Регламент-2017: за счёт чего машины станут быстрее?

Старт Гран При США в Остине

Тема технического регламента 2017 года волнует всех – и организаторов чемпионата, и команды, и болельщиков, что вполне понятно. Говорят, новые машины будут намного мощнее и быстрее, их внешний вид станет более агрессивным и впечатляющим. Но детальной информации, какие конкретно шаги надо предпринять, чтобы этого добиться, пока нет, хотя некоторые сведения были опубликованы ещё летом.

Британский журнал F1 Racing более подробно рассказал, какой логики придерживается FIA, работая над изменением технического регламента, который должен быть представлен в конце февраля следующего года.

На встрече руководителей команд, состоявшейся 18 августа, на общий суд было представлено две концепции, одну из них разработали специалисты Red Bull Racing, другую – федерация. После этого команды, активно используя технологии CFD, на что было получено отдельное разрешение FIA, ко 2-му октября подготовили свои выводы, которые помогут определить, какая из концепций окажется более перспективной.

Вкратце о сути предложений Red Bull Racing: ширина машин увеличивается с 1800 мм до 2000 мм, заднее крыло располагается на 145 мм ниже и становится шире на 200 мм. Переднее крыло также должно стать на 200 мм шире и приобретает более стреловидную геометрию. Форма дефлекторов, расположенных позади передних колёс, и боковых понтонов тоже должна измениться. Под основным задним крылом предлагается расположить дополнительное, плюс вернуться к той конфигурации диффузоров, которая использовалась в 2010 году. Кроме того, для повышения эффективности работы аэродинамического обвеса вносятся определённые изменения в конструкцию днища, что, в том числе, позволит добиться снижения веса шасси.

Альтернативную концепцию выдвинула FIA, где акцент также сделан на увеличении ширины машины, повышении прижимной силы за счёт изменения формы днища, но в большей степени – на повышении сцепления с трассой за счёт увеличения пятна контакта шин.

«Основной прибавки в скорости мы пытаемся добиться за счёт повышения сцепления шин с трассой и не слишком полагаемся на увеличение прижимной силы, – приводит F1 Racing слова Чарли Уайтинга, гоночного директора FIA. – Увеличив ширину машины, можно добиться улучшения времени на круге на секунду даже с той резиной, которая применяется сейчас. Мы уверены, что за счёт увеличения пятна контакта можно отыграть как минимум половину тех пяти или шести секунд».

Разница между двумя концепциями, прежде всего, в геометрии крыльев. FIA предлагает оставить заднее крыло на прежней высоте, но увеличить его ширину. Зато переднее крыло должно быть более узким и более простым по конструкции, но его форма тоже станет стреловидной.

Суть идеи более узкого крыла в том, что оно позволит изменить направление и характеристики воздушного потока в передней части шасси и вокруг передних шин.

«Поведение современных машин Формулы 1 во многом определяется работой передних крыльев. Вы видите, как снижается эффективность этого крыла, когда одна машина вплотную приближается к другой, едущей впереди, – поясняет Роберт Фернли, заместитель руководителя Force India. – Мы должны упростить конструкцию переднего крыла, удешевить её и работать над увеличением граунд-эффекта, который обеспечивает днище. Если мы хотим обеспечить рост результатов на шесть секунд, надо ли всю эту разницу получить только за счёт шасси? Уже в этом году двигатели позволили повысить скорости примерно на секунду, и ничто не помешает добиться дальнейших улучшений.

Если шины сделать шире, это даст ещё две секунды. Добавьте к этому три секунды, которые позволит отыграть шасси 2017 года, а к 2018-му и все четыре, то станет понятно, что вскоре скорости вновь придётся снижать».

Когда команды на очередной встрече обсуждали выводы, к которым они пришли, сравнивая две предложенные концепции, оказалось, что вариант Red Bull Racing более сбалансированный и позволяет добиться более высокой аэродинамической стабильности. Они также выяснили, что идея Pirelli увеличить ширину передних шин до 325 мм, а задних – до 425 мм может привести к чрезмерному росту лобового сопротивления, поэтому лучше ограничиться шириной в 300 мм и 400 мм соответственно.

При этом прирост скорости прохождения поворотов за счёт увеличения прижимной силы неизбежно приводит к созданию зоны возмущённого воздуха позади машины, что затрудняет её преследование соперниками, поэтому в настоящее время инженеры заняты поиском решения этой проблемы.

«Одна из задач, которые мы поставили перед специалистами по аэродинамике, привлечённым к работе над изменением технического регламента, состоит в том, чтобы не допустить усложнения обгонов, – заявил Уайтинг. – Следовательно, воздушный поток позади машины не должен быть более возмущённым, чем сейчас».

В любом случае, если не снижать прижимную силу, плотное преследование впереди идущей машины так и останется затруднительным. Поэтому при реформировании технического регламента акцент будет делаться всё-таки на изменении конструкции днища и диффузора. Как пишет F1 Racing, если в 2017 году проблему обгонов решить не удастся, FIA может увеличить длину зон DRS.

Однако федерация пока не спешит обнародовать выводы, к которым пришли её эксперты. В этом есть своя логика, ведь чем раньше будет опубликован технический регламент, тем больше вероятность, что топ-команды с их финансовыми и технологическими ресурсами получат преимущество над остальными участниками чемпионата.

«Вероятно, FIA отложит работу над окончательной редакцией нового регламента до конца февраля следующего года, это позволит соблюсти принцип справедливости по отношению к командам, располагающим разными бюджетами, – считает Джонатан Нил, операционный директор McLaren. – Если регламент будет опубликован слишком рано, крупные команды смогут сразу добиться преимущества за счёт перераспределения ресурсов».

Кроме изменений технического регламента, звучат и другие предложения, причём, достаточно радикальные, в том числе касающиеся формата квалификации. Одно из них сводится примерно к следующему: в начале сессии на трассу выезжают все гонщики сразу, через десять минут самый медленный из них возвращается в боксы. Затем каждые три минуты выбывает очередная самая медленная машина, а когда до конца квалификации остаётся пять минут, начинается решающая схватка за поул-позицию.

Как сказал один хорошо информированный источник, если все это поддержат, то и такое предложение может быть принято, как и любое другое. Несмотря на известный консерватизм, свойственный паддоку Формулы 1, одно можно утверждать наверняка: в недалёком будущем машины действительно станут заметно быстрее. Детальной информации о том, за счёт чего это будет достигнуто, придётся подождать до февраля 2016 года.

Текст: . Источник: по материалам F1 Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё