Джеймс Аллен о будущем Формулы 1: Машины

В своём блоге эксперт и обозреватель Джеймс Аллен комментирует перспективы развития и свой взгляд на будущее Формулы 1. Первая публикация цикла посвящена переменам в конструкции машин...

Джеймс Аллен: «Конфигурация и форма машин Формулы 1 по сути не менялась в течение шестидесяти лет, за исключением машин Mercedes в 1954-м. Это одноместные машины с бензиновым двигателем и открытыми колёсами. Должна ли сохраниться такая тенденция? Если задать этот вопрос инженеру, он скажет, что для точного ответа надо знать, каким будет технический регламент, к примеру, в сезоне 2050 года.

Такой ответ очевиден, многое действительно зависит от регламента. К примеру, в 70-х и 80-х, когда ограничения были не так серьёзны, инженеры подчас строили удивительные машины – шестиколёсные, использующие граунд-эффект или с вентилятором, удаляющим воздух из под днища.

Регламент был мягче, бюджеты меньше, но спонсоры и доходы от телетрансляций изменили ситуацию. Сейчас ограничения регламента очень серьёзны, но и бюджеты весьма велики, поэтому у инженеров есть возможность проводить тысячи часов и тратить миллионы фунтов на небольшие доработки, позволяющие отыграть доли секунды. К примеру, перед Гран При Бразилии 2007 года команда McLaren, по слухам, потратила больше четырёх миллионов фунтов на доработку переднего антикрыла на машине Льюиса Хэмилтона ради одной десятой на круге. Соглашение команд об ограничении ресурсов направлено на избежание подобных ситуаций.

В каком направлении может развиваться регламент? Во времена правления Макса Мосли технические службы федерации сосредоточились на уменьшении числа областей, в которых команды могли конкурировать друг с другом. Сейчас команды используют практически идентичные моторы и коробки передач, их спецификации заморожены до 2012-го, что позволило сэкономить сотни миллионов фунтов.

Другая область – подвеска, тормоза, резина – многие миллионы тратятся на совершенствование системы охлаждения тормозов, но и здесь затраты сократились, когда команды получили одинаковые шины. При этом Мосли хотел, чтобы Формула 1 осталась платформой для развития инновационных технологий, вроде KERS и сокращения потребления топлива, которые могли бы использоваться в конструкции дорожных машин. Вероятно, при Жане Тодте эта тенденция сохранится, хотя сейчас вопрос не так актуален – в чемпионате почти не осталось автопроизводителей, большинство команд – частные, они не занимаются производством дорожных машин.

Монопольные поставки резины позволяют контролировать скорости в поворотах. Чем твёрже резина, тем хуже сцепление с асфальтом и меньше скорость. Отсутствие конкуренции между шинниками замедлило прогресс, но, возможно, всё идёт к тому, что скоро один комплект шин будет использоваться по ходу всего уик-энда, от свободных заездов до финиша гонки, если руководство спорта решит двигаться в этом направлении.

Никто не знает, в каком направлении будет развиваться регламент в следующие двадцать лет, но технический консультант FIA Тони Парнелл считает, что многое зависит от общественного мнения: "Общество диктует правила. Сорок лет назад никто бы не поверил, что будет запрещена охота на лис, но запрет был принят. Сегодня то же самое можно сказать о Формуле 1, поэтому наша задача – убедиться в том, что эти соревнования останутся приемлемыми для общественности и будут развиваться в соответствии с духом времени".

Вероятно, акцент будет сделан на стабильности и эффективности. Сегодняшние 2.4-лировые моторы V8 при мощности около 750 сил потребляют примерно 2.5 кг топлива на круг в 4.8 км, через двадцать лет их экономичность должна серьёзно измениться, ведь дорожные машины будут проезжать около 160 км на один галлон (3.78 литра) топлива».

Текст: . Источник: Блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё