Гран-при Малайзии : История этапа

Эдди Джордан: "Это трасса нового тысячелетия. В строительство вложили много денег, Малайзия действительно смогла воплотить серьезный проект молодой демократии. Для создания таких масштабных проектов и инвестирования таких сумм, нужна устойчивая политическая структура. За такими проектами будущее "Формулы-1". Давайте надеяться, что нас ждет захватывающая гонка, после которой малайзийцы поймут, что строили не зря."

Второе пришествие "Формулы-1" в Азию несколько лет назад казалось неотвратимым. Суровая рекламная политика старушки Европы не позволяла полностью воплощать интересы табачных компаний - основного источника финансирования команд. Но все произошло иначе, табачных спонсоров постепенно сменяют фирмы, торгующие менее вредным (с точки зрения поклонников здорового образа жизни) товаром и экспансия "Формулы-1" в Азию  идет не теми темпами, что предсказывали эксперты. Наверное это к лучшему. Гигантомания новых трасс не может заменить привычного уюта европейских этапов.

Малайзия

Малайзия расположена в самом центре Юго-Восточной Азии и состоит из двух регионов, Восточной и Западной Малайзии, делящихся в свою очередь на тринадцать штатов. Климат тропический, теплый и влажный в течение всего года, с колебаниями температур от+21 до 32С. Ежегодно выпадает 2000-2500 мм осадков. В западной Малайзии, где и построена трасса максимум осадков выпадает с августа по сентябрь. Причем дожди бывают очень сильные и длительные, ФИА специально планировала дату гонки, чтобы не попасть в сезон дождей. Государственный язык - малайский. Практически все население владеет английским, распространены также тамильский и китайский. Российские граждане имеют право находиться в стране без визы в течение одного месяца, но билеты достаточно дороги, что вкупе с высокой стоимостью входных билетов на трассу делает поездку на "Гран-при Малайзии" крайне разорительным мероприятием. По крайней мере пока.

Строительство трассы

Господин Абдула Хамида Мохда Али, руководитель компании, владеющей всеми авиаперевозками Малайзии узнал о том, что ему придется руководить строительством трассы для "королевских автогонок" от премьер-министра Малайзии Мохатира Моххамеда. Политики желали заполучить своей стране часть мирового внимания и к званию одного из лидеров по производству олова и каучука добавить статус спортивной державы. Для этого новый автодром должен был превзойти существующие по всем параметрам. Сказались и теплые отношения между премьером и руководством ФИА. С включением гонки в календарь проблем не было. В общем работа закипела.

Место для автодрома нашли быстро. По соседству с аэродромом Сепанг был выбран участок земли, площадью 90 гектар, с очень выгодным рельефом и летом 1997 года работа закипела. Основной подряд на разработку проекта получила немецкая фирма "Tilke", а воплощать его в жизнь поручили местным компаниям, выбранным по результатам специального конкурса. Правда не все заложенные в проект технические решения удалось выполнить из-за финансового кризиса, но заменив дорогие иностранные материалы на местные, удалось здорово сократить стоимость работ и уложиться в 120 миллионов долларов. (Кстати разработчики российской трассы объявляют сумму в шесть раз большую). Однако качество не всех работ удовлетворяло организаторов, поэтому в ходе строительства часть местных фирм отсеивалась, а пришедшие на их место брались за дело с удвоенным энтузиазмом. "

Автодром был построен за 14 месяцев и все это время чиновники ФИА внимательно следили за ходом работ. Все проблемы старых трасс - неважную безопасность, плохо спланированные коммуникации и прочие удалось решить при строительстве, получив в результате трек, абсолютно готовый к проведению соревнований.

Торжественно открытие состоялось в декабре 1998 года и проходило с большой помпой. Перед глазами журналистов предстал огромный гоночный комплекс прекрасной, напичканной электроникой трассой, невероятно большими (1400 метров) крытыми трибунами, внутренним телевидением и пресс-центром на 500 корреспондентов. Таких масштабов в Ф1 еще не было. Впрочем "Индианаполис" все эти достижения с легкостью перекрыл.

История этапа

Дебютную гонку трудно было назвать захватывающей, но тому наверное можно найти объяснение - слишком велика цена каждого очка в конце чемпионата, а новизна трассы только добавила осторожности пилотам.

Запомнился первый "Гран-при Малайзии" совсем другим - скандалом с дисквалификацией "Феррари" после гонки из-за несоответствия дефлекторов пункту 3.12.1 принятого технического регламента. Мику Хаккинена объявили чемпионом, после подачи апелляции заявили, что чемпионство откладывается. Чехарда слухов и сплетен, даже далекий от "Формулы-1" спортивный выпуск новостей ОРТ начинал свои пятиминутки с новостей от ФИА. Судьба чемпионата решалась в Париже на заседании апелляционного суда, дисквалификацию отменили, но неприятный осадок остался.

Впрочем пока "Гран-при Малайзии" проходит под знаменами "Феррари" - в двух прошедших этапах преимущество итальянской команды было полным - две "поул-позишн" и две победы. Что принесет нам очередной этап? Узнаем утром в воскресенье! 

Читайте ещё