Великобритания'64: Правь, Британия!

Джим Кларк и руководитель Lotus Колин Чэпмэн после победы на Гран При Великобритании 1964 года
Гонка #126: 11 июля 1964 года. Гран При Великобритании, Брэндс-Хэтч
Поул Джим Кларк (Lotus) – 1:38,1 (156,514 км/ч)
Лучший круг Джим Кларк (Lotus) – 1:38,8 (155,405 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus) – 2:15:07,0 (151,514 км/ч)

Сезон 1964 года состоял из 10 этапов, и Гран При Великобритании был пятым из них. Он впервые проходил на трассе Брэндс-Хэтч – до этого все национальные Гран При в рамках чемпионата принимали либо Сильверстоун, если организатором выступал BRDC, либо Эйнтри, если гонку организовывал BARC. Но даже помимо них недостатка в гоночных трассах в Британии не было. Например, ещё до войны Гран При Великобритании принимали трассы в Донингтоне и Бруклэндсе. Теперь же промоутер национального этапа, Королевский автомобильный клуб (RAC), решил взяться за организацию самостоятельно, и его выбор пал на Брэндс-Хэтч.

Впрочем, это не значит, что пилоты приехали сюда в первый раз – автодром построили ещё в 1920-х в качестве трассы для мотогонок, а после войны перестроили, приспособив и для четырёхколёсных транспортных средств. Различные автосоревнования, такие как The Silver City Trophy, регулярно проводились с 1950-го, и многие гонщики Формулы 1 в те или иные годы в них участвовали.

Расклад сил выглядел совершенно понятным – пилот Lotus Джим Кларк семимильными шагами шёл ко второму подряд чемпионскому титулу, и единственным, кто мог ему помешать, снова оказался Грэм Хилл на BRM. В четырёх предыдущих гонках Кларк победил дважды, одну гонку выиграл Хилл, а во Франции за две недели до британского этапа сенсационную победу одержал Дэн Гёрни. Впрочем, не такую уж и сенсационную – до этого американец дважды стоял на поуле, но каждый раз в гонке машина Brabham его подводила.

Джим Кларк на Гран При Великобритании 1964 года

Лидера Ferrari Джона Сёртиза к этому моменту все давно списали со счетов. В четырёх первых гонках он сошёл трижды, так что в чемпионате занимал только восьмое место. Да и по скорости Ferrari 158, как правило, уступала и Lotus, и BRM, и Brabham. Это лишний раз подтвердила квалификация в Брэндс-Хэтч (которую Сёртиз знал благодаря выступлениям в мотогонках) – стартовый порядок практически полностью соответствовал расстановке сил в чемпионате. С поула стартовал Кларк, на 0,2 секунды опередивший Хилла. Далее следовали две машины Brabham, Дэна Гёрни и Джека Брэбэма, а затем Сёртиз.

Интересно, что за BRM на этом Гран При выступали три гонщика, а не два. Причём, третья машина, выставленная командой, была необычной – перспективная модель, P67, имела полный привод. За её руль сел Ричард Эттвуд. Его время в квалификации оказалось не таким уж и плохим для экспериментальной машины – 15-й результат, при том, что напарник Хилла, Ричи Гинтер, был 14-м. Однако в итоге команда всё же решила не выставлять машину на гонку.

Гонка проходила в субботу, несмотря на прохладную и пасмурную погоду, посмотреть на битву между местными кумирами Кларком и Хиллом пришли 135 тысяч человек. На старте лидерство неожиданно захватил американец Гёрни, но ко второму повороту Кларк вернул себе первое место. Дэн не сдался, следующий круг проехал быстрее всех, и постоянно маячил в зеркалах Кларка, но лишь для того, чтобы уже на третьем круге отправиться в боксы со сгоревшим транзистором системы зажигания. В конечном итоге, механикам Brabham удалось справиться с проблемой и выпустить Гёрни обратно на трассу, но к тому времени он уже проигрывал несколько кругов.

Грэм Хилл на Гран При Великобритании 1964 года

На второе место поднялся Хилл, и вскоре выяснилось, что темп пары лидеров остальные пилоты поддерживать не в состоянии. В то время как Кларк и Хилл выясняли отношения между собой, Джон Сёртиз отставал всё дальше и дальше, но в то же время уверенно сдерживал Джека Брэбэма. На пятое место после старта выбрался ещё один пилот Ferrari (но выступавший не на 158 модели, а на 156-й), Лоренцо Бандини – правда, он быстро пропустил Брюса Макларена. Но когда на восьмом круге новозеландец сошёл из-за отказа коробки передач, Бандини поднялся на четвёртое место.

Тем временем Брэбэм никак не мог справиться со своей машиной. Он начал отставать от Сёртиза и на 15-м круге заехал в боксы, подозревая прокол. Осмотрев колёса и ничего не найдя, механики выпустили его обратно. Но спустя три круга Джек вновь вернулся в боксы – на этот раз утверждая, что что-то не так с подвеской. Механики опять ничего не обнаружили. Только после финиша выяснилось, что проблема заключалась в повреждённом топливном баке – бензин попадал на шины, что и вызывало проскальзывание колёс.

Остановки Брэбэма были достаточно короткими, он потерял на этом не так много времени, но всё же пропустил трёх соперников – Бандини, Фила Хилла и Боба Андерсона. На то, чтобы опередить Фила и Боба, австралийцу потребовалось всего несколько кругов. Бандини сопротивлялся гораздо дольше, но всё же вынужден был уступить, и на 66-м круге Брэбэм вернул себе четвёртую позицию.

Джон Сёртиз на Ferrari на трассе Брэндс-Хэтч

Борьбы за победу толком не получилось. Подпустив поначалу Грэма Хилла к себе, Кларк прибавил, создал отрыв в несколько секунд, и на протяжении всей дистанции его сохранял. На финише он выиграл у пилота BRM чуть менее трёх секунд. Лучший круг также остался за Кларком, так что он завоевал свой рекордный, пятый «Большой шлем».

Сёртиз уступил победителю минуту и 30 секунд, но всё же принёс Ferrari второй подиум в сезоне, а заодно сделал подиум полностью британским. Даже в Скудерии в то время вряд ли кто-то мог предположить, что вторая половина чемпионата сложится совершенно иначе и Сёртиз выиграет этот чемпионат.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё