Италия'73: Командные игры

Ронни Петерсон и Эмерсон Фиттипальди на Гран При Италии 1973 года
Гонка #233 : 9 сентября 1973 года. Гран При Италии. Монца
Поул Ронни Петерсон (Lotus) – 1:34,80 (219,304 км/ч)
Лучший круг Джеки Стюарт (Tyrrell) – 1:35,3 (218,153 км/ч)
Победитель Ронни Петерсон (Lotus) – 1:29:17,0 (213,450 км/ч)

Второй год подряд гонка в Монце могла решить исход чемпионата, и второй год подряд она проводилась на новой версии трассы, с двумя шиканами, разбившими длинные прямые. Незадолго до Гран При прошла гонка спортивных машин «1000 километров Монцы», в которой шиканы не использовались, что породило робкие надежды болельщиков на возвращение «классической» Монцы и в Формулу 1, но они были пресечены решением GPDA – правда, говорят, не единогласным.

Претендентов на титул было трое. Двое представляли Tyrrell – лидировал в чемпионате Джеки Стюарт, 21 очко уступал ему Франсуа Север. Ещё на 3 очка меньше было у гонщика Lotus Эмерсона Фиттипальди. Бразилец, доминировавший в начале чемпионата на старой Lotus 72D, никак не мог приспособиться к новой Lotus 72E. К тому же, его отношения с Колином Чэпмэном становились всё более натянутыми, и вместо поддержки от своего напарника, Ронни Петерсона, Эмерсон получал лишь дополнительную конкуренцию.

Из остальных участников чемпионата с этой парой команд могли конкурировать лишь пилоты McLaren. Денни Халму и Питеру Ревсону даже удалось одержать по одной победе, но в целом их результаты были недостаточно хороши, чтобы потягаться с лидерами. В Ferrari переживали очередной непростой сезон, в середине которого распрощались со своим основным пилотом, Жаки Иксом, и перешли к выступлениям на одной машине. Тем не менее, в Монце Икс снова сел за руль второй Ferrari – с ним подписали контракт на одну гонку.

Теоретически на скоростной трассе машины Ferrari с 12-цилиндровыми моторами должны были получить преимущество над двигателями DFV, которые использовала подавляющая часть команд, но на практике этого не произошло. Артуро Мерцарио квалифицировался только седьмым, а Икс – и вовсе 14-м. Поул, уже в седьмой раз в сезоне, завоевал Петерсон, на полсекунды опередивший Питера Ревсона.

Денни Халм на Гран При Италии 1973 года

Третье время тоже оказалось за пилотом McLaren, Денни Халмом, а Эмерсон Фиттипальди стартовал четвёртым. Что касается лидера чемпионата, то Монца вновь подтвердила слабость машин Tyrrell на скоростных автодромах – Джеки Стюарт квалифицировался только шестым, уступив Петерсону более секунды. Франсуа Север начинал гонку лишь 11-м.

Первой жертвой шикан стал проводивший дебютный сезон Джеймс Хант – в квалификации он серьёзно разбил свою March в первой шикане, и команда Hesketh предпочла отказаться от участия в гонке и вернуться в Англию, чтобы незамедлительно приступить к ремонту шасси перед выездным турне чемпионата в Северную Америку. Вернувшийся в строй после травмы руки Ники Лауда на BRM показал 15-е время.

Несмотря на слабую форму Ferrari, в воскресенье на трибунах Монцы собралось огромное количество зрителей. К сожалению для них, гонка для Артуро Мерцарио оказалась короткой – уже на втором круге он сломал подвеску своей Ferrari 312 B3, слишком агрессивно атаковав в первой шикане.

Интересно, что на первом круге гонщики не должны были преодолевать шикану – организаторы разрешили им проезжать прямо. Этим сполна воспользовался Петерсон, блестяще реализовав преимущество поула. А вот пилоты McLaren стартовали неважно – их обоих опередил Эмерсон Фиттипальди. Халм и Ревсон ехали следом, а на пятую позицию вырвался Стюарт. Уже к концу первого круга он опередил Ревсона и вышел на четвёртое место.

Франсуа Север на Гран При Италии 1973 года

Пара Lotus начала отрываться от преследователей, но Стюарта это не слишком беспокоило – при таком раскладе он всё равно гарантировал себе титул. Он вплотную преследовал Халма, но через несколько кругов его темп неожиданно упал. Вскоре стало ясно, что дело в проколе – на 8-м круге Стюарту пришлось свернуть на пит-лейн для замены колеса. Однако пит-стопы проводить никто не планировал, так что механики Tyrrell провозились целую минуту! Джеки удалось вернуться на трассу в одном круге с лидерами, но теперь он занимал только 20-ю позицию…

На следующем круге проблемы возникли и у Халма – ему тоже пришлось отправиться в боксы – для ремонта тормозов, и новозеландец потерял на этом два круга. На третье место поднялся Ревсон, но он проигрывал двум гонщикам Lotus всё больше и больше. Ситуация в группе лидеров оставалась стабильной, а вот позади Стюарт начал героический прорыв через весь пелотон.

На 10 круге он отыграл две позиции, на 11-м и 12-м – ещё по одной. К 22 кругу он поднялся уже на девятое место, а на 37-м обогнал Майка Хэйлвуда и вошёл в шестёрку лучших! Следующей целью был Карлос Ройтеман, и с ним Джеки расправился за пять кругов. Ещё несколькими минутами спустя Стюарт догнал Севера, и хотя теоретически тот тоже претендовал на титул, француз немедленно уступил дорогу лидеру команды. Так Стюарт вновь оказался на четвёртом месте.

Джеки Стюарт

Этого было бы недостаточно, чтобы гарантировать титул, если бы Фиттипальди всё же выиграл гонку. Бразилец вплотную преследовал напарника, но тот пропускать Эмерсона не собирался. Из боксов сигналов тоже не поступало – Колин Чэпмэн считал шансы Фиттипальди на титул призрачными и не видел смысла в использовании командной тактики. На последнем круге Чэпмэн всё же вышел к трассе – но лишь для того, чтобы, как обычно в случае победы, подбросить в воздух свою кепку.

Ронни Петерсон одержал третью победу в карьере – и вторую подряд. Фиттипальди, благодаря второму месту, а также тому факту, что Север пропустил Стюарта, поднялся на вторую строчку в личном зачёте, но потерял шансы на титул. Джеки Стюарт гарантировал себе победу в чемпионате – третью в карьере и последнюю.

Для Севера эти очки были последними – через месяц он погибнет на тренировке перед Гран При США. После этого Стюарт откажется выходить на старт гонки и объявит о завершении карьеры – он ушёл из Формулы 1 непобеждённым.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё