят за Формулой 1 – невозможно охватить все детали, понять всю суть происходящего. Нечто подобное я испытываю, когда смотрю матчи Лиги Чемпионов. Опять же, некоторые вещи невозможно понять в силу этой самой наивности.

Льюис Хэмилтон: Мне нечего добавить.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё