Гран При Германии : Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: Норберт Хауг (Mercedes), Марио Тайссен (BMW Sauber), Виджей Малья (Force India), Стефано Доменикали (Ferrari)

Участники: Стефано Доменикали (Ferrari), Норберт Хауг (Mercedes), Виджей Малья (Force India), Марио Тайссен (BMW Sauber)

Вопрос: Мой первый вопрос ко всем вам: как вы оцениваете результаты своих команд в первой половине сезона? Господин Малья, могу я попросить вас ответить первым?
Виджей Малья: Конечно, ведь среди присутствующих здесь именно нам отведена роль догоняющих. Как вы знаете, я приобрел далеко не самую конкурентоспособную команду, а в этом году борьба стала еще более плотной. Счет идет на доли секунды, но нам определенно удалось прибавить. Правда, другой вопрос, достаточно ли этого для попадания в призовую восьмерку…

Мы сделали все, что могли, единственным неустановленным на машину элементом остается новая бесступенчатая коробка передач, дебют которой запланирован на венгерский Гран При. Я решил, что нам лучше сосредоточиться на следующем сезоне – мы уже показали всем, что прогресс возможен, а достаточен он или нет – другое дело. В Венгрии команда представит последнюю новинку, а затем направит все силы на борьбу в следующем году.

Вопрос: На недавних тестах в Хоккенхайме VJM01 выглядела очень неплохо. Что вы об этом думаете?
Виджей Малья: Это радует, но настоящий расклад сил мы узнаем только в квалификации и гонке.

Вопрос: Вы уже упомянули, что работы над нынешней машиной будут прекращены. Насколько вам приходится вкладываться в команду – кто-то считает, что ей нужны серьезные инвестиции?
Виджей Малья: Они правы – у нас был сформирован необходимый бюджет, правда, кое-какие расходы пришлось увеличить. На следующий год мы запланировали чуть больше средств. Грядут большие изменения в правилах, поэтому мы пригласили в команду еще двух инженеров и планируем пригласить еще столько, сколько сочтем нужным. 10 специалистов EADS по-прежнему помогают нам в работе над аэродинамикой – компонентом, в котором мы сильно уступаем нашим соперникам – перед началом сезона они сказали мне, что мы отстали от всех как минимум на три года! Мы задействовали три аэродинамических трубы – одну собственную и две арендованных, и делаем все возможное, чтобы наверстать упущенное.

Вопрос: Звучит неплохо с позиции инвестора…
Виджей Малья: Когда вам приходится бороться с командами, обладающими несоизмеримо большими бюджетами, необходимо, прежде всего, подняться до их уровня – в противном случае, все усилия будут напрасны…

Вопрос: Норберт, три победы в девяти гонках – ваша оценка первой половины сезона?
Норберт Хауг: Думаю, все согласятся, что нынешний сезон складывается просто фантастически, правда, нам следовало бы набрать больше очков. Мы иногда упускали свой шанс, но соперники могут сказать то же самое. Думаю, впервые за все годы существования Формулы 1 три пилота набрали одинаковое количество очков после половины этапов сезона – это хорошо и для спорта, и для Хоккенхайма, владельцы которого смогли продать чуть больше билетов.

Я с сожалением вспоминаю гонку в Канаде, но это дело прошлого – пожалуй, Стефано испытывает подобные ощущения. Тем не менее, нам удались несколько потрясающих Гран При, к примеру, в Монако и Сильверстоуне, в некоторых случаях предсказать победителя было невозможно. Все мы помним времена, когда кто-либо из пилотов при отсутствии ошибок со своей стороны неизменно приезжал на финиш первым – сейчас в этом плане многое изменилось.

Вопрос: Что вы думаете о результатах Хейкки? Ему просто не везет?
Норберт Хауг: Хейкки очень быстр – вы сами видели, с каким количеством топлива он взял поул в Сильверстоуне. Под дождем ему пришлось нелегко – задняя часть машины все время норовила уйти в занос, и если в таких условиях пилот чувствует себя неуверенно, о высоком результате можно забыть. Но если ты способен опередить соперников на гораздо более тяжелой машине – значит, и в гонке ты просто обязан быть на высоте – Хейкки оказался именно в такой ситуации. В Мельбурне ему помешала машина безопасности, в Барселоне он не по своей вине вылетел с трассы, а в Турции его подвела шина… Он мог набрать намного больше очков, но это спорт. Мы знаем: Хейкки – отличный пилот и великолепный командный игрок, такой же, как Льюис. У нас сбалансированная и нацеленная на успех команда, что не может не радовать.

Вопрос: Как вы оцениваете нынешние результаты Льюиса по сравнению с прошлым сезоном, когда он пережил просто невероятный старт формульной карьеры?
Норберт Хауг: Положительно. Трудно все время держать заданный темп, особенно когда дебютировал в Формуле 1 с девятью подиумами подряд. Десятой гонкой был Нюрбургринг, где у нас возникла проблема с гайковертом – не будь ее, Льюис продолжил бы свою серию. Статистика говорит сама за себя: в 13 из 26 Гран При Хэмилтон финишировал первым либо вторым, еще 3-4 раза приезжал на финиш третьим. 16 подиумов в 26 гонках – по-моему, впечатляющее достижение. Да, его воспринимают несколько иначе, критикуют, но в Сильверстоуне он был великолепен. Мы не сомневались в его силах – если бы тогда Льюис не финишировал первым, он победил бы здесь или в следующей гонке. Впрочем, и у него не обходится без ошибок, но он всегда делает выводы из собственных промахов.

Вопрос: Марио, BMW Sauber заслуживает похвалы?
Марио Тайссен: Да, никаких замечаний – я доволен результатами команды. В 2006-м мы заработали всего 36 очков, в прошлом году довели счет до 101, а в этот раз уже набрали 82. Мы семь раз финишировали на подиуме, победили дублем и выполнили свою задачу на этот сезон, создав неплохой базис для дальнейшей борьбы.

Вопрос: Вы по-прежнему намерены дать бой двум ведущим командам, или это произойдет в следующем году?
Марио Тайссен: Сейчас мы находимся в середине большой тройки, а это было второй целью на сезон – превратить противостояние двух команд в борьбу трех. Пожалуй, по чистой скорости мы уступаем Ferrari и McLaren, но если принять в расчет другие составляющие успеха – надежность, стратегию, работу пилотов – то здесь мы оказываемся весьма конкурентоспособны. Не вижу причин, по которым BMW Sauber может неожиданно сдать завоеванные позиции.

Вопрос: По-вашему, проблемы, преследовавшие Ника Хайдфельда в квалификации, остались в прошлом?
Марио Тайссен: Я на это надеюсь, ведь в Сильверстоуне Ник был очень силен и в квалификации ничуть не уступал Роберту. В гонке он не допустил ни единой ошибки, провел ряд фантастических обгонов и поднялся с пятой позиции на вторую – вряд ли можно требовать от него чего-то большего. Уверен, это не единичный успех – Ник вернул себе привычную форму.

Вопрос: Стефано, пять побед в девяти Гран При. Вы выступаете на пределе надежности – во Франции мы видели проблему с выхлопной трубой?
Стефано Доменикали: Это часть борьбы, и для победы нужно умело сочетать три ключевых элемента – надежность, скорость и организацию – и все время работать на пределе. Думаю, я вполне могу подписаться под словами Норберта – он в точности описал нынешнюю ситуацию в чемпионате. В личном зачете и Кубке Конструкторов все складывается вполне удачно, но мы не можем радоваться упущенным возможностям. Такова наша природа, хотя, мы гордимся тем, чего добились, и предвкушаем ожесточенную схватку во второй половине сезона. Еще весной я неустанно твердил, что нам предстоит бороться не только с давним соперником в лице McLaren Mercedes, но и BMW Sauber. Как видите, я не ошибся.

Вопрос: Ваши мысли о второй половине сезона?
Стефано Доменикали: Уверен, нам придется нелегко – сейчас мы должны не только выкладываться на все 100% в надежде завоевать титул, но и думать о следующем сезоне, ведь если с самого начала спустить все на тормозах, отыграться будет очень непросто. Нужно соблюдать баланс целей и ресурсов.

Вопрос: В свете статьи, появившейся сегодня в одной из британских газет, не могли бы вы рассказать о контрактах Ferrari с ее нынешними пилотами? Когда будет объявлен состав на следующий год?
Стефано Доменикали: Что за статья в газете? Ничего об этом не знаю, но ответить на ваш вопрос мне не составит ни малейшего труда – у нас долгосрочные контракты с обоими пилотами, поэтому нет нужды куда-либо спешить. Вижу, вокруг ходит масса разговоров на эту тему, но со своей стороны мы довольны тем, как идут дела.

Вопрос: То есть, и у Кими, и у Фелипе долгосрочный контракт с Ferrari?
Стефано Доменикали: Да.

Вопросы: Но вы не скажете нам, на какой срок?
Стефано Доменикали: Нет.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос для Стефано и Норберта. На прошлой неделе BMW Sauber опробовала на трассе свой вариант KERS – как продвигается подобная работа в ваших командах?
Стефано Доменикали: До испытаний на трассе нам еще далеко, если BMW Sauber уже опробовала свой вариант – что ж, могу только порадоваться за них. Это очень сложная система, мы стараемся сделать ее максимально надежной и производительной, о «полевых» испытаниях речь пока не идет.

Норберт Хауг: Свою KERS мы протестируем ближе к концу сезона. Mercedes Benz обладает большим набором знаний о подобных системах, уверен, мы движемся в правильном направлении.

Вопрос: (Уилл Бакстон – Australian Motorsport News) Вопрос ко всем производителям моторов. Продолжим тему KERS: я читал кое-какие новости о проблемах, возникших у Red Bull – нестабильность заряда, перегрев батарей, опасные выбросы в случае пожара… Что вы думаете о безопасности данной системы, и какой объем ресурсов вы готовы направить на повышение ее качества?
Стефано Доменикали: Во-первых, нужно понять, что произошло на самом деле. Думаю, эта проблема будет обсуждаться на ближайшем заседании Технической Рабочей Группы, поэтому не стоит спешить с выводами. Речь идет о принципиально новой системе, при разработке которой необходимо учесть все аспекты безопасности. Насколько мне известно, пока все под контролем.

Марио Тайссен: Что ж, KERS действительно захватывающий проект, новое слово в технологиях. Если мы хотим сбросить еще несколько десятых со времени на круге, отношение мощности, создаваемой системой, к ее весу должно быть в четыре раза выше, чем на современных дорожных гибридах. Сейчас мы работаем над различными вариантами сохранения энергии в рамках электрической модели KERS – разумеется, не обходится без небольших проблем, но мы провели массу специальных тестов и постарались учесть все возможные негативные ситуации.

Норберт Хауг: Наша компания обладает большим опытом работы с подобными системами, это общеизвестный факт. Кроме того, при производстве дорожных машин мы обмениваемся некоторой информацией с BMW. Это интересный и довольно затратный проект, но мы с нетерпением ждем дебюта новой системы на нашей машине.

Вопрос: Господин Малья, а как оценивает этот вызов независимая команда?
Виджей Малья: Это очень серьезное испытание. Мы покупаем моторы, разрабатываем собственную коробку передач, и превращать машину в некую сборную солянку с двигателем от одного поставщика, коробкой передач от второго и KERS от третьего не в моих правилах. Поэтому я веду переговоры с моим другом в красной экипировке (Доменикали), уже снабжающим нас превосходными моторами, насчет поставки их варианта системы. Надеюсь, у них получится действительно хорошая модель.

Вопрос: (Кевин Гарсайд – The Daily Telegraph) Стефано, позвольте вернуться к той статье в The Times. Они писали, что вы посетили вечернее мероприятие McLaren и предложили отцу Льюиса Хэмилтона привести сына в Ferrari. Если вы разговаривали не об этом, то о чем же?
Стефано Доменикали: Фантастика! Мне предстояло решить ряд вопросов, касающихся наших отношений со спонсорами, и я довольно рано покинул вечеринку у Норберта. Энтони случайно оказался рядом со мной и просто поздоровался, ничего более. Интересно наблюдать, как из всевозможных мелочей вырастают такие новости.

Норберт Хауг: Да, лучшего места для переговоров с нашим пилотом, чем участок за трибуной Mercedes, просто не найти. Разумеется, Стефано так и поступил бы! Почему бы не встретиться, к примеру, в отеле или еще где? Впрочем, он человек чести и не придет к нам для того, чтобы просто поговорить с нашим пилотом. Однако приятно, что в мире Формулы 1 есть место простому человеческому общению.

Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Норберт, помимо KERS, на какой стадии разработки находится ваша новая машина? Как столь плотная борьба в чемпионате влияет на производственный процесс?
Норберт Хауг: Все идет по плану. Да, это серьезный вызов для всех – изменения в правилах касаются не только шин, но и аэродинамики, KERS и многих других вещей. Возможно, речь идет о самых крупных переменах за последние двадцать лет. Не исключено, что в следующем году расклад сил будет иным, ведь многие соперники уже сейчас сконцентрировались на разработке новой машины.

Вопрос: (Томас Рихтр – TV Nova) Марио, вы уже провели имитацию Гран При Валенсии? Что вы думаете о решении FIA сделать дистанцию этой гонки равной 305 км и мнении Росса Брауна о том, средняя скорость там может быть даже ниже, чем в Монако?
Марио Тайссен: Это полностью противоречит имеющейся у меня информации. Буквально сегодня я говорил с Германом Тильке, и он сказал мне, что трасса в Валенсии очень быстрая.

Вопрос: (Дэн Натсон – National Sport Speed News) Господин Малья, я знаю, что вы не являетесь непосредственным организатором Гран При Индии, но не могли бы вы рассказать нам о деталях данного проекта?
Виджей Малья: Хорошие новости: я недавно ужинал вместе с главой одного из крупнейших банков Индии, и он подтвердил, что заказчик проекта получил все необходимые согласования. Фактически, земля уже выкуплена и 1-го октября начнется сооружение современного автодрома. У меня впервые появилась уверенность, что трасса будет построена, и первый Гран При Индии мы проведем в 2010-м году.

Вопрос: (Кэрол Кэпитейн – L'Equipe) Вопрос для господина Доменикали: после гонки в Сильверстоуне вы сказали, что допустили ряд ошибок, хотите поскорее забыть этот Гран При, но сперва должны извлечь из него ряд уроков. Чему научил вас Сильверстоун?
Стефано Доменикали: Очевидно, что уик-энд в Сильверстоуне сложился для нас совсем не так, как хотелось, но таков этот спорт. После подобных неудач ты всегда стараешься шаг за шагом проанализировать все свои просчеты, начиная от заездов в пятницу и заканчивая самой гонкой. Думаю, в тот момент мы поступили так, как должны были поступить. Надеюсь, в будущем подобная ситуация не повторится.

Читайте ещё