Бразилия'82: Война

Жиль Вильнёв на Гран При Бразилии 1982 года
Гонка #359 : 21 марта 1982 года. Гран При Бразилии. Жакарепагуа
Поул Ален Прост (Renault) – 1:28,808 (203,941 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (Renault) – 1:37,016 (186,687 км/ч)
Победитель Ален Прост (Renault) – 1:44:33,134 (181,892 км/ч)

Начало восьмидесятых в Формуле 1 прошло под знаком непрекращающегося конфликта между FISA и FOCA и постоянных споров вокруг регламента. 1982-й не стал исключением, и именно на него пришёлся пик этого противостояния.

С технической стороны ключевых проблем было две. Во-первых, турбомоторы – по мнению большинства британских команд, новшество, внедрённое Renault, давало французам «несправедливое преимущество». До поры не столь мощный, но более лёгкий, компактный и надёжный Cosworth DFV позволял им противостоять двигателям Renault – тем более, что те страдали ещё и от «турбоямы». Но время шло, мотористы постепенно решали проблемы турбин, и сражаться с ними было всё тяжелее.

Другая проблема – граунд-эффект. Стремясь ограничить количество воздуха, проходящего под днищем, и уберечь их от повреждений, команды делали подвеску машин максимально жёсткой – чтобы дорожный просвет был постоянным. Это значительно осложняло жизнь пилотам и приводило к травмам – в частности, именно жёсткую подвеску машины с граунд-эффектом Марио Андретти называл одной из причин, по которой он покинул чемпионат в конце 1981 года.

Хуже того – скорости машин с граунд-эффектом и турбонаддувом стали смертельно опасными. Это ярко продемонстрировала авария Дидье Пирони на тестах в Ле Кастелле. На его Ferrari «закусило» газ, машина француза на огромной скорости вылетела с трассы, пробила ограждение и врезалась в естественную трибуну. К счастью, на ней не было зрителей, а Пирони отделался ободранной на колене кожей. Но все понимали, что это было следствием невероятного везения – в любой момент могла произойти трагедия.

Напарник Пирони, Жиль Вильнёв, вполне откровенно об этом говорил. «Мне больше не нравится управлять этими машинами, – заявил Жиль. – Они словно приклеены к трассе. У меня ощущение, словно я машинист поезда, едущего по рельсам. Двигатели очень мощные, мы входим в повороты на невероятных скоростях. Риск просто огромный». Другая причина недовольства Вильнёва – ограничение на число комплектов квалификационной резины: «Если у меня есть всего два комплекта, значит, мне нужна чистая трасса. И если на моём пути всё же кто-то окажется, то остаётся надеяться, что он смотрит в зеркала...» К сожалению, эти слова Жиля оказались пророческими.

Жиль Вильнёв на Гран При Бразилии 1982 года

Непосредственно перед Гран При Бразилии в Рио-де-Жанейро произошло удивительное событие: в специальном коммюнике, распространённом президентом FISA Жан-Мари Балестром, он не только обещал в скором времени полностью запретить граунд-эффект и уменьшить ширину шин, чего от него все и ожидали, но также требовал ограничить мощность двигателей и расход топлива, мотивируя это соображениями безопасности и экономии.

Фактически это означало, что он выступил против поддерживавших его все эти годы заводских команд – Ferrari, Renault, Alfa Romeo, инвестировавших в разработку турбомоторов большие средства (а именно эти двигатели самые мощные и прожорливые). Кроме того, аналогичные проекты были у BMW, Matra, Hart и Porsche – и все они остались в недоумении.

Правда, репутация самого Балестра в этот момент оказалась сильно подмочена. Незадолго до бразильского уик-энда итальянский Autosprint опубликовал документ 1943 года, в котором некий офицер СС Жан Балестр клянётся в верности Адольфу Гитлеру. Это письмо вызвало скандал, подняв вопрос о туманном прошлом этого человека, который также известен тем, что был арестован Гестапо в 1944-м. Так или иначе, Балестр не стал подавать на журнал в суд за клевету…

В 1982 году FISA отказалась от попыток регулировать дорожный просвет машин, но более детально прописала правила относительно «юбок» – неудачные слова и формулировки в регламенте заменены на более чёткие, не допускавшие двойного трактования. «Юбки» теперь должны изготавливаться из жёсткого материала, а не из резины, как прежде. Но и потом команды неустанно искали способы обойти запреты, аргументируя это тем, что вынуждены сражаться против машин с гораздо более мощными моторами.

Презентация команды Renault

Фактически в 1982-м лишь три команды постоянно использовали турбомоторы – Renault, Ferrari и Toleman. В Brabham начали сезон с наддувной силовой установкой от BMW, но уже на втором этапе вернулись к классическому Ford Cosworth. Ещё у двух команд, Alfa Romeo и Ligier, двигатели были атмосферными, но 12-цилиндровыми, поэтому превосходили в мощности DFV, хотя и уступали турбированным.

На первом этапе, в ЮАР (он прошёл ещё в январе), шесть первых мест на стартовой решётке заняли машины с турбомоторами. Победил тоже пилот, выступавший на такой технике: Ален Прост на Renault. Следующий этап, Гран При Аргентины, отменили из-за финансовых проблем организаторов, так что до гонки в бразильском Жакарепагуа у команд с безнаддувными моторами появилось время для принятия мер. И меры были приняты совершенно неожиданные.

Правила говорили, что масса машин на контрольном взвешивании должна быть не меньше 580 кг, включая смазочные материалы и охлаждающие жидкости. После гонки допускалась доливка этих жидкостей, если они расходовались. Этот пункт правил и решили использовать в Brabham, Williams и Arrows. Они разместили в машине специальные резервуары, в которые заливали до 50 литров воды.

Официально было заявлено, что вода необходима для охлаждения тормозов. В действительности это было не так: сразу после старта с открытием специального клапана вся эта вода выливалась, и машина становилась значительно легче, чем допускал регламент, обеспечивая заметное преимущество в поворотах. А после гонки в баки вновь заливалась вода.

Пилот Williams Карлос Ройтеман на Гран При Бразилии 1982 года

В квалификации, тем не менее, вновь лучшими оказались машины с турбомоторами – даже несмотря на то, что автодром Жакарепагуа им не слишком подходил. Поул завоевал Прост на Renault, второе время показал Жиль Вильнёв на Ferrari. Гонщик Williams Кейо Росберг смог квалифицироваться третьим, в полусекунде от лидера. Все остальные, начиная с Рене Арну (во время заездов он дважды попадал в аварии) на Renault, уступили Просту более секунды.

Важный момент – шины. В квалификации использовалась специальная, сверхмягкая резина, которой хватало всего на пару кругов. Число комплектов ограничено правилами, так что пилоты впервые столкнулись с необходимостью очень точно выбирать время для решающей попытки. В гонке, разумеется, использовались другие составы. Высокая мощность мотора машины Ferrari приводила к повышенному износу задних шин. И чтобы как-то решить эту проблему, в воскресенье они решили использовать на ведущих колёсах более жёсткую резину. Остальные клиенты Goodyear, как и гонщики на Michelin, сделали ставку на мягкие шины.

На старте Вильнёв захватил лидерство, а Прост откатился на четвёртое место. Арну был вторым, но позади него ехал Росберг – финн тут же атаковал и вышел вперёд, но ещё до конца первого круга потерял две позиции, совершив неудачную попытку обгона Вильнёва. Позади канадца – Риккардо Патрезе, Дидье Пирони, Нельсон Пике и Карлос Ройтеман.

На третьем круге Патрезе прошёл Росберга, а машину Пирони развернуло, и он откатился на 16-е место. На пятом круге Росберг потерял ещё одну позицию, пропустив Пике. На шестом у Проста начались проблемы с двигателем, и оба пилота Brabham, Патрезе и Пике, его опередили. Все лидеры ехали плотной группой: Вильнёв выигрывал у Арну менее секунды, тот примерно на столько же опережал Патрезе, у которого буквально на заднем антикрыле висел напарник. На девятом круге Пике вышел вперёд, после чего начал готовить атаку на Арну.

Нельсон Пике

У Арну, как и у Проста, возникли проблемы с турбомотором Renault. Он начал отставать от Вильнёва, а прессинг со стороны Пике возрос. На 17-м круге Пике удачно атаковал француза в повороте Juncao и вышел вперёд. Ещё через пару поворотов его опередил и Росберг, несколькими мгновениями раньше обогнавший Патрезе. На следующем круге Арну пропустил и Патрезе.

К 19 кругу по техническим причинам сошли обе Alfa Romeo и обе Ligier с двигателями Matra. Таким образом, в гонке из машин, использовавших не атмосферные DFV, а турбомоторы, остались только Renault и Ferrari. Но при этом темп гонщиков Renault постоянно падал, они откатились в район пятого-шестого места, и их догнали Лауда, Ройтеман и Уотсон. После напряжённой позиционной борьбы Прост выбрался на пятое место, а Арну откатился на седьмое.

На 21-м круге Ройтеман неудачно атаковал Лауду в последнем повороте, и хотя оба пилота продолжили движение, на McLaren была повреждена подвеска. На следующем круге Ройтеман вновь действовал неуклюже, врезался в Арну, и обе машины вылетели с трассы. Лауда свернул в боксы – тоже сход. Вдобавок ко всему, Мауро Бальди на Arrows пропустил лидеров на круг, но блокировал пилота Lotus Элио де Анжелиса. После столкновения де Анжелис сошёл.

Ситуация в гонке стабилизировалась, но Пике и Росберг продолжили преследовать Вильнёва и вели напряжённую борьбу между собой за второе место – Росберг проводил одну атаку за другой. На 27-м круге Кеке вышел вперёд, но два круга спустя Пике вновь опередил финна. На 30-м круге Нельсон атаковал Вильнёва по внешнему радиусу поворота Nonato, захватив лидерство! Вильнёв пытался контратаковать, выехал двумя колёсами на траву, его Ferrari развернуло и бросило в стену. Гонка для Жиля закончилась.

Вылет Жиля Вильнёва при попытке контратаковать Пике

До финиша оставалось больше половины дистанции, но судьба первого места была предрешена. Росберг пытался догнать Пике, но бразилец контролировал отрыв, а ближе к концу гонки резина на машине Кеке слишком сильно износилась, и он отстал. За их спинами на 34 круге Патрезе неожиданно ошибся, потеряв третье место. Через пару минут причина его ошибки стала ясна – итальянец вернулся в боксы и отказался продолжать борьбу. С машиной всё в порядке, но гонщик был полностью измотан ужасной жарой и влажностью. Риккардо не смог даже покинуть кокпит самостоятельно – его вытащили механики.

После этого до клетчатого флага в шестёрке лучших произошло только одно изменение – Микеле Альборето на Tyrrell опередил пилота немецкой ATS Манфреда Винкельхока в борьбе за шестую позицию. Пике финишировал первым, Росберг вторым, Прост – третьим, и он единственный из «клана турбо», кто смог заработать очки.

Трибуны ликовали – в последний раз бразилец на домашней трассе побеждал в далёком 1975-м! А в Жакарепагуа подобного не было никогда. Совершенно измотанные тяжёлой гонкой пилоты поднялись на подиум, чтобы послушать бразильский гимн. Особенно плохо чувствовал себя Пике – Берни Экклстоун, Росберг и Прост поддерживали Нельсона, чтобы он не упал.

Нельсон Пике на подиуме Гран При Бразилии 1982 года

Но после финиша гонки борьба за победу не закончилась. Перед контрольным взвешиванием механики Brabham и Williams залили в машины израсходованные «технические жидкости», в том числе – воду в специальные баки для «охлаждения тормозов». Но в Brabham перестарались, и пластиковый резервуар лопнул прямо на глазах у судей! Команды Renault и Ferrari немедленно подали протест.

Организаторы гонки протест отклонили – лишать Пике победы на домашней трассе они не собирались. Менеджеры Renault и Скудерии, Жан Саж и Марко Пиччинини, обратились в апелляционный суд FIA – и там встали на их сторону: Пике и Росберг были дисквалифицированы. Победителем гонки объявили Алена Проста – это был его первый успех на этой трассе, но в дальнейшем Ален станет рекордсменом бразильского Гран При, выиграв пять гонок в Жакарепагуа и ещё одну в Интерлагосе. Уотсон оказался вторым, Мэнселл – третьим, Альборето – четвёртым. Манфред Винкельхок попал в зачётную шестёрку, заработав очки в первый и последний раз в карьере. Шестое место досталось Пирони.

Как выяснилось в конце года, эта дисквалификация не повлияла на исход чемпионата – титул всё равно завоевал Росберг. Но она имела серьёзные последствия для Формулы 1. После неё конфликт между FISA и FOCA превратился в настоящую войну: протестуя против решения FIA, команды FOCA бойкотировали Гран При Сан-Марино. В итоге в FISA вынуждены были пойти на компромисс: руководители FOCA, Берни Экклстоун и Макс Мосли, вошли в правление FISA.

Через несколько дней после Гран При Бразилии Карлос Ройтеман заявил об уходе из Формулы 1. Причины досрочной отставки он не пояснил, и по сей день бытуют разные мнения, что же именно сподвигло аргентинца разорвать контракт с Williams. Одни считают, что всё дело в событиях полугодовой давности, когда, как считал Ройтеман, именно из-за действий команды он упустил титул. Другие отмечали непрекращающийся конфликт между Карлосом и одним из руководителей Williams, Патриком Хедом. Наконец, свою роль могла сыграть и начавшаяся между Аргентиной и Великобританией война за Фолклендские острова – в таких условиях аргентинцу выступать за британскую команду было непросто. Так или иначе, гонка в Жакарепагуа стала для Ройтемана последней.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё