Гран При Китая

Гран При Китая

Гран При Китая: Историческое превью этапа

Шанхай

Китайский рынок настолько важен для представителей всех деловых кругов, что вопрос появления в календаре Формулы 1 этапа на территории Поднебесной оставался лишь делом времени. Первая попытка, правда, оказалась неудачной – трасса в Чжухае значилась лишь в предварительной версии календаря 1999 года, а из окончательной исчезла из-за невнятных «проблем с логистикой».

Спустя пять лет всё сложилось куда лучше. Международный автодром Шанхая при огромном стечении публики принял первый национальный Гран При. Трасса с бесконечно длинной прямой и 270-градусным первым поворотом, чьи чертежи разрабатывались в недрах Tilke GmbH, была возведена на бывшем болоте, причем территориально не в самом Шанхае, а в небольшом – с населением всего 500 тысяч человек – пригородном поселке Цзядин, прежде известном лишь как место проживания студентов шанхайского университета.

С тех пор гонка здесь проходила ежегодно, в 2009-м её перенесли с поздней осени на середину весны, что лишь усилило вероятность дождя, который не раз преподносил сюрпризы поклонникам Формулы 1. Одним из них была ошибка Льюиса Хэмилтона образца 2007 года, когда крохотный островок безопасности встал непреодолимой преградой на пути британца к чемпионскому титулу.

Этот сход, кстати, остаётся пока единственным за семь лет для победителей квалификации. Четырежды обладателю поула удавалось довести гонку до победы, а в 2006-м Михаэль Шумахер смог выиграть, стартовав только шестым.

Главным местом для обгона в Шанхае остаются «шпилька» после самой длинной прямой, а также первый и шестой повороты. Их же можно причислить и к самым аварийно-опасным местам, пополнив этот список профилированным виражом, что выводит на знаменитую прямую.

Самое, пожалуй, примечательное происшествие, имевшее место в Китае – одновременный «отстрел» двух передних колес на Toro Rosso Себастьена Буэми во время прошлогодних тренировок.

Машина безопасности использовалась по ходу трех шанхайских этапов – причем в тех гонках, когда это случалось, работа для её водителя по ходу дистанции неизменно находилась дважды. В Шанхае команды в третий раз подряд получат знакомые шины составов Hard и Soft, причем в пятницу будет предоставлен один комплект жесткой резины сверх обычной квоты.

Феттель, Алонсо, Уэббер и Баттон следуют за машиной безопасности на первых кругах Гран При Китая 2009 года

В 2009 году слики участникам китайской гонки не понадобились вовсе. В Цзядине лило так, что даже редкие смельчаки, рискнувшие попробовать промежуточную резину, после пары кругов были вынуждены возвращаться в боксы за спасительным Heavy Rain. Началось же все и вовсе с восьми кругов позади судейской машины – так велики и глубоки были лужи.

В первой половине того сезона благодаря двойному диффузору огромное преимущество имели пилоты Brawn GP, однако в Китае ни Дженсону Баттону, ни Рубенсу Баррикелло не удалось попасть на субботнюю пресс-конференцию. В квалификации лучшую скорость показали напарники по Red Bull Racing Себастьян Феттель и Марк Уэббер, которых весьма неожиданно разделил Фернандо Алонсо из Renault.

Секрет скорости испанца объяснялся просто – в ту пору на старт финала квалификации гонщики выходили, залив топливо на первый отрезок гонки. Машина двукратного чемпиона мира была намного легче, чем у соперников – в субботу он показал второе время, но в воскресенье вынужден был отправиться в боксы как раз в тот момент, когда все остальные, наконец, помчались вперед в начале девятого круга.

Ярно Трулли стал одной из множества жертв шанхайского ливня

Вскоре выяснилось, что на мокрой трассе пилоты Brawn GP ничего не могут противопоставить соперникам из Red Bull. Баттон попробовал навязать борьбу Уэбберу, гонщики несколько раз красиво поменялись позициями, но в итоге австралиец остался впереди. Подопечным Росса Брауна не помогли и более поздние пит-стопы – все испортила авария Ярно Трулли и Роберта Кубицы в первом повороте, из-за которой машину безопасности пришлось еще раз выпускать на трассу.

В этот момент над успешным выступлением Феттеля нависла серьезная угроза. Его напарник, новобранец Toro Rosso Себастьен Буэми, замешкался на торможении и задел машину немца. В 2007-м в Японии Себ сам оказался в похожей ситуации – тогда он врезался в Марка Уэббера, что привело к двойному сходу. Но в Шанхае Фортуна была более благосклонна к немецкому гонщику – и он смог продолжить движение к финишу, с каждым кругом наращивая преимущество над преследователями.

После второго и финального пит-стопа Феттель оказался на трассе прямо позади Баттона. Ситуация того, вообще говоря, не требовала, так как Дженсону еще только предстояло ехать в боксы, но немец красиво подвел итоговую черту – обогнал соперника в «шпильке», а чуть позже первым пересёк финишную черту, принеся Red Bull Racing дебютную победу в Формуле 1.

День 19 апреля 2009 года принес Red Bull Racing первую в истории победу

Сейчас в это сложно поверить – но путь от шанхайского успеха до чемпионского титула занял у Себастьяна и его команды всего полтора года. Марк Уэббер закончил ту гонку вторым, а Баттон остался третьим. Из семи первых этапов сезоне шанхайский оказался единственным, в котором Дженсон не смог одержать победу в чемпионском сезоне.

Другие новости