Португалия'84: Первый из проигравших

Ален Прост на Гран При Португалии 1984 года
Гонка #404: 21 октября 1984 года. Гран При Португалии. Эшторил
Поул Нельсон Пике (Brabham BT53) - 1:21,703 (191,670 км/ч)
Лучший круг Ники Лауда (McLaren MP4/2) - 1:22,996 (188,684 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren MP4/2) - 1:41:11,753 (180,541 км/ч)

В 1984 году моторы Porsche на машинах McLaren официально всё ещё назывались TAG, но надпись Made by Porsche на них уже появилась. Стесняться немцам было уже нечего – пилоты McLaren доминировали в чемпионате, выигрывая одну гонку за другой.

В 15-ти Гран При выступавшие за эту команду Ники Лауда и Ален Прост одержали 11 побед, задолго до конца сезона гарантировав McLaren завоевание Кубка конструкторов. А вот кто из них станет чемпионом в личном зачёте, должно было определиться на финальном, 16-м этапе, который проходил в Португалии.

Формула 1 вернулась в Португалию спустя 24 года – до этого в последний раз этап чемпионата мира проходил в этой стране в 1960 году. На этот раз Гран При состоялся не на городской, а на стационарной трассе в Эшториле. Она была построена ещё в 1972-м, но специально для проведения гонок Гран При её серьёзно модернизировали – работы завершились незадолго до прибытия команд.

Моторы TAG на машинах McLaren с надписью Made by Porsche

Значительных изменений в списке участников по сравнению с предыдущим Гран При (он прошёл на Нюрбургринге) не было – разве что пилоты Brabham Тео и Коррадо Фаби, делившие по ходу сезона машину №2, вынуждены были пропустить этот этап из-за смерти отца – их заменил Манфред Винкельхок. А в Renault решили дать возможность дебютировать в Формуле 1 своему тест-пилоту Филиппу Стрейффу, специально для которого на старт была выставлена третья машина.

Впрочем, всё это в Эшториле отошло на второй план: главной темой, безусловно, было сражение между пилотами McLaren. Побед больше было у Проста, шесть против пяти, но в чемпионате лидировал Лауда. На его счету было 66 очков, тогда как у Проста – только 62,5. Так как гонка в Монако была прервана досрочно, за победу в ней Алену начислили лишь половину причитающихся очков – 4,5.

Самым неприятным моментом для Проста было то, что победы в Португалии ему было недостаточно, чтобы гарантировать себе титул. Если бы Лауда финишировал вторым, то всё равно стал бы чемпионом. К тому же, в шести предыдущих Гран При австриец и француз побеждали строго по очереди. И так как на Нюрбургринге победил Прост, выходило, что в Эшториле пришла очередь Лауды.

Нельсон Пике завоевал в Португалии уже девятый поул в сезоне, но вновь не смог победить

Но это всё теория, а на практике фортуна, казалось, наконец-то повернулась к Просту лицом. В пятницу в Португалии шёл дождь, так что для распределения стартовых позиций пилотам осталась только субботняя сессия. А она сложилась для Лауды крайне неудачно, так как он оказался только 11-м!

Ален Прост, в третий раз подряд, показал в квалификации второе время, а поул в третий раз подряд достался пилоту Brabham Нельсону Пике. Впрочем, бразильца Прост не слишком опасался – в Эшториле Пике завоевал уже девятый поул в сезоне, а вот побед на счету действующего чемпиона мира было всего две. Третье место на стартовой решётке занял Айртон Сенна, выступавший за Toleman.

Старт, однако, сложился неожиданно – Просту удалось опередить Пике, но их обоих прошли сразу два соперника, Кеке Росберг и Найджел Мэнселл! При этом Росберг стартовал четвёртым, а Мэнселл – только шестым. Впрочем, уже на втором круге Прост вернул себе второе место.

Первый поворот Гран При Португалии: Росберг, Мэнселл, Прост, Пике, Сенна, Альборето, Тамбэ

Темп Алена оказался заметно выше, чем у соперников, так что обгон Росберга был лишь делом времени. Финн сопротивлялся на протяжении шести кругов, но всё же сдался – Прост вышел в лидеры и понёсся к своей седьмой победе в сезоне. Всё, что от него зависело, для завоевания титула он сделал.

Лауда тем временем пытался прорваться наверх. К 18-му кругу он был седьмым, к 26-му – пятым. К середине дистанции Лауда опередил Росберга и Сенну и вышел на третье место. Второе занимал Мэнселл, темп которого, однако, был достаточно высоким. На протяжении 20-и кругов Ники преследовал англичанина, но не мог его опередить. Титул при таком раскладе доставался Просту.

Сложно сказать, удалось бы Лауде опередить в итоге Мэнселла или нет, но всё решил случай. На Lotus Мэнселла возникла утечка тормозной жидкости, машину развернуло, и она замерла на обочине. Лауда промчался мимо – уже никто не мог помешать ему завоевать титул, пусть отрыв от соперника в личном зачёте оказался самым маленьким в истории – всего 0,5 очка.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё