Аида'95: Титул номер два

Михаэль Шумахер празднует завоевание второго титула в Аиде, 1995 год
Гонка #579: 22 октября 1995 года. Гран При Тихого океана. Аида
Поул Дэвид Култхард (Williams FW17B) - 1:14,013 (180,114 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Benetton B195) - 1:16,374 (174,546 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Benetton B195) - 1:48:49,972 (169,443 км/ч)

Впервые гонка в японской Аиде, на трассе, которая тогда называлась TI Circuit, прошла в начале 1994-го. В календаре был ещё и ноябрьский этап в Сузуке, так что команды приезжали в Японию дважды – в начале и в конце сезона. Страна восходящего солнца – лишь одна из семи, где гонки Формулы 1 проходили дважды в течение одного сезона. Так как национальный этап принимала именно Сузука, гонка в Аиде получила название Гран При Тихого океана.

В 1995 году Тихоокеанский Гран При также был запланирован на начало сезона: первоначально гонку назначили на 16 апреля. Однако в планы организаторов вмешалась стихия: 17 января в Кобе, расположенном неподалёку от Аиды, произошёл один из сильнейших катаклизмов в истории Японии – Великое землетрясение Хансин-Авадзи.

Сила подземных толчков превышала 7 баллов, продолжались они несколько дней. Урон был нанесён колоссальный – погибли 6,5 тысяч человек, ещё 300 тысяч остались без крова. Было разрушено 200 тысяч зданий и множество дорог. Пострадала и инфраструктура автодрома в Аиде, а также подъездные пути к трассе, так что было принято решение перенести гонку на осень и провести её за неделю до этапа в Сузуке.

Перед «японским турне» победитель чемпионата был почти определён – за три этапа до окончания сезона пилот Benetton Михаэль Шумахер лидировал с преимуществом в 27 очков. Тем не менее, Деймон Хилл ещё сохранял шансы на титул – правда, чтобы стать чемпионом, ему обязательно нужно было побеждать во всех оставшихся Гран При, а Шумахер должен был набрать не более двух очков.

Михаэль Шумахер, Аида

Несмотря на такое преимущество Михаэля, лучшими считались именно машины Williams. Очередное творение Эдриана Ньюи имело самый высокий уровень прижимной силы в пелотоне, а благодаря мощному мотору Renault и на прямых у FW17B со скоростью дела обстояли неплохо. На Benetton двигатель стоял такой же, но по уровню прижимной силы тягаться с Williams машина не могла.

Однако у B195 нашлась и своя сильная сторона – машина оказалась очень быстра с полными баками. Благодаря этому Шумахер хотя и не мог конкурировать с пилотами Williams в квалификациях, зато был вполне конкурентоспособен в гонках. Кроме того, он мог использовать более гибкий подход к тактике: как правило, машина перед стартом заправлялась на половину дистанции, и уже по ходу гонки в Benetton решали, какое число пит-стопов лучше выбрать.

Трасса в Аиде считалась более подходящей для Williams, там требовался высокий уровень прижимной силы. Это подтвердила и квалификация, где уже в пятницу пилоты британской команды показали лучшее время – первым стал Дэвид Култхард, который к концу сезона всё чаще опережал более опытного напарника. Хилл уступил ему 0,1 секунды. Шумахер оказался только третьим, в 0,4 секунды позади.

Однако Михаэль сделал ставку на субботнюю сессию, в которой смог прибавить. На последнюю попытку он отправился уже под самый занавес заездов, и Култхард вовсе не был уверен в непоколебимости своего результата, поэтому тоже выехал на трассу, использовав пятый комплект новых шин из семи.

Ян Магнуссен дебютирует на Гран При Тихого океана в Формуле 1 за рулём McLaren

Култхард смог ещё прибавить, но в действительности нужды в этом не было – ни Хиллу, ни Шумахеру не удалось превзойти даже его пятничный результат. Таким образом, у Дэвида осталось лишь два комплекта новой резины на гонку. В аналогичной ситуации оказался и Хилл. А вот у Шумахера осталось три набора новых шин.

Помимо сражения лидеров, большой интерес в Аиде вызвал дебют Яна Магнуссена. Датчанин по ходу сезона исполнял роль тест-пилота McLaren и, по слухам, на тестах опережал не только Марка Бланделла, но и Мику Хаккинена. Перед первой японской гонкой у Хаккинена диагностировали воспаление аппендикса, так что Магнуссен получил шанс себя показать. В квалификации в грязь лицом он не ударил, хотя и сенсации не сотворил: Ян оказался 12-м, на две позиции ниже Бланделла.

После старта Култхард уверенно сохранил лидерство, а Хилла пробовал атаковать Шумахер. В первом затяжном правом повороте Михаэль выбрал внешний радиус, однако Деймон перекрыл ему траекторию, вытесняя за пределы трассы. Шумахер вынужден был приподнять ногу с педали газа и пропустить обоих пилотов Ferrari. Сам Хилл, впрочем, увлекшись блокировкой, тоже потерял скорость, и Алези удалось его обогнать.

Старт Гран При Тихого океана в Аиде

На четвёртом круге Шумахер смог справиться с Бергером и вновь оказался позади Хилла. Тот вплотную преследовал Алези, но никак не мог провести успешную атаку. Шумахер, в свою очередь, попробовал опередить Хилла, но безуспешно. Култхард тем временем отрывался всё дальше – темп Ferrari был куда ниже. К 18-му кругу Дэвид выигрывал у преследователей 14 секунд. Всё шло к его второй победе – первую шотландец одержал всего месяц назад, в Португалии.

Алези, Хилл и Шумахер ехали плотной группой, и на 18-м круге все трое одновременно отправились в боксы. Механики Benetton в очередной раз продемонстрировали мастерство, превзойдя оппонентов из Ferrari, и Михаэль вернулся в гонку перед Алези! Он оказался четвёртым, буквально на долю секунды опередив Ирвайна, который ещё не побывал в боксах, в то время как Алези пропустил ещё и Френтцена. Что касается Хилла, то на его машине возникли проблемы с заправочным механизмом, так что Деймон откатился в конец первой десятки.

Стало ясно, что борьба за победу сводится к противостоянию между Шумахером и Култхардом. Михаэль проигрывал достаточно много, но, получив оперативный простор, смог резко поднять темп. Култхард же решил использовать оборонительную тактику и вместо трёх раз останавливаться только дважды.

После гонки шотландец признал, что это была его идея. Казалось, что меньшее число пит-стопов вместе с солидным запасом, созданным на первой части дистанции, должны обеспечить преимущество. Сыграл свою роль, конечно, и тот факт, что в распоряжении Дэвида оказалось меньшее число комплектов новой резины.

Борьба Михаэля Шумахера и Герхарда Бергера в Аиде

Так или иначе, но имея в своём распоряжении более лёгкую машину и более свежую резину, Шумахер оказался настолько быстр, что отыграл как 14-секундное отставание, так и лишний пит-стоп. Уже после второй остановки Култхарда Шумахер вышел вперёд и создал достаточно большой отрыв, чтобы после третьего пит-стопа вернуться на трассу лидером.

Победа оказалась более чем убедительной – к финишу он опередил Култхарда на 15 секунд. Хилл финишировал третьим и за два этапа до окончания сезона официально распрощался с шансами на титул – теперь догнать Михаэля в чемпионате было невозможно. В 26 лет Шумахер стал самым молодым двукратным чемпионом мира в истории.

Для Аиды эта гонка Формулы 1 оказалась последней. Из-за неудачного расположения трассы, а также того факта, что всего через неделю должен был состояться этап в Сузуке, посмотреть Тихоокеанский Гран При пришли всего 15 тысяч человек. Больше этапы чемпионата мира на TI Circuit не проводились.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё