Гран При Индии

Гран При Индии

Гран При Индии: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Индии. Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, скажите, вы не участвовали в проектировании этой трассы? Такое ощущение, что вы чувствуете себя здесь, как дома!
Себастьян Феттель: Это великолепно! Второй год подряд мне удается в субботу выиграть квалификацию, а в воскресенье – гонку. Здесь вручают очень красивые кубки, и я рад завоевать ещё один! Мне нравится эта трасса, я даже не знаю почему. Здесь очень органичная конфигурация, первый сектор немного медленный, несмотря на длинные прямые, но второй и третий просто замечательные, и, преодолевая их, ты получаешь настоящее удовольствие.

Огромное спасибо команде! Как я сказал по радио, все сотрудники трудятся с максимальным напряжением сил, и в успехе нет какого-то решающего фактора. Весь коллектив – как на трассе, так и на базе в Милтон-Кинс, выкладывается на 100%, именно в этом секрет такой конкурентоспособности. Приятно быть частью всего этого и наслаждаться победой!

Вопрос: (Мартин Брандл) Третью гонку подряд вы лидируете практически от старта до финиша. Последним, кому удавалось нечто подобное, был Айртон Сенна в 1989 году. Неплохая компания и свидетельство отличной формы!
Себастьян Феттель: Не говорите мне такие вещи! Мы все будем вечно помнить Айртона не только за его успехи и рекорды, но просто потому, что он был великим человеком. Приятно в чем-то повторить его достижения…

Вопрос: (Мартин Брандл) Фернандо, вы когда-нибудь отступаете? Такое ощущение, что вы намерены бороться до последнего...

Фернандо Алонсо: Сейчас очень непросто сражаться с Red Bull Racing, но мы никогда не сдаемся. Сегодня мы можем быть довольны и должны поздравить соперников с фантастическим уик-эндом. Поздравления Себу, но мы хотели бы праздновать не здесь, а после Гран При Бразилии – уверен, мы сможем этого добиться.

Вопрос: (Мартин Брандл) Сегодняшний результат не воспринимается с сожалением? Вам удалось вклиниться между гонщиками Red Bull Racing, однако вы ещё немного уступили в личном зачете…
Фернандо Алонсо: Да, мы проиграли очки, но итоговый результат соответствует нашим ожиданиям. Пока мы недостаточно быстры, чтобы соперничать с RBR, но сегодня уступили минимальное количество очков, финишировав на второй позиции. Следующие гонки сложатся для нас лучше.

Вопрос: (Мартин Брандл) Насколько быстра была ваша машина на прямых? Борьба на отрезке до четвертого поворота сразу после старта была просто потрясающей!
Фернандо Алонсо: На прямых мы быстры, но сцепления в поворотах по-прежнему недостаточно – надеюсь, в следующих Гран При ситуация изменится к лучшему. Сегодня я хочу поблагодарить всю команду за фантастическую скорость на прямых, позволившую нам с Фелипе провести несколько очень классных обгонов.

Вопрос: (Мартин Брандл) Марк, а вам пришлось всерьез постараться, чтобы заработать этот подиум…
Марк Уэббер: Для начала – огромное спасибо всем болельщикам: сегодня вы были просто потрясающими! Я получил удовольствие от борьбы, хотя было очень сложно войти в ритм из-за проблем с машиной. Льюис и Фернандо оказались крайне быстры, а отказ KERS не способствовал конкурентоспособности, но я доволен тем, как пилотировал сегодня, и надеюсь в Абу-Даби вернуться в борьбу за победу.

Вопрос: (Мартин Брандл) Получается, когда Алонсо промчался мимо вас на прямой, у вас не было заряда KERS, и вы не могли ничего ему противопоставить?
Марк Уэббер: Именно. Обороняться было очень трудно, ведь на выходе из того поворота KERS крайне важна.

Вопрос: (Мартин Брандл): Себастьян, полагаю, вы уже практически чувствуете желанный третий титул?
Себастьян Феттель: Точно так же его чувствует Фернандо и другие претенденты. Мы еще на шаг приблизились к победе в чемпионате, но до финала еще далеко, а в этом году мы не раз видели, как быстро может меняться ситуация. Впрочем, сегодня я счастлив, ведь мы провели отличную гонку, и все сложилось так, как мы хотели! Но это сегодня, а теперь необходимо все внимание уделить подготовке к Гран При Абу-Даби, так что впереди много работы. Нужно шаг за шагом двигаться к цели.

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, четвертая победа подряд – потрясающий результат! Что вы сами об этом думаете?
Себастьян Феттель: Вы верно заметили – результат фантастический, трудно заранее планировать нечто подобное, успех либо приходит, либо нет. Пожалуй, секрет в том, что мы не начали первую из четырех успешных гонок с мыслью, что выиграем все, а сосредоточились сначала на первой, потом на второй, третьей и, наконец, четвертой. Шаг за шагом. Как я уже сказал по радио, вся команда сработала просто невероятно, нет какого-то уникального фактора, обеспечившего такую конкурентоспособность.

Это прослеживается во всем: в пятницу мы без проблем выполнили намеченную программу и более-менее представляли, в чем необходимо прибавить, а инженеры на трассе и базе в Милтон-Кинс оказали нам неоценимую поддержку. Мы выжали из машины максимум в квалификации, а сегодня безупречно провели гонку. Пит-стопы тоже прошли без заминок – неудачи в боксах всегда запоминаются, но сегодня обошлось без неприятностей. Такие моменты требуют предельной сосредоточенности, и наши парни не подкачали! Никто из нас не думает о предыдущей гонке или о событиях предстоящей недели – все сконцентрированы на ситуации здесь и сейчас, а это лучший способ добиться максимального результата.

Мне понравилась гонка. В самом начале требовалось как можно скорее отъехать от Марка, чтобы он не смог задействовать DRS. В момент старта Марк среагировал очень здорово, в первом повороте было очень тесно, но я смог затормозить чуть позже, а затем удачно вышел из третьего поворота, оторвавшись не только от напарника, но и от остальных преследователей, после чего спокойно контролировал гонку. Мы были весьма конкурентоспособны на более мягких шинах, а вот на более жестких McLaren и Ferrari смогли сократить отставание. К сожалению, у Марка отказала KERS, но, как я уже заметил, мы все равно были не настолько быстры на более жестких шинах, как на более мягких. В любом случае, гонка сложилась потрясающе, я заработал очередной трофей и безумно этому рад!

Вопрос: Вам удалось проехать тридцать три круга на прикатанном комплекте более мягких шин – весьма неплохо!
Себастьян Феттель: Перед стартом никогда не знаешь, сколько выдержат шины, но уже после двух кругов стало понятно, что резина неплохо держит трассу, а если после 20-го круга она все ещё сохраняет эффективность, ты постепенно осознаешь, что дело идет к единственному пит-стопу.

Впрочем, один или два пит-стопа мы предполагали ещё до начала уик-энда. В пятницу шины без проблем выдерживали достаточное количество кругов, что и подтвердилось сегодня. Впрочем, так бывает далеко не всегда, иногда в воскресенье ситуация складывается иначе, поэтому мы старались подготовиться по максимуму. Но со временем я и команда поняли, что нет смысла разделять оставшиеся двадцать семь кругов на два отрезка, поэтому мы поступили так же, как большинство соперников, и просто перешли на более жесткую шину. Кажется, весь пелотон провел пит-стоп в интервале пяти – десяти кругов.

Вопрос: Кажется, Марк подталкивал вашу машину уже на пит-лейн – у вас закончилось топливо?
Себастьян Феттель: Я просто заглушил двигатель. Команда сказала мне припарковать машину под подиумом, но с прошлого года я не запомнил, где он находится. Пожалуй, это стало единственной моей ошибкой за весь уик-энд. Впрочем, это уже не важно. Марк просто подтолкнул меня на пит-лейн – он славится такими вещами! Кажется, в 2011-м на Нюрбургринге он подвез Фернандо до боксов после того, как тот остановился на трассе. Спасибо, Марк, что подтолкнул меня до закрытого парка!

Вопрос: Фернандо, как сказал Мартин Брандл, сегодня мы наглядно убедились в эффективности вашей DRS. Два потрясающих обгона в самом начале гонки – сперва с парой McLaren, а затем с Марком!

Фернандо Алонсо: На первом круге мы не можем использовать DRS, я воспользовался слипстримом, хорошо вышел из третьего поворота и сразу опередил обоих гонщиков McLaren. Они как раз боролись между собой и, очевидно, забыли о моем присутствии – мы едва не сцепились, однако мне удалось без повреждений выйти из четвертого поворота уже впереди Хэмилтона. Дженсон неплохо оборонялся в шестом повороте, так что по итогам первого круга я оставил позади только Льюиса, но чуть позже я провел атаку за счет лучшей скорости, а в схватке с Марком задействовал уже KERS и DRS. Судя по всему, Марк ехал без KERS, так что разница в скорости была огромной, обгон не составил труда.

Вопрос: Полагаю, вы довольны сегодняшним вторым местом. Вы уступили Себастьяну совсем немного!
Фернандо Алонсо: Да, приятно понимать, что в гонке нам по силам соперничать с Red Bull Racing. В квалификации мы пока не можем претендовать на поул, но на длинной дистанции дела обстоят намного лучше. Сегодня мы еще раз в этом убедились – кроме того, команда выбрала отличную стратегию, а мне удалось хорошо стартовать, держать стабильно высокую скорость и контролировать состояние шин. Все сработало, как надо, я атаковал на каждом круге и в итоге заработал второе место.

Вопрос: В таком случае, каков ваш прогноз на этап в Абу Даби?
Фернандо Алонсо: Нужно подготовить новые детали, чтобы повысить конкурентоспособность машины и приблизиться к Red Bull Racing как в субботу, так и в воскресенье. До конца сезона осталось всего три гонки, главная цель – титул, поэтому нам необходимо зарабатывать очки и по возможности финишировать впереди Себастьяна – не важно, на какой позиции. Получится выиграть – замечательно, однако для этого нужен серьезный шаг вперед. В настоящий момент мы не можем претендовать на первые места…

Вопрос: Марк, неплохой старт!
Марк Уэббер: Согласен. Жаль, что стартовый отрезок здесь не такой длинный, как в Барселоне или Малайзии. Тем не менее, мне удалось пристроиться в воздушный мешок, а в первом повороте было важно занять внутренний радиус… Мы с Себастьяном подъехали к нему практически одновременно, ситуация была крайне напряженной, а я еще в прошлом году на примере Фернандо убедился: если тормозить слишком поздно, можно оказаться далеко за пределами трассы. В итоге Себ проскочил первым, а я опасался, что ещё кто-то из соперников чуть лучше сработает на выходе…

Нужно было без проблем преодолеть третий поворот, и я неплохо вышел из него. На первом круге сложно создать отрыв, но я воспользовался слипстримом от машины Себастьяна, а чуть позже вошел в свой ритм.

Вопрос: Ближе к концу первого отрезка вы начали терять время и наверняка хотели провести пит-стоп, но не могли этого сделать. Что вы чувствовали в тот момент?
Марк Уэббер: На самом деле, меня вполне устроил выбранный момент для пит-стопа – приятно немного дольше задержаться на трассе, ведь нужно было следить за действиями Фернандо. Собственно, я начал терять темп не из-за шин, а из-за отказа KERS. Когда система начала сбоить, пришлось корректировать баланс тормозов и другие настройки. Парням на пит-лейн пришлось всерьез постараться, чтобы облегчить мою работу в кокпите.

Последнее, что можно желать при тактике с единственным пит-стопом, это блокировка передних колес, ведь нам требовалось проехать как можно больше кругов. Отказ KERS добавил головной боли, пришлось реагировать и заезжать в боксы сразу после Фернандо. Смена шин прошла без проблем, более жесткая резина изнашивалась несколько медленнее, однако и контролировать её состояние было немного сложнее.

Мне удалось отъехать от Фернандо, войти в ритм, KERS то возвращалась, то снова отказывала, а затем… Знаете, отстававшие на круг гонщики попросту игнорировали синие флаги! Эти парни не представляют, сколько времени мы теряем из-за них в скоростных поворотах – до секунды на секторе, причем со мной это произошло дважды! Да, таковы гонки, но нельзя допускать подобного поведения, когда три гонщика вовсю сражаются за высокие позиции. Фернандо повезло чуть больше, он снова подобрался ко мне, и с неработающей KERS я ничего не мог ему противопоставить. Да, я занял внутреннюю сторону трассы, однако у Ferrari было гигантское преимущество в скорости.

Потом я атаковал до самого финиша и остался вполне доволен третьим местом и своим пилотажем. Я сработал неплохо, однако этого оказалось недостаточно – мы вполне могли заработать больше очков. Ну а Себа я поздравляю с победой!

Вопрос: Насколько сильным был прессинг со стороны Льюиса ближе к финишу?
Марк Уэббер: Пришлось поднапрячься, а езда по прямой без KERS не добавляла энтузиазма. Мне повезло, что на пятьдесят седьмом круге Льюис ошибся в третьем повороте – он начал подъезжать совсем близко, а мне нужно было во что бы то ни стало удержать его за пределами зоны активации DRS. Если бы Льюис смог задействовать систему, у меня не осталось бы шансов. Ещё пара кругов, и я потерял бы подиум…

Вопрос: Когда у вас начались проблемы с KERS?
Марк Уэббер: В районе двадцатого круга. Сперва система то отключалась, то активировалась снова, а затем вовсе отказала.

Вопросы с мест

Вопрос: (Винаяк Панде – Hindustan Times) Фернандо, вчера вы сказали, что не сомневаетесь в том, что завоюете титул. После сегодняшней гонки вы все еще придерживаетесь такого мнения?
Фернандо Алонсо: Конечно. Вчера в чемпионате оставалось разыграть сто очков, после сегодняшней гонки остается еще семьдесят пять, а я уступаю только тринадцать. Нам просто нужно прибавить, ведь сейчас мы недостаточно быстры – особенно по субботам. Надеюсь, в Абу Даби и США ситуация изменится в нашу пользу. Гонки длинные, проблемы с KERS могут случиться у каждого – у Марка, у Себастьяна, у меня самого. Будет разыграно много очков, и я верю в свои шансы.

Вопрос: (Винаяк Панде – Hindustan Times) В какой из трех оставшихся гонок Ferrari, по-вашему, будет наиболее конкурентоспособна?
Фернандо Алонсо: В Бразилии – надеюсь, этот Гран При принесет желанную радость.

Вопрос: (Судхир Чандран – Chequered Flag) Позади уже второй Гран При Индии. Есть нечто такое, что отличает этот этап от других? Может, болельщики?

Себастьян Феттель: Каждая гонка по-своему уникальна. Мы всего второй раз выступали в Индии, и пока все отзывы гонщиков о трассе были весьма положительными. Здесь нелегко добиться оптимальной эффективности шин на единственном квалификационном круге и нелегко поддерживать её на протяжении всей дистанции, но мы любим принимать вызов! В некоторых поворотах – скажем, в 15-м – всегда кажется, будто что-то идет не так, и вы всякий раз пытаетесь пройти его немного лучше. Трасса заставляет ехать на пределе, и нам это по душе. Никто не любит допускать ошибки, однако сложные автодромы всегда будут пользоваться особой симпатией гонщиков.

Кроме того, Индия очень интересная страна. Год назад я уже успел кое-что посмотреть и в этот раз вижу существенные перемены. Паддок нам вполне привычен – он обычный для Формулы 1, однако окрестности трассы и город Дели не похож на то, что мы наблюдаем за пределами других автодромов. В чемпионате всего пара таких этапов, и Гран При Индии – один из них. Численность населения в стране составляет более 1,3 миллиарда человек, и увидеть их жизнь, их культуру – это нечто необычное.

В Европе желания людей безмерны, деньги играют первостепенную роль, тогда как здесь потребности намного проще, деньги не так важны, и совершенно не принципиально, насколько ты молод или стар. Для индийцев главное – быть здоровыми и наслаждаться жизнью с семьей и детьми. Если сравнивать Индию, скажем, с Германией, где я вырос, это словно два полюса, две крайности, но мне приятно видеть, насколько здешние жители радостны и дружелюбны. Хотелось бы чуть дольше попутешествовать по стране и больше обо всем узнать, а что касается паддока – он везде одинаковый. Через неделю в Абу Даби он будет точно таким же, хотя Объединенные Арабские Эмираты – совсем другое государство.

Марк Уэббер: Хороший вопрос и достойный ответ.

Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, на последних кругах ваша машина цепляла днищем асфальт. Это стоило вам потери времени? Похоже, проблема постепенно самоустранилась…

Себастьян Феттель: Да, я заметил это, когда догнал отставшего на круг Тимо Глока и чуть сильнее разогнался на прямой – из-под днища сразу полетели искры. Думаю, по ходу уик-энда вы могли наблюдать нечто подобное и на других машинах, но вряд ли это можно считать серьезной проблемой – я не почувствовал каких-то изменений в балансе.

Оставшиеся круги прошли без заминки, но я видел в зеркалах, как Тимо немного сбросил скорость – очевидно, он слегка испугался! Нужно проанализировать ситуацию, однако она не стоила нам каких-то потерь времени.

Вопрос: (Шридхар Поддар – Sakal Media House) Себастьян, вы каждый раз находите слова для сотрудников команды на базе в Милтон-Кинс, для тех, чья работа зачастую не видна. Похоже, у вас какая-то особая связь с коллективом, а это играет весомую роль в успехе любого гонщика – не важно, претендует он на титул, или нет. Не могли бы вы рассказать чуть подробнее о ваших отношениях с механиками и другими специалистами Red Bull Racing?
Себастьян Феттель: Думаю, мы с Марком можем ответить одинаково, поскольку очень тесно сотрудничаем с нашими специалистами. Двадцать гонок, предсезонные тесты – мы проводим немало времени на базе команды и взаимодействуем с каждым сотрудником – механик он, инженер или ещё кто-то. И ты всегда знаешь, с кем имеешь дело. Когда приходишь в новый коллектив, всегда требуется время, чтобы познакомиться со всеми, но сейчас в команде потрясающая атмосфера. Не знаю, как нашим парням это удается, ведь они спят максимум пару часов в сутки, стараясь подготовить машины и предоставить мне и Марку наилучшие шансы на удачную гонку, тогда как в Милтон-Кинс инженеры непрестанно пытаются придумать нечто новое.

Сложно сказать спасибо каждому, ведь в команде работает немало сотрудников, однако каждый из них вносит свой вклад. Сегодняшний результат или успехи двух предыдущих лет – это не только моя заслуга, Эдриана Ньюи или еще кого-то. Это общее достижение всей команды. Каждый выкладывается по максимуму, у нас немало талантливых людей с блестящими идеями. Конечно, есть ключевые специалисты, но дух един, и мне приятно быть частью всего этого.

Вопрос: (Л.П. Шахи – The Telegraph India) Себастьян, вы сказали, что успех не сводится к какому-то одному фактору. Может быть, вы просто недооцениваете свою собственную роль?
Себастьян Феттель: Нет, именно так я и рассуждаю. Конечно, в квалификации или гонке многое зависит от меня самого: если я совершу ошибку, результат будет неудачным, а если сработаю безупречно, возможен успех. Однако за всем этим стоит огромная работа, и она не сводится к одному кругу в квалификации или конкретному результату в отдельно взятой гонке. Поэтому я придерживаюсь такой точки зрения и считаю, что каждый из наших сотрудников выкладывается по максимуму.

Конечно, мою ошибку измерить проще: если я потерял полсекунды в последнем повороте, легко сказать, что вместо 1:30 я мог бы проехать круг за 1:29.5. Вклад каждого специалиста оценить намного сложнее. Механики в боксах готовят машину, репетируют пит-стопы – их участие трудно выразить в виде средней скорости на трассе или времени на круге, однако легко понять, когда сравниваешь неудачный Гран При и тот, в котором заработал немало очков. Иногда успех достигается благодаря единственному специалисту, вовремя предотвратившему проблему, и наоборот – подчас небольшая ошибка одного человека стоит команде хорошего результата. Поэтому совершенно справедливо утверждать, что мы и побеждаем, и проигрываем вместе.

Вопрос: (Луиджи Перна – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, если судить по вашей скорости в сегодняшней гонке и итоговому результату, можно ли считать, что это было ваше лучшее выступление по ходу нынешнего сезона?
Фернандо Алонсо: Сложно сказать. Я горжусь результатом в Валенсии, Малайзии, Монце и других гонках, где мы боролись от старта до финиша, а сегодняшнюю, определенно, можно причислить к таковым, поскольку я атаковал от первого до последнего круга, не рисковал при обгонах и остался доволен своим выступлением.

Вопрос: (Дэн Натсон – Honorary) Себастьян, в Internet ходит немало слухов о вас и Ferrari. Не могли бы вы ответить здесь и сейчас: имеют место быть какие-либо соглашения или переговоры между вами и итальянской командой?
Себастьян Феттель: Это было бы забавно! Нет, мне нечего вам ответить, я не подписывал никаких документов, моя ситуация не меняется, а слухи нелепы – не представляю, откуда они появляются. Всякий раз удивляюсь, когда приезжаю на трассу, и мне задают подобные вопросы. Я вполне счастлив там, где нахожусь.

Единственное, что я мог бы сказать – нет никаких оснований писать нечто такое. Невозможно знать всех сотрудников команды, не всегда получается побеседовать с каждым из них, и если – мне трудно об этом говорить – подобные сообщения появляются в прессе, возможно, на базе команды действительно присутствуют какие-то опасения, но я на 100% верю в этих людей, они на 100% верят в меня, и я готов заявить лишь следующее: я по-настоящему счастлив в Red Bull Racing.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Себастьян, когда за десять кругов до финиша Фернандо прошел Марка, опасались ли вы, что он сумеет догнать вас и одержит победу?
Себастьян Феттель: Никогда не бываешь на 100% уверен в успехе. Я с самого старта пытался создать отрыв, чтобы потом иметь возможность контролировать ход гонки. Мне сообщили, что Фернандо вышел на второе место, а у Марка возникли проблемы – как сказал сам Марк, без этих неприятностей он наверняка остался бы впереди. Кроме того, я уже говорил, что на более жесткой резине Ferrari и McLaren были очень быстры. Впрочем, я и на финише имел такое же преимущество, какое было у меня в тот момент, когда Фернандо стал вторым, так что я держал ситуацию под контролем.

Вопрос: (Франк Шнайдер – Bild Zeitung) Вопрос для Фернандо и Себастьяна. Себастьян, есть нечто такое, что вы хотите прямо сейчас получить от Фернандо, и наоборот – Фернандо, есть ли нечто такое, что вы хотели бы получить от Себастьяна?
Себастьян Феттель: Могу я… Ага, у тебя есть кепка. Я хотел попросить у него кепку, но у него… Впрочем, где ты ее взял?

Фернандо Алонсо: Я могу подарить ее тебе, однако же, не понимаю…

Себастьян Феттель: Думаю, каждый из нас доволен тем, что имеет.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости