Канада'74: Госпожа удача

Гонка #249 : 22 сентября 1974 года. Гран При Канады. Моспорт
Поул Эмерсон Фиттипальди (McLaren) – 1:13,188 (194,638 км/ч)
Лучший круг Ники Лауда (Ferrari) – 1:13,659 (193,394 км/ч)
Победитель Эмерсон Фиттипальди (McLaren) – 1:40:26,136 (189,112 км/ч)

Гран При Канады в 1974-м был предпоследним этапом, битву за титул вели сразу пятеро пилотов из четырёх разных команд. Возглавлял турнирную таблицу лидер Ferrari Клей Регаццони, всего одно очко проигрывал ему Джоди Шектер из Tyrrell, ещё два – Эмерсон Фиттипальди, выступавший теперь за McLaren. На пятой строчке значился пилот Lotus Ронни Петерсон, однако его шансы на победу в чемпионате были чисто теоретическими – он проигрывал Регаццони 15 очков.

Четвёртое место занимал ещё один пилот Ferrari, Ники Лауда. После предыдущей гонки в Италии австриец проигрывал напарнику 10 очков, но в промежутке между этими этапами сократил отставание до восьми. Как это возможно? Дело в том, что на Гран При Великобритании, прошедшем ещё в июле в Брэндс-Хэтче, произошёл спорный эпизод – Лауда заехал в боксы на предпоследнем круге, но обратно на трассу организаторы его уже не выпустили. В результате Ники оказался девятым, в двух кругах от победителя.

Ferrari подала протест, и перед гонкой в Канаде комиссия FIA по автоспорту (CSI – Commission Sportive Internationale, спустя несколько лет ей на смену придёт FISA) этот протест удовлетворила. Причём, очень необычным по сегодняшним меркам способом: они добавили к итоговому результату Лауды ещё круг, благодаря чему в итоговом протоколе у австрийца их теперь было не 73, а 74. Таким образом, формально он проиграл победителю только круг, а значит – поднялся в таблице на пятое место, заработав два очка.

Так или иначе, судьбу титула должны были решить две финальные гонки, в Канаде и США. Канадский Гран При проходил на трассе Моспорт, неподалёку от Торонто. Не все команды из Европы отправились в это североамериканское турне, зато здесь к пелотону присоединились две местные – знаменитые команды USAC Парнелли Джонса и Роджера Пенске. Оба выставили на старт по одной машине собственной конструкции с моторами Ford Cosworth DFV и посадили за руль известных американских гонщиков. На Parnelli VPJ4 выступал Марио Андретти, а на Penske PC1 – Марк Донохью.

Марио Андретти на Гран При Канады 1974 года

Несмотря на то, что в личном зачёте Лауда был только четвёртым, в действительности именно он был быстрейшим пилотом в том сезоне. В 13-и предыдущих Гран При он стартовал с поула 9 раз, в том числе шесть раз подряд! Однако ему катастрофически не везло, и лишь два своих поула он смог превратить в победу. В середине чемпионата Лауда даже лидировал в чемпионате, но на трёх этапах перед Канадой Ники сходил, из-за чего и оказался позади сразу трёх соперников.

Седьмой кряду поул, однако, австрийцу завоевать не удалось – на этот раз его всего на 0,042 секунды опередил Эмерсон Фиттипальди. Это был последний поул в карьере бразильца. Шектер показал третье время, четвёртое осталось за Карлосом Ройтеманом на Brabham, пятое – за Жан-Пьером Жарье на Shadow. Клей Регаццони начинал гонку только шестым. Что касается Петерсона, то в Lotus вновь отказались от использования своей Lotus 76 и вернулись к старым Lotus 72E. На ней Ронни показал 10-е время.

Прогноз на вторую половину дня в воскресенье обещал дождь, а значит завершиться Гран При мог как угодно. К тому же, из-за серьёзной аварии в гонке поддержки и слабой организации, старт был задержан почти на час. Тем не менее, к моменту, когда машины отправились на прогревочный круг, на трассе было холодно и ветрено, но сухо.

Боксы команды McLaren на Гран При Канады 1974 года

Старт лучше всего удался пилотам Ferrari – Лауда захватил лидерство, Регаццони прорвался на третье место. Их разделял Фиттипальди, а Шектер оказался четвёртым. Таким образом, все реальные претенденты на титул держались вместе. На пятое место поднялся Джеймс Хант на своём Hesketh, но он не мог соперничать в скорости с этой четвёркой и был больше занят отражением атак Жарье.

Лидеры тоже недолго держались вместе – скоро стало ясно, что Регаццони не выдерживает темп, предложенный Лаудой и Фиттипальди. На третьем круге Шектер обогнал его и бросился в погоню за Ники и Эмерсоном – но догнать их было совсем непросто. Даже Фиттипальди с трудом удерживался за гнавшим во весь опор Лаудой.

Финиш в таком порядке мог бы обострить интригу чемпионата перед последней гонкой до предела, но проехать пилотам нужно было 80 кругов. К 45-му на машине Шектера начались проблемы с тормозами, что сказалось на его скорости. А ещё через три круга передние тормоза отказали вовсе, и в повороте имени Мосса он врезался в ограждение. Южноафриканец сошёл и фактически распрощался с шансами на титул.

Ронни Петерсон на Гран При Канады 1974 года

Благодаря сходу соперника, Регаццони поднялся на третье место, однако сзади его стремительно нагонял Петерсон, уже опередивший к тому моменту Жарье, Ханта и Пасе. Уверенно лидировал по-прежнему Лауда, но затем Ники в очередной раз не повезло. На 68-м круге он догонял отстававшего на круг Джона Уотсона, когда в повороте Квебек у того сломалась подвеска. Но после вылета в гравий англичанин смог вернуться на трассу, однако на месте вылета осталось много грязи и пыли. Предупредить Лауду об опасности жёлтыми флагами никто и не подумал, так что Ники вошёл в поворот на высокой скорости, не смог удержаться на трассе и врезался в барьер.

После этого Фиттипальди ничего не оставалось, как довести достаточно простую для него гонку до победы. Регаццони финишировал вторым, сдержав Петерсона, а это означало, что перед финальным Гран При у двух претендентов на титул будет одинаковое количество очков. Шектер сохранил чисто математически шансы на победу в чемпионате, а Лауда и Петерсон лишились их вовсе.

Четвёртое место завоевал Джеймс Хант, пятое – Патрик Депайе на Tyrrell. Шестым финишировал напарник Фиттипальди по McLaren Денни Халм. Для чемпиона 1967 года эти очки оказались последними: на Гран При США он сойдёт, после чего покинет Формулу 1. Однако гонками будет заниматься вплоть до своей смерти – он умрёт в Австралии в 1992 году во время гонки спорткаров Bathurst 1000 за рулём BMW M3 от инфаркта.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё