Формула-1 : Частный сайт о больших гонках

Биографии Чемпионов : Жак Вильнев
Биография : началоБиография : продолжение Биография : окончаниеСтатистика

 
БИОГРАФИЯ : ПРОДОЛЖЕНИЕ

Надо сказать, что все попытки пригласить гонщика, блиставшего на трассах "Индикар" в "Формулу-1" не приносили особых успехов командам. Вспомним оглушительный провал Майкла Андретти. Значительные различия в пилотировании и тактике гонок не позволяли пилотам быстро адаптироваться к новой гоночной ситуации. Но Френк Вильямс рискнул. А может он знал, да и наверняка знал, что Жак имел уже два титула "Новичок года". Но он конечно не мог рассчитывать на столь удачный старт своего второго пилота. Но, обо всем по порядку. Не дав себе отдохнуть после напряженного сезона в "Инди" Вильнев вовсю трудился над освоением нового для себя гоночного автомобиля. Перед началом сезона он проехал более 9000 километров, тестируя болиды "Williams FW17B" и "FW18". Единственным явным недостатком подготовки Жака было плохое знание трасс "Формулы-1". Впрочем, некоторые были ему хорошо известны по гонкам в "Формуле-3".

Но никто не ожидал, что на квалификации к первому "Гран-при Австралии", 10 марта 1996 года молодой пилот "Вильямса" займет "поул-позишн", опередив всех пилотов, в том числе своего опытного партнера по команде Деймона Хилла. Так состоялась первая сенсация 1996 года - новичок гонок завоевывает первое место на старте. И только проблемы с масляной системой помешали ему занять первое место на подиуме. Но он занял второе, что тоже было невероятно. "Жак невероятно талантливый пилот, - сказал Алан Прост после финиша гонки, - и имеет все необходимое, чтобы быть чемпионом в этом году. " "Мы видели рождение новой суперзвезды. Мы увидим его на подиуме еще много раз. " - вторил Просту Джекки Стюарт. Так начался сезон 1996 года для Жака Вильнева. 
Скоро пришла к нему и первая победа. Это случилось 28 апреля 1996 года на "Гран-при Европы" в Нюрнбургринге - старейшем автодроме "Формулы-1". Хилл стартовал с первого места, Вильнев - со второго, Шумахер - с третьего. На старте Хилл замешкался и вперед вырвался Култхард, которого в первом же повороте прошел Вильнев. Для Хилла эта гонка сложилась не очень удачно и он, по сути сражался не с соперниками, а с машиной. Эго первый пит-стоп длился 20 секунд, потом он вылетел с трассы, но вернулся. Жака ему уже было не догнать. Ближе к финишу попытки атаковать канадца предпринимал Михаэль Шумахер, но тот не дал ему и малейшего шанса, заработав первую победу в "Формуле-1".

МестоПилотКомандаВремя
1Жак ВильневWilliams-Renault1:33:26.473
2Михаэль ШумахерFerrari+0.762
3Девид КултхардMcLaren-Mercedes+32.834
4Деймон ХиллWilliams-Renault+33.511
5Рубенс БарикеллоJordan-Peugeot+33.713
6Мартин БрандлJordan-Peugeot+55.567

Потом была победа в Сильверстоуне. Жак хорошо знал эту трассу по тестовым заездам 1995 года и хотя победы тут он него никто не ждал, сход Хилла (из-за аварии) и Шумахера (из-за поломки гидравлической системы) позволили Вильневу в трудной борьбе одержать вторую победу в карьере. 
"Гран-при Венгрии" всегда отличался большой загадочностью. Первая гонка на этой трассе (тогда еще в социалистической стране) в 1986 году собрала двести тысяч зрителей. За десять лет трек не претерпел почти никаких усовершенствований. Неудобная, запыленная трасса, на которой почти невозможно обогнать. "Такого количества песка на трассе я еще никогда не видел, - сказал Жак, впервые оказавшийся на "Хунгароринге", - и вообще это "кольцо" не из тех, которые легко освоить." Победу в квалификации одержал чемпион мира Михаэль Шумахер, вторым был Хилл, третьим - Вильнев. Хилл провалил старт, позволив обойти себя Вильневу и Алези. До 19 круга лидировал Шумахер, после пит-стопа они поменялись с Жаком местами и до конца гонки Вильнев никому не позволил обогнать себя. Незаметно канадец превратился из новичка в одного из претендентов на чемпионский титул.

Но решалось все, как всегда в Японии, на Сузуке. Эта гонка расставила все по своим местам. Хилл занял первое место, а у машины Жака, после неудачно проведенного "пит-стопа" отвалилось и улетело к зрителям колесо. И 25-м чемпионом мира 13 октября 1996 года стал Деймон Хилл. А Жак - опять "новичок года". Он стал единственным пилотом, выигравшим в дебютном сезоне сразу четыре гонки. Второе место в чемпионате, 78 очков. Три первых места на старте, четыре победы, шесть самых быстрых кругов. Вильнев стал самым стабильным гонщиком, проехав 92,2% всей дистанции чемпионата и заработав, в среднем, 4.87 очка за гонку. Так неожиданно закончился первый сезон Вильнева в "Формуле-1".

А 25 августа Френк Вильямс объявил, что не будет продлевать контракт на следующий год с Деймоном Хиллом,. Вместе с Хиллом из "Вильямса" ушел и главный конструктор команды Эндриан Ньюи...

Надо отметить, что Жак всегда был необыкновенно контактен и дружелюбен, так что с Хиллом они расстались друзьями, несмотря на напряженную борьбу в течении сезона. 
Уже 22 октября новый партнер Вильнева, бывший пилот "Заубера", Хайнц-Харальд Френтцен сел за руль своего нового автомобиля - " Williams FW18". Все с нетерпением ждали начала нового сезона. Интрига была невероятная. Чемпион мира перешел в откровенно слабую команду "Эрроуз". Команда "Феррари", наконец наладила болид Шумахера. Японской фирмой "Bridgestone" была нарушена монополия "Goodyear" на поставку резины для команд. Все это сулило интересный сезон. В котором вчерашнему новичку - Вильневу все сулили чемпионский титул.

Сезон 1997 года сложился нервно. Основную борьбу за чемпионский титул вели Вильнев и Шумахер. По ходу чемпионата лидерство переходило от одного к другому несколько раз. Первую гонку, 19 марта в Австралии, выиграл Култхард. Вильнев на первых кругах угодил в аварию, чемпион мира Деймон Хилл не смог пройти квалификацию и не участвовал в гонке, Михаэль Шумахер пришел вторым. Несколько необычное начало сезона.

Но следующие "Гран-при" расставили все на свои места. Сине-белый "Вильямс" Вильнева в Бразилии и Аргентине пришел первым. "Гран-при Сан-Марино" выиграл партнер Жака Х.Х.Френтцен. Таким образом, после четырех этапов соотношение Вильнев/Шумахер выглядело как 20/14. После следующего "Гран-при Монако" впереди был уже Шумахер: 20/24. Причем канадец, в основном, зарабатывал очки победами, а немец кропотливо собирал их. Надо сказать, что у Шумахера за весь сезон было всего четыре схода. Сказался его опыт и опыт команды. А Френк Вильямс применил достаточно странную тактику. Дело в том, что команда "Феррари", понимая, что второму пилоту - Эдди Ирвайну (или Ирвайну) ничего в чемпионате "не светит", свою основную и вполне оправданную ставку сделала на Шумахера. Настройке его болида уделялось особое внимание, а запасная машина всегда соответствовала настройкам Михаэля. В "Вильямсе" применили тактику "зебры". Первая гонка - запасная машина настроена под Вильнева, вторая - под Френтцена и.т.д. Да и многочисленные ошибки и просчеты команды, ставшие "притчей о языцах", - в выборе резины, в настройках и пр. не облегчали жизнь Жаку. Велась борьба на двух фронтах. На треке - с Шумахером и остальными пилотами, в боксах - с собственной командой, предпочитавшей иметь собственное мнение. 
25 мая Жак победил на "Гран-при Испании". Пригодилось его "Индикаровское" умение беречь резину. Стартовав с "поул-позишн" он не уступил первого места никому и счет стал 30/27 в пользу Вильнева.

За четыре дня до старта "Гран-при Канады" Жаку пришлось побывать в штаб-квартире ФИА, в Париже. Дело в том, что в конце апреля в газетах появились заголовки "ВИЛЬНЕВ СОБИРАЕТСЯ ПОКИНУТЬ «ФОРМУЛУ-1». Средства массовой информации сообщали, что изменения в правилах «Формулы-1», которые должны вступить в действие с 1998 года, могут привести к изрядным потрясениям в мире автогонок. В интервью французской газете «Le Parisien» Жак сказал: «Я уверен, что введение этих правил в 1998 году окажет огромное отрицательное воздействие на будущее «Формулы-1». Я знаю, что кое-кто из пилотов задумывается, а не перейти ли в «Инди», и все из-за того, что гонки превратятся в неинтересное зрелище. Что касается меня, то я абсолютно уверен, что уйду из «Формулы-1», если ее состязания станут скучным пилотированием. С принятием этих правил, любой человек сможет стать гонщиком «Формулы-1», потому что он будет достигать на своей машине установленных для нее лимитов раньше, чем достигнет предела своего водительского мастерства!» 
Когда Вильнева спросили, ответил ли он на открытый призыв президента ФИА Макса Мосли к гонщикам принять участие в дискуссии на эту тему, он сухо бросил: «Одно дело разговаривать, и совсем другое дело слушать. Я гоняюсь не из-за денег, а потому что люблю гонки». Мосли, узнав об угрозе канадца покинуть «Формулу-1», сказал, что мнение Вильнева «требует срочного внимания», но оговорился, что пока слишком рано судить о последствиях новых правил. Жак предложил свой выход из сложившейся ситуации - если уж что-то необходимо менять, то менять совершенно в другую сторону: «Увеличить ширину покрышек задних колес и таким образом повысить уровень механического сцепления с дорогой. Это всегда лучше, чем аэродинамическое сцепление, это позволит лучше бороться и держаться ближе к другим. И гонка только выиграет от этого». Мнение Вильнева было заслушано на собрании ФИА, посвященном конфликтной ситуации, но решение было вынесено не в пользу канадца.

Желание Макса Мосли приструнить непокорного гонщика и явилось причиной вызова Жака "на ковер" перед Канадским Гран-при в штаб-квартиру ФИА.

А в сезоне началась полоса неудач. Вокруг домашнего, для Вильнева "Гран-при Канады" поднялся небывалый ажиотаж. Фанаты жаждали победы. Все газеты обсуждали шансы своего земляка. Слишком давно не блистали в "Формуле" канадские гонщики. А он закончил гонку, слетев из-за собственной ошибки уже на втором круге. Слишком много было поставлено на карту. А на 56 круге гонка была остановлена из-за аварии Оливье Пани, которого с переломами обеих ног отправили в больницу. Так неожиданно закончилась гонка в Канаде. Незадолго до этого Жак отказался войти в профсоюз пилотов "Формулы-1", выразив таким образом несогласие с его работой. "Я не согласен с тем, что они делают. Я не хочу быть членом этой организации только потому, что она существует" - сказал он в интервью. Но никто из профсоюза не вспомнил о Пани после гонки. Единственный пилот, позвонивший ему в больницу был Жак Вильнев. Их не связывали дружеские отношения, просто они пилоты "Формулы".

Французское "Гран-при" тоже закончилось относительно неудачно. Гонку заслуженно выиграл Шумахер, а Жак пришел четвертым, причем борьба на последних кругах за 3-6 место была самым захватывающим моментом гонки. А в споре за первое место Михаэль вышел вперед, набрав 47 очков, а у Вильнева вышло только 33. Для того, чтобы спорить за чемпионский титул необходимо было выигрывать.

Следующей трассой был знаменитый "Сильверстоун", где Жак пришел первым. А примечательна эта гонка была еще и тем, что первое очко заработал чемпион мира Деймон Хилл. Вильнев после финиша признался "Я был страшно зол после заезда в боксы, в которых потерял столько времени. Мне оставалось только давить на газ". А стоял он в боксах аж 30 секунд. Механики "Вильямса" никак не могли прикрутить заднее левое колесо.


Очень интересная и неожиданная дуэль Хилл-Вильнев была в Венгрии. Все признанные фавориты столкнулись с быстрым износом покрышек и ближе к середине гонки Хилл на полминуты опережал Вильнева и все шло к тому, что он выиграет гонку. Но за несколько кругов до финиша с машиной чемпиона мира что-то случилось и Жак обошел его, выехав для этого на газон. Преимущество Шумахера таяло. Теперь их разделяло всего два очка. Но Жак был в роли догоняющего, очень знакомой ему по прошлым гонкам. Надо было проявить характер. И финал сезона удался на славу. 
Перед последней гонкой на "Гран-при Европы" в испанском "Хересе" у Шумахера было на одно очко больше. Чтобы выиграть чемпионат он должен был прийти впереди Жака. Напряжение было неимоверным.

Квалификация была достойна книги рекордов Гиннеса. Сразу три пилота - Вильнев, Шумахер и Френтцен показали одинаковое время - 1.21.072. Такого не было никогда. Жак показал этот результат первым и занял "поул-позишн". Вице-президент ФИА Берни Экклстоун был просто в восторге: "Фантастическая квалификация! Если бы кто-то предположил, что такое может случится, ему бы никто не поверил."

С первых же метров гонки Шумахер на удивление легко вышел вперед. Не в первый раз сказался неуверенный старт канадца. Вильнев бросился в атаку. Никто из пилотов не хотел вмешиваться в борьбу главных героев. Так продолжалось до 47 круга. Канадец показал, что будет атаковать в конце длинной прямой перед седьмым поворотом, но Шумахер среагировал молниеносно, перекрыв внутреннюю траекторию. На следующем круге Жак повторил свой маневр, ринувшись внутрь крутого правого поворота и оттеснил "Феррари" наружу. В этот момент Херес, видимо ударил в голову двукратному чемпиону мира. Увидев рядом с собой сине-белый "Вильямс" он качнул руль влево, а потом взял круто вправо. При сходе обеих машин Шумахер становился чемпионом. Правое переднее колесо "Феррари" ударило в бок машины Вильнева. Жаку повезло, что он не наехал задним левым колесом на колесо машины Шумахера.. А так "Феррари" отбросило влево и гонка для Шумахера закончилась в гравии полосы безопасности. Два круга после столкновения Жак ехал очень медленно, проиграв шедшему вторым Култхарду восемь секунд.

Было видно что Жак очень бережет машину. В результате первым финишировал Хаккинен, вторым - Култхард. Бороться с ними Жак не мог и не хотел - машина была неисправна. Первая в карьере Хаккинена победа, первый дубль "Макларена" в сезоне. Жак приехал третьим. И стал 26 чемпионом мира !!!

"Я не удивился, когда Михаэль врезался в меня. Может быть, он на мгновение зарыл глаза или его руки соскользнули с руля. После удара я думал, что машина сломалась - задние колеса плохо держали трассу. И я сразу сбросил темп" - сказал новый чемпион мира после финиша гонки. На следующий день после гонки пришло сообщение, что Михаэль Шумахер вызывается 11 ноября в Париж на внеочередное заседание консилиума ФИА для разбора его столкновения с Жаком Вильневом на "Гран-при Европы". Приговор комиссии был довольно странным: "Лишить всех, заработанных за сезон очков. Второе место в Кубке конструкторов оставить". Между тем кубки, выигранные в сезоне останутся при нем, и деньги целехоньки (поговаривали, что ему грозит штраф в 5.000.000 долларов). Не потому ли так спокоен был Шумахер, выходя с заседания всемирного совета: "Я допускаю, что ошибся, и согласен с наказанием." Таким образом второе место в чемпионате 1997 года занял Хайнц-Харальд Френтцен, партнер Вильнева по команде. Надо отметить, что Жак и Михаэль ни разу за сезон не поднимались вместе на пьедестал почета.

НАВЕРХ - ПРОДОЛЖЕНИЕ