Феттель: Смена команды не связана с неудачным сезоном

Себастьян Феттель

После четырех лет доминирования в Формуле 1 накануне финальной гонки сезона 2014 года Себастьян Феттель занимает лишь четвертую строчку личного зачета. Но в обстоятельном интервью немецкому журналу Auto Motor und Sport действующий чемпион объяснил, что проблемы, преследующие его с начала сезона, ничуть не повлияли на мотивацию.

Вопрос: Все подозревают, что в следующем году вы перейдете в Ferrari, но вы ничего не можете сказать, пока Ferrari не сделает официального заявления. Как вы справляетесь с этой ситуацией?
Себастьян Феттель: Конечно, я хотел бы сделать заявление по поводу своего будущего, но надо набраться терпения. Обидно, что не можешь отвечать на заданные вопросы, поэтому я надеюсь, что скоро всё прояснится.

Вопрос: Вероятно, долгое ожидание связано с тем, что сначала Фернандо Алонсо должен уйти из Ferrari. Вы обижены на него?
Себастьян Феттель: Не думаю, что можно кого-то обвинять, если вообще имеет смысл такая постановка вопроса. Дело лишь в том, что пока ситуация прояснилась не полностью. В Формуле 1 иногда такое бывает.

Вопрос: Поговорим об этом сезоне. Почему молодой Даниэль Риккардо столь часто опережает четырехкратного чемпиона?
Себастьян Феттель: Я уже не помню, в каком количестве гонок у меня возникали механические неполадки или проблемы. Для начала надо исключить их. В остальном это просто сложный сезон, непохожий на все остальные. После гонки в Спа ситуация наладилась. С тех пор мы действуем по-другому.

Вопрос: Дело в новом шасси?
Себастьян Феттель: Дела с шасси обстоят так: если у вас есть ощущение, что вы ходите кругами, то обращаете внимание на всё, что только можно. В том числе и на шасси. Только так можно решить все вопросы. Нам серьезно помешал тот факт, что в первой половине сезона мы недостаточно работали на трассе в утренних тренировках.

Вопрос: Но на тестах Даниэль Риккардо тоже проехал не так много километров?
Себастьян Феттель: Всё-таки больше, чем я. Машина сильно изменилась за зиму, и пилотировать её нужно было не совсем так, как прежде. Привыкнуть ко всему оказалось невозможно.

Чтобы максимально раскрыть потенциал машины, мне необходимо несколько вещей. Я стремлюсь не только сохранить прежнюю скорость, но и оказаться в числе лидеров. Стараешься максимально раскрыть потенциал машины, чтобы ее доработка шла в верном направлении. Мы опробовали очень много вещей, часть которых оказалась неэффективной.

Вопрос: Вы говорите о настройках?
Себастьян Феттель: Не только. Речь идет и о программном обеспечении. Сегодня за счет электроники можно многое настроить. Новая Формула 1 даёт простор для творчества инженеров. Возможно, RB10 пока не позволяет максимально раскрыть возможности, которые даёт новый технический регламент. Однако в итоге мы многое узнали, так что во второй половине сезона результаты стали лучше.

Вопрос: В чём вы больше всего уступили Даниэлю Риккардо и почему?
Себастьян Феттель: Гонки – это ответственная работа. Чувствуя возможности машины, понимая, насколько поздно можно затормозить и когда повернуть, вы адаптируетесь к ситуации. Однако в этом году машина часто вела себя странно. Я не чувствовал, что произойдет в следующий момент. Вместе с тем, надо было контролировать прохождение поворотов. Мне не хватало уверенности в том, будет ли следующий круг таким же, как предыдущий. Я многое пробовал, но почувствовать машину было по-прежнему сложно.

Вопрос: Всё же, с чем именно связаны наиболее заметные изменения?
Себастьян Феттель: Всё начинается с тормозов – они серьезно влияют на поведение машины. Ощущение тормозов уже не столь реальное, как раньше у традиционной гоночной машины. Сейчас задними колесами полностью управляет электроника.

Чтобы запасать на торможении необходимую энергию, ее нужно получить, а это влияет на поведение машины в целом. Мне это непривычно. Если не удается оптимально затормозить, то невозможно попасть на нужную траекторию. Таким образом, мне не удаётся расположить машину на трассе так, чтобы не возникло проблем на апексе и на выходе из поворота. Это больше реакция, чем действие. Получается, вы всегда предпринимаете нужное действие слишком поздно.

Как однажды сказал Вальтер Рёрль, машину нужно чувствовать "пятой точкой". В моем случае такого давно не было. Если я ее чувствую, всё в порядке. Я много работал над этим, поэтому период экспериментов получился таким долгим. Машина больше подходит стилю пилотирования Даниэля.

Вопрос: В каком смысле?
Себастьян Феттель: Речь не идет о кардинальных различиях. Огромная разница была только в Спа. У меня нет данных, которые позволили бы утверждать, что я много теряю в поворотах. Мне просто не хватало стабильности. Важно чувствовать машину – тогда я могу атаковать и пытаться отыграть ту самую последнюю десятую. Когда я пытался это сделать, то оказывался в проигрыше.

Вопрос: Тем не менее, Даниэль Риккардо выиграл три гонки, а вы – ни одной.
Себастьян Феттель: Это стечение обстоятельств. Если бы в Венгрии автомобиль безопасности выехал в другой момент, то события развивались бы иначе. Если бы в Канаде я заехал в боксы на круг позже, то смог бы активировать DRS за Боттасом и отыграл бы 0,8 секунды. Кроме того, я находился бы перед Даниэлем и смог бы первым атаковать Серхио Переса, а затем Нико Росберга. Кроме того, была гонка, где в какой-то момент я использовал комплект прикатанных шин, а Даниэлю на этот отрезок поставили свежую резину. Таким образом результаты могли бы оказаться другими.

Вопрос: Когда вы лучше всего чувствовали машину?
Себастьян Феттель: Мы много работали с тормозами и тогда добились прогресса. Решив последнюю проблему за счет смены шасси, мы смогли сосредоточиться на мелочах. Начиная с Монцы, всё идет в верном направлении.

Вопрос: Вас считали мастером пилотирования машин с "выдувным" диффузором. Как отказ от этого решения повлиял на поведение машины на выходе из поворота?
Себастьян Феттель: Эффект такого диффузора не ограничивался поведением машины на выходе из поворотов. Он гораздо больше помогал на входе в поворот. И в этом плане многое было сделано. Можно не рассматривать диффузор, взаимодействующий с выхлопной системой, изолированно – это характеристики машины в целом. Он позволял гораздо лучше раскрывать её потенциал. Я не сразу адаптировался к этому техническому решению.

Постепенно за счёт настроек машины и моего стиля пилотирования мы добились прогресса. В этом плане я тоже должен был перестроиться. Адаптироваться к разным ситуациям – это нормально для гонщика. Но в этом году проблемы возникли скорее из-за того, что я многого лишился. Раньше всё было естественно, теперь - нет. Это коснулось привычных для меня областей. Вероятно, Даниэлю и другим гонщикам в этом плане было проще...

Вопрос: Возможно, у Кими Райкконена схожие проблемы?
Себастьян Феттель: Можно точно сказать, что у Кими не всё складывается так, как он хотел бы. У него огромный талант. Это бесспорно. Он много лет считается одним из самых быстрых гонщиков, способных справиться с любой машиной, независимо от того, подходят ли им настройки. Это говорит о том, что он умеет адаптироваться. По-видимому, в этом сезоне у машины нет того, что ему необходимо для чувства комфорта. Регламент дал гонщикам много возможностей, но Кими много потерял из-за перемены правил. Эта новая Формула 1 по-настоящему хороша только для инженеров.

Вопрос: Значит, раньше можно было адаптировать машины к стилю пилотирования, а сегодня – нет?
Себастьян Феттель: С одной стороны, так и есть. Но в идеале есть возможность найти такие настройки, которые тебя устраивают. Это сложнее, чем прежде. Я хотел бы, чтобы было проще.

Это не означает, что пилотировать машины стало сложнее. Наоборот. Они уже не столь быстры. Уже нельзя так же обгонять, сохранять скорость в поворотах, поскольку скорость в быстрых поворотах стала ниже. Это не так просто изменить. Более высокий уровень прижимной силы влечёт повышенный расход топлива, а вы в этом плане поставлены в слишком жёсткие рамки. Это всё довольно сложно, и зрителям стало труднее разобраться в новой Формуле 1.

Вопрос: Влияют ли на вас разговоры о том, что Алонсо и Хэмилтон умеют лучше адаптироваться к ситуации?
Себастьян Феттель: Это не так уж сильно на меня влияет. Я пилотирую не Mercedes и не Ferrari, поэтому у меня нет возможности это опровергнуть. Если вы достигали таких же успехов, как я, то это только вызывает симпатию. Среди болельщиков Хэмилтона и Алонсо есть такие, кто поддерживает и меня. Это совершенно обычный процесс.

Вопрос: В этом году вы более или менее легко справлялись с поражениями. Что произошло?
Себастьян Феттель: Всё относительно. Конечно, я расстраиваюсь, если не смог оказаться в лидерах. Прежде всего, надо посмотреть, что зависело конкретно от тебя. Если возникли неполадки с машиной, тогда я мало что могу сделать. Разве что отнестись к этому более спокойно. Когда такое происходит в десятый раз, возможно, вам уже несколько проще это пережить, чем в первый или второй.

В этом году дошло до того, что я для себя начал записывать всё, что ломалось. Я сделал это в том числе и для того, чтобы трезво рассуждать о результатах. Однако я не поднимаю тревогу. Я умею самостоятельно с этим справляться. Если я вылетаю с трассы, и авария влияет на результат или на оставшуюся часть уик-энда, то я не могу быть этим доволен.

Вопрос: В 2011-м, когда вы выигрывали гонку за гонкой, в Абу-Даби на вашей машине было проколото колесо. Было видно, что вы расстроены. Теперь вы иначе к этому относитесь?
Себастьян Феттель: Амбиции остаются. С годами, конечно, начинаешь спокойнее смотреть на вещи, хотя со стороны всё выглядит не всегда так. В этом году я много времени провел с инженерами. Мы разговаривали часами – я не делал бы этого, если бы меня не интересовал результат.

Вопрос: Формула 1 – сложный бизнес. Вы почувствовали, что команда начинает больше поддерживать Даниэля, у которого явно больше очков?
Себастьян Феттель: Вообще-то нет. Я не верю в злых духов или чудеса. Случается разное. Со мной инциденты происходили чаще, чем с Даниэлем. Я не помню, чтобы за этим скрывались чьи-то злые намерения. У меня никогда не было такого чувства, поэтому я продолжал работать в Red Bull Racing. Следовательно, смена команды никак не связана с неудачным сезоном.

Вопрос: Ни для кого не секрет, что вам не нравятся новые машины. Это отрицательное чувство подсознательно оказывает какое-то влияние?
Себастьян Феттель: Всё меньше и меньше. Сначала, конечно, я не мог в этом открыто признаться, но это нормально. Больше нет очарования от того, что вы максимально раскрываете потенциал самых быстрых машин в мире по ходу всей гонки. Я один из тех, кому важны традиции спорта. Если мощность мотора уменьшается, а не увеличивается, то это разбивает мне сердце. Это оказывает определенное влияние.

Вопрос: Вы жаловались, что машины слишком сильно скользят. Разве это не доставляет вам удовольствие?
Себастьян Феттель: К сожалению, это не дрифт. Вальтер Рёрль не получал бы удовольствие от скольжения этих машин, это просто невозможно. Вы неизбежно потеряете скорость и время. Конечно, мы чуть больше работаем рулем, и со стороны это выглядит интереснее, но скорость и нагрузка на машину в этом году ниже. Она меньше способна на скольжения.

Вопрос: Вы когда-либо говорили себе: «Я всё выиграл, мне больше ничего не нужно, я прекращаю карьеру»?
Себастьян Феттель: Конечно, вы размышляете над всеми возможными вариантами. Если внезапно отказали два цилиндра, то машину не получится завести, пока вы не перезагрузите её, как компьютер. И вы спрашиваете себя: какое отношение это имеет к гонкам? Но это по-прежнему Формула 1. Что может стать ей альтернативой? Скорость упала, но эти машины остаются самыми быстрыми из существующих.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё