Гран-при Испании : История  

Дэвид Култхард: "Каталунья-Монтмело, безусловно не является треком, порождающим какие-либо эмоции. Конфигурация трассы не представляет собой ничего сверхъестественного, хотя не имеет и явных недостатков. Покрытие трека не самое лучшее, что затрудняет настройку, но и не из рук вон плохое, как в Бразилии, на "Интерлагосе". Словом автодром довольно мил, не более..."

Автогонки пришли на жаркую испанскую землю в 1908 году и проходили тогда на трассе "Baix Penedеs". Трек, длиной 27885 метров, включал в себя несколько участков пригородных дорог и не отличался от них ничем, кроме специальной разметки. Потом звание национального автодрома еще несколько раз переходило от одной трассы к другой, пока в 1947 году не был построен довольно простой, но очень быстрый автодром, принявший у себя этап "Формулы-1" - "Педраблес". Страна солнца, вина, корриды и фламенко приняла у себя первый этап в 1951 году. Первым победителем конечно стал Хуан Мануэль Фанхио.


Хуан-Мануэль Фанхио 1954 год.

Этот автодром был построен на деньги страховой компании "Penia Rhin" и расширен специально для проведения "Гран-при". На несколько лет он стал самой быстрой городской трассой в мире. Но страшная авария 1955 года во французском Ле-Мане, когда погибло 85 человек, вычеркнула из чемпионата мира несколько европейских этапов. В том числе и "Педраблес".

А гонки вернулись на испанскую землю лишь в 1968 году. В том же году на машинах "Формулы-1" появились антикрылья, которые ФИА поспешило запретить через год после аварии как раз на "Гран-при Испании". Оба пилота "Лотуса" попали в аварию примерно в одном и том же месте. А виной тому были высокие и непрочные стойки антикрыльев. На машине Хилла одна из них сломалась, но к счастью ни он, ни Риндт не пострадали. Но ФИА нашло повод "подкопаться" к нововведению и к следующему этапу крылья запретили. Правда ненадолго...


Жаки Икс. Испания. 1969 год.

Испанский этап кочевал по двум трассам - "Jarama" и "Montjuich" и в 1986 году пришел в "Jeres". Автодром был расположен довольно неудачно и из-за этого собирал весьма небольшую по тем временам аудиторию. Но и эта трасса была исключена из календаря после того, как в 1990 году во время предварительных заездов тяжело разбился Мартин Донелли. Словно злой рок преследовал испанский этап... Впрочем трасса в "Jeres" была переделана и вернулась в чемпионат, время от времени принимая у себя "Гран-при Европы".

Гран-при Испании! 1999 год. Старт гонки.
Гран-при Испании! 1999 год. Старт гонки.

Нынешний автодром "Каталония-Монтмело" был построен королевским автоклубом (в Испании почти все серьезные спортивные сооружения "Королевские") по проекту Луиса Переса Сала, в надежде вернуть "Формулу-1" на испанскую землю и сдан в эксплуатацию в 1991 году. Автодром строился по самым передовым технологиям и сразу был включен в чемпионат. Кроме того удачное расположение трассы позволило многим командам получить удобный (и теплый зимой) тестовый полигон в центре Европы.

Круг по трассе в Барселоне с Педро де ла Росой:

В первом повороте вас ждет очень тяжелое торможение. Нужно тормозить очень поздно и максимально заезжать на обочину, иначе вы выйдете из поворота слишком широко и не сможете начать второй поворот на нужной скорости. Немного разогнавшись до 4-й передачи вы имеете неплохой шанс для атаки по оптимальной траектории в повороте "Renault". Он немного ухабист, причем год от года состояние трассы все больше ухудшается. После "Renault" следует разгон и сильное торможение перед "Repsol". Это весьма интересный поворот - вы сильно тормозите перед ним, потом небольшой разгон и начинается самый медленный поворот трассы - "Seat". В моей машине он проходится на второй передаче, возможно в других командах - на первой.

Если вы вовремя нажали на педаль газа, то можете атаковать обочины на 100% в связке поворотов "Wurth" и разогнаться перед "Campsa". По этому очень быстрому повороту можно проверять баланс машины - если у вас избыточная поворачиваемость, то надо выбрать одну траекторию, если недостаточная - другую. Это очень важно, потому что на выходе вы имеете длинную прямую, потеря времени на которой может сильно сказаться на результате.

Потом снова тяжелое торможение перед "La Caixa". Ни в коем случае нельзя дать себя обогнать в этом повороте. Трасса, вне основной траектории обычно очень грязная и если вы зайдете по внешней траектории, то потеряете много времени. По "La Caixa" можно оценивать разгонные способности машины - нужно быстро разогнаться перед самым скучным поворотом трассы - "Bank de Sabadell". Здесь вам надо просто поворачивать руль и следить за траекторией.

Последние два поворота - лучшие в Барселоне. Они на самом деле достаточно быстрые. Приходится играть педалью газа, чтобы на хорошей скорости выйти на стартовую прямую.
 

Стратегия гонки

Современная конфигурация трассы очень хорошо подходит быстрым машинам, с мощным мотором. Впрочем возвращение "трекнш-контроля" с "Гран-при Испании", разделившее чемпионат на две половины может непредсказуемо сказаться на результатах этапа.

Типичный сценарий гонки - два "пит-стопа", в прошлом году лишь две команды трижды останавливались в боксах - "Ягуар" и "Минарди", результаты показанные ими были далеки от зачетной шестерки.

Несмотря на обилие участков для обгона гонку обычно выигрывает команда, правильно выбравшая резину и тактику пит-стопов. Высокая абразивность трассы и обычно высокая температура воздуха и трека требуют повышенной надежности от моторов и шин, хотя количество пилотов сошедших по техническим причинам, обычно невелико.

Читайте ещё