Без микрофона: Послесловие к сезону DTM 2010

В Германии гонки DTM собирает полные трибуны

Темой своей первой после возвращения в дружный коллектив F1News.Ru колонки я выбрал итоги минувшего сезона серии DTM – и не случайно. Во-первых, я не первый год комментирую этапы этого первенства на российском телевидении, а во-вторых, в Европе DTM уже давно стал самой популярной автогоночной серией после Формулы 1. Да и с самой "Королевой автоспорта" у DTM немало общего – не зря эти соревнования порой называют "Формулой 1 под кузовом".

Главный итог сезона-2010 – после трёх подряд титулов Audi на этот раз победа досталась Mercedes-Benz. Причём штутгартцы просто разгромили ингольштадтцев, выиграв девять гонок из одиннадцати. Пилоты «Четырёх колец» потеряли математические шансы на победу в чемпионате уже за два этапа до окончания первенства. В итоге первые три строчки в генеральной классификации заняли именно гонщики «Трёхлучевой звезды» (такое произошло впервые с 2003 года): Пол ди Реста, Гэри Паффет и Бруно Спенглер.

Первая половина сезона складывалась в пользу канадца Спенглера. Первые пять гонок он неизменно завершал в тройке призёров, одержав две победы, но затем преимущество перешло на сторону его партнёра по команде HWA – Пола ди Ресты.

Причём начинался нынешний сезон для ди Ресты не слишком успешно – после первых четырёх гонок он занимал только пятую строчку в общем зачёте. Зато в последующих пяти гонках он набрал 46 очков из 50-ти возможных, одержав три блистательных победы подряд: в Брэндс-Хэтче, Ошерслебене и Хоккенхайме.

Этот хет-трик позволил Полу вырваться в лидеры чемпионата, однако неудача на предпоследней гонке в Адрии вновь отбросила его за спину Бруно Спенглера. Но на финальном этапе в Шанхае канадец не справился с давлением, разбил машину в квалификации и вынужден был стартовать последним. В отчаянье он даже пытался получить поддержку со стороны других гонщиков и убедить организаторов чемпионата не начислять очки за гонку на опасной городской трассе (из-за аварий по ходу квалификации сессию четырежды останавливали красным флагом) – впрочем, безуспешно…

Пол ди Реста после выигранного титула

Ди Реста же провёл уверенный уик-энд, выиграл поул, а в гонке после небольшой заминки на пит-стопе уступил первое место Паффету – но и второго шотландцу вполне хватило для завоевания чемпионского титула, который, как он надеется, повысит его шансы на попадание в Формулу 1… Спенглер же в итоговой классификации уступил не только ди Ресте, но и тест-пилоту McLaren Гэри Паффету, второй год подряд ставшему вице-чемпионом DTM.

Почему Audi потерпели такое сокрушительное поражение, ведь с середины предыдущего сезона в целях экономии расходов в DTM действует запрет на доработку техники. Всё дело в новой спецификации шин Dunlop, подготовленной британской компанией к этому чемпионату. И если у Mercedes особых проблем с этой резиной не возникло, то у их соперников адаптация затянулась. Вдобавок ингольштадтцы допускали невынужденные ошибки и не смогли реализовали несколько выгодных моментов.

В итоге гонщики «Четырёх колец» поднимались на верхнюю ступеньку только дважды – на втором этапе в Валенсии победил швед Маттиас Экстрём, а на предпоследней гонке в Адрии первым отмашку клетчатым флагом получил немец Тимо Шайдер – причём после неудачной квалификации стартовал чемпион двух предыдущих только 15-м.

Казалось, на извилистой и узкой трассе в Адрии это практически лишало шансов чемпиона двух предыдущих лет на высокий результат в гонке, но мокрая трасса давала надежду – уже на первом круге он отыграл восемь мест, затем совершил ещё несколько обгонов, а тактика двух максимально поздних пит-стопов и безошибочный пилотаж вывели его в лидеры. В итоге, несмотря на не слишком убедительное начало сезона, Шайдер снова стал лучшим представителем Audi по итогам сезона, хотя и довольствовался на этот раз только четвёртой строчкой.

Авария Алекса Према в Адрии

Итальянский этап запомнился не только невероятной победой Шайдера, но и ужасающей аварией Александра Према. В конце первого круга на главной прямой француз стал опрометчиво перестраиваться с правой стороны на левую и зацепил Mercedes Маро Энгеля. Машину Према развернуло поперёк движения и бросило на обочину, где она, ударившись о металлический рельс безопасности, совершила семь кульбитов в воздухе. К счастью, гонщик самостоятельно выбрался из искореженного автомобиля, отделавшись только несколькими синяками и ушибами! Однако этот инцидент стоил Према, уже получавшего до этого предупреждения от руководства команды, места заводского пилота Audi…

Неожиданная победа Ральфа Шумахера в квалификации на Норисринге стала, пожалуй, главной сенсацией минувшего сезона, ведь за два года выступлений в DTM выше шестой позиции немец ни разу не стартовал. «Возможно, дело в том, что на этой трассе лишь четыре поворота», – пошутил после выигранного поула Ральф. Увы, извлечь преимущество из этого не удалось – на старте Шумахер-младший допустил фальстарт и из-за последовавшего штрафа финишировал, несмотря даже на лучший круг, только 11-м...

В целом свой третий сезон в DTM (и второй за рулём Mercedes последней модификации) Ральф провёл неубедительно, заработав по его итогам всего три очка (столько же он набрал в дебютном 2008-м, когда он выступал на старой машине). Чемпионат бывший пилот Формулы 1 завершил на 14-м месте – и это притом, что его партнёры по команде HWA заняли три первых. В общем зачёте Ральф уступил даже шотландской гонщице Сьюзи Стоддарт, которая в этом году дважды финишировала седьмой и завершила сезон с четырьмя баллами на счету.

В гонке на Норисринге машина Култхарда осталась без двери

Дэвид Култхард после впечатляющих результатах на тестах решился на этот шаг и по началу… пожалел – на первом этапе в Хоккенхайме победитель 13-ти Гран При оказался одним из самых медленных пилотов! Но постепенно Дэвид осваивался за рулём Mercedes команды Mucke и стал подбираться к серединке пелотона. На предпоследнем этапе в Адрии Култхард имел реальные шансы заработать первые очки, но несколько ошибок после пит-стопа отбросили его назад. Зато в финальной гонке сезона в Шанхае шотландец своего не упустил.

В квалификации на опасной городской трассе он заработал шестую стартовую позицию, которую долгое время и удерживал в гонке, пока проблема с круговыми и заминка на втором пит-стопе не откинули его за пределы очковой группы. Но сумев незадолго до окончания заезда обогнать двукратного чемпион серии Маттиаса Экстрёма, Дэвид вырвал восьмое место, заработав-таки первое очко, а заодно записав на свой счёт быстрейший круг! После столь обнадёживающего завершения сезона ДиСи намерен продолжить выступления в DTM и в будущем году.

В следующем сезоне «заморозка» на доводку машин продолжит своё действие, но это не означает, что команды останутся без работы. В 2011-м в DTM произойдёт смена поставщика резины – на место Dunlop, поставлявшей свою продукцию немецкой серии одиннадцать последних лет, приходит южнокорейская компания Hankook. А это значит, что Audi и Mercedes вновь подыскивать настройки под новую резину, что может заметно изменить расстановку сил.

Норберт Хауг, Вольфганг Ульрих, Марио Тайссен и босс DTM Ханс-Вернер Ауфрехт

Одним из главных событий этого года стало решение BMW вернуться в DTM в 2012 году, когда серия перейдёт на новый технический регламент. В Мюнхене долго обсуждали эту возможность, но официально подтвердили своё возвращение только после получения гарантий того, что машины DTM нового поколения смогут выступать не только в Европе, но и в гонках на других континентах.

Уже объявлено о проведении в США с 2013 года совместно с ассоциацией NASCAR отдельной серии для машин DTM. Также боссы немецкого чемпионата близки к завершению переговоров об унификации технических правил с японским первенством Super GT (это должно привлечь в DTM японские автокомпании, а европейские производители смогут выставлять свои машины в японской серии).

Поэтому вполне вероятно, что с введением в 2012-м нового технического регламента компанию Audi, BMW и Mercedes в DTM составят и другие автопроизводители – ходят разговоры о заинтересованности Opel и Nissan, а в паддоке этапа в Шанхае присутствовали также представители Subaru. Так что если ещё год назад могло показаться, что DTM находится на краю пропасти, то теперь будущее самой популярной и престижной кузовной серии Европы опасений не вызывает и выглядит весьма обнадёживающе…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё