Италия'94: Последний шанс

Джонни Херберт
Гонка #560: 11 сентября 1994 года. Гран При Италии. Монца
Поул Жан Алези (Ferrari) – 1:23,844 (249,034 км/ч)
Лучший круг Дэймон Хилл (Williams) – 1:25,930 (242,988 км/ч)
Победитель Дэймон Хилл (Williams) – 1:18:02,754 (236,322 км/ч)

Сезон 1994 года был одним из самых трагичных и противоречивых в истории Формулы 1. После гибели в Имоле Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны профсоюз гонщиков GPDA начал борьбу за безопасность, которая порой принимала странные формы – на некоторых трассах прямо на прямых ставились ретардеры, чтобы снизить максимальную скорость.

Особого внимания GPDA удостоились скоростные трассы – одной из двух самых скоростных была Монца. Чтобы сделать автодром более безопасным, в GPDA потребовали увеличить зоны вылета – в первую очередь в первом и втором Lesmo. Но возникло препятствие – чтобы сделать это, организаторам нужно было срубить 123 дерева парка Монцы, а против этого возражали экологи. Договориться не удалось, 12 августа, менее чем за месяц до гонки, Автомобильный клуб Италии отозвал своё разрешение на проведение Гран При. Гонка оказалась под угрозой срыва.

Начался новый раунд переговоров, в ситуацию пришлось вмешаться недавно избранному премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. В конце концов, компромисс был найден – перестройку трассы перенесли на следующий год, а в этом лишь немного сузили второй Lesmo. Это должно было несколько снизить скорость в повороте.

После некоторых колебаний, в GPDA согласились – во второй половине сезона пилоты были настроены не столь решительно, как прежде. К тому же, прежнего единства в их рядах тоже не было – некоторые пилоты настаивали, что гонка в Монце обязательно должна состояться. К примеру, пилот Ferrari и этнический итальянец Жан Алези заявил, что «чемпионат мира без Гран При Италии в Монце не заслуживает такого статуса».

Жан Алези и Герхард Бергер на трассе в Монце

Позиция Алези была связана ещё и с тем, что на скоростной трассе в Монце у машин Ferrari были лучшие шансы на победу – только Скудерия в том сезоне использовала моторы V12. Это подтвердила квалификация – Алези завоевал первый в карьере поул, а его напарник Герхард Бергер показал второе время.

Лидера чемпионата, Михаэля Шумахера, все эти споры мало занимали. После странной истории на Гран При Великобритании FIA отстранила его от участия в чемпионате на две гонки, и первая из них пришлась именно на Монцу. Но даже если бы её отменили – наказание просто перенесли бы на следующий этап.

Лишившись возможности выступать, Михаэль отказался приезжать в Монцу даже в качестве зрителя. Его место в Benetton занял Юрки Ярвилехто (так как многие считали его фамилию труднопроизносимой, финн фигурировал в протоколах как Юрки Ярви Лехто и Джей-Джей Лехто). Однако заменить Шумахера Юрки, конечно, не мог. Получив в своё распоряжение машину, на которой Шумахер доминировал в чемпионате, финн квалифицировался 20-м.

Другая машина Benetton, под управлением Йоса Ферстаппена, оказалась 10-й. Голландец мог выступить и лучше, но в пятницу угодил в аварию, а в субботу в его машину попала онборд-камера, отлетевшая от Minardi Пьерлуиджи Мартини! К счастью, гонщик не пострадал, но боковой понтон на только отремонтированной машине оказался разрушен.

Не всё ладно было и в Williams. Так как теперь, после отстранения Шумахера на две гонки и его дисквалификации в Спа, у Дэймона Хилла появился шанс на титул, он потребовал, чтобы гоночный инженер Дэвид Браун, работавший ранее с Сенной, Простом и Мэнселлом, перешёл на его сторону гаража. В конечном счёте, его желание было исполнено, что несколько расстроило Дэвида Култхарда. Хилл в итоге показал третье время в квалификации, а Култхард – пятое.

Дэвид Култхард и Сильвестр Сталлоне в боксах Williams на Гран При Италии

Что касается четвёртого места на стартовой решётке, то его сенсационно завоевал Джонни Херберт. Команда Lotus, за которую он выступал, из-за финансовых проблем переживала не лучшие времена – в 11-ти предыдущих Гран При её пилоты ни разу не квалифицировались выше 15-го места.

На гонку в Монце в команде возлагали особые надежды – здесь дебютировала специальная, более мощная версия мотора Mugen Honda. Но так как в распоряжении команды была лишь одна коробка передач, способная с ним работать, новинку получил только Херберт, а Алессандро Дзанарди пришлось использовать старую версию двигателя. Тем не менее, и с ним итальянцу удалось квалифицироваться 13-м.

Хороший результат нужен был Lotus как воздух. Команда погрязла в долгах, спасти её мог только новый спонсор. Но привлечь его, финишируя в хвосте пелотона, было невозможно. На счету команды в Кубке конструкторов не было ни одного очка – даже у записных аутсайдеров Larousse и Minardi дела шли лучше.

Уже в воскресенье четвёртая стартовая позиция Херберта едва не превратилась во вторую. Сначала на warm-up попал в серьёзную аварию Бергер, вылетев в Roggia и врезавшись в барьер. Гонщика отправили в медицинский центр, но врачи не нашли серьёзных травм и разрешили участвовать в гонке – австрийцу пришлось пересесть на запасную машину. А уже на стартовой решётке сломалась Williams Хилла. Обнаружив вытекшее из неё масло, Дэймон тут же кинулся в боксы и пересел на запасную машину. На ней была установлена старая версия двигателя и неподходящие Хиллу настройки, но всё же он мог стартовать.

Столкновение Херберта и Ирвайна на старте Гран При Италии

Так что Херберт остался четвёртым, но всё же это была великолепная позиция, чтобы заработать очки, а может быть и попасть на подиум. Оставалось лишь хорошо стартовать и добраться до финиша. Однако уже через несколько секунд после старта всё было кончено – начинавший гонку лишь девятым Эдди Ирвайн на Jordan так здорово разогнался, что опередил целый ряд пилотов, но перед первой шиканой не смог затормозить и врезался в Херберта…

Помимо Lotus, пострадало и ещё несколько машин, так что гонку остановили. Старт решено было дать заново, так что все пилоты, в том числе сошедшие, могли вернуться на решётку. Одним из них был Култхард, и ему пришлось пересесть в наскоро отремонтированную машину Хилла. Смог вновь стартовать и Херберт, но на запасной машине со старым двигателем, да ещё и с пит-лейн. Lotus оставалось надеяться только на чудо.

И второй старт не обошёлся без инцидентов. Попал в аварию Джанни Морбиделли на Footwork, из-за проколов вылетели и разбили машины Йос Ферстаппен и Алессандро Дзанарди. Но гонка продолжилась. Лидерство захватили две Ferrari, их преследовали две машины Williams.

В Ferrari запланировали два пит-стопа для Алези, и он отправился в боксы уже на 15-м круге. Машину дозаправили, сменили шины, но включить первую передачу Жан не смог. Французу пришлось сойти. Примерно в тот же момент на машине Джонни Херберта, пробившегося было на 14-е место, отказал генератор. Долгожданная гонка для Lotus завершилась двойным сходом.

После схода Алези лидерство унаследовал Бергер. В его случае Ferrari планировала только одну остановку, которая состоялась на 24-м круге. Пит-стоп прошёл без проблем, но в тот момент, когда Герхард собирался покинуть расположение команды, в соседние боксы Ligier заехал Оливье Панис. Механикам Скудерии пришлось придержать Бергера, в результате он потерял несколько секунд, которых обоим пилотам Williams хватило, чтобы после своих остановок остаться впереди австрийца.

Дэймон Хилл выигрывает Гран При Италии 1994 года

Борьба за победу на этом, по сути, завершилась. Единственное изменение в тройке лидеров произошло уже на последнем круге – всего за пару сотен метров до финиша, в Paraboliсa, у Култхарда закончилось топливо! В результате Дэвид был классифицирован только шестым, а на подиум, помимо Хилла и Бергера, поднялся выступавший за McLaren Мика Хаккинен. Его напарник Мартин Брандл финишировал пятым – впервые за сезон обе машины McLaren заработали очки. Четвёртое место досталось Рубенсу Баррикелло на Jordan.

Благодаря победе в отсутствии своего главного оппонента, Хилл сократил отставание от Шумахера до 11 очков. Впереди было ещё четыре гонки, одну из которых Шумахеру предстояло пропустить. Однако даже борьба за титул тогда отошла на второй план – внимание было приковано к событиям в Lotus.

Ирвайн, лишивший команду шансов на успех, был наказан условным отстранением от гонки (наказание вступило бы в силу, если бы Эдди совершил аналогичное нарушение в течение трёх Гран При), но Lotus это, конечно, не помогло. Уже на следующий день после гонки английский суд постановил ввести на базе команды внешнее управление – началась процедура банкротства. Команда довела этот сезон до конца, но он стал для неё последним.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё