Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

Ден

Т. Трекшн контроль (traction control)

Recommended Posts

Т. Трекшн контроль

Тяга дает возможность машине ускоряться. В результате нажатия на педаль газа растут обороты двигателя и вся мощь мотора передается на задние колеса. В случае с машинами, обладающими большой мощностью двигателя, а особенно в ситуации болида Ф1, ведущие колеса из-за избытка тяги могут прокручиваться и за счет этого замедляется процесс разгона. Трекшн контроль (ТК) - это система устройств, позволяющих отследить и предупредить это явление и следовательно помочь совершить максимально эффективное ускорение.

Принцип действия.

Различные системы ТК разрабатываются для гоночных и дорожных машин. Некоторые из них более эффектифны нежели другие, но в тоже время дороже и сложнее в обслуживании. Задачей системы ТК является слежение за потоком данных с датчиков, вычислением и передачей оптимального количества тяги на ведущие колеса. Обычно это достигается при помощи вычисления разницы скорости вращения ведущих и неведущих колес, на которых располагаются датчики, измеряющие скорости их вращения. Как только система вычисляет увеличение скорости задних колес по отношению к передним (в случае с Ф1), тяга уменьшается для того чтобы избежать пробуксовки. Есть несколько способов быстрого ограничения мощности:

1. Отключение свечи в одном или нескольких цилиндрах

2. Уменьшение подачи топлива

в один или более цилиндров

3. Закрытие дроссельной заслонки

4. Притормаживание одного или обоих ведущих колес

В Формуле 1 вращение ведущих колес уменьшется за счет урезания подаваемой на них тяги. Так как у всех команд разные силовые агрегаты, то делается это двумя способами. Или с помощью уменьшения подачи топлива, или при помощи отключения свечи в цилинре. Очевидно, что уменьшение подачи топлива - более экономичный путь. Тем не менее, нынешние системы используют комбинированный подход, чтобы достич наилучшего эффекта. Работу ТК можно даже услышать во время разгона болида после прохождения медленного поворота. Двигатель издает особый звук из-за того, что в некоторых цилиндрах топливо не воспламеняется.

Несмотря на то, что все пилоты достаточно хорошо могут отслеживать пробуксовку колес, ТК - это электронная система, которая значительно облегчает и ускоряет процесс ее подавления. "Когда компьютер обнаруживает пробуксовку, он снизит мощность мотора с помощью уменьшения подачи топлива и изменениях в системе зажигания или другим способом. В доли секунд задние колеса прекратят пробуксовывать и позволят эффективно разогнаться" - рассказывает Денис Шеврие из команды Рено.

По словам инженеров Рено, покрышка Ф1 работает лучше с плавным вращением. Если колеса проскальзывают, то от этого страдает ускорение. ТК играет важную роль в наборе скорости после прохождения медленных поворотов. "Датчики установлены на всех колесах. Компьютер следит за скоростью вращения каждого колеса. С помощью сравнения этих параметров компьютер вычисляет необходимую скорость вращения колес. Задние колеса крутятся почти с той же скоростью, что и передние. На тестах мы обычно используем разные настройки ТК. Обычно скорость вращения задних колес составляет 103, 102 или 101% от скорости передних. Мы соспоставляем изменения настроек с временами похождения круга и оставляем самые подходящие" - продолжает Шеврие.

Нет никаких сомнений в том, что многозадачная система, контроллирующаю массу параметров, в доли секунд обсчитывающая их, действующая несколькими путями по уменьшению тяги и в результате выдающая ее ровно столько сколько нужно в данный момент, работает намного эффективнее чем любой пилот, управляющий болидом. Настройки ТК гонщик может менять из кокпита, в зависимости от погодных условий или состояния асфальта.

Правила

ТК в разных проявлениях использовался в Ф1 с 80-х годов, а уже в 1992 году болид Williams FW14B, который помог Найджелу Мэнселу стать чемпионом в личном зачете, уже был оборудован полностью электронной системой, которая была намного сложнее чем на нынешних болидах. Система ТК там работала в паре с активной подвеской. В 1993 году ФИА запретила использование ТК. Запрет был вызван желанием ФИА уменьшить растущие скорости и ТК посчитали самым легким для обнаружения источником. Но чтобы проконтролировать, не используется ли система по прежнему, ФИА приходилось проверять программное обеспечение всех команд. Это стало непосильной задачей для трех экспертов от ФИА, при том что над софтом, разным у всех, в каждой команде работало по десять человек.

В начале 2001 года было принято решение снова разрешить ТК. Из-за того, что маленьким командам требовалось больше времени на приспособление к нововведению, ТК в 2001 году появился с ГП Испании.

С 2008 года ФИА вновь запрещает использование систем ТК на болидах Ф1. Контроль за выполнением данного правила будет облегчен в следствии использования унифицированного блока управления двигателем (ECU).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...